Статья "Инновационный менеджмент: внедрение системы социального партнёрства как механизма прогрессивного развития образовательного учреждения"
статья

Павлова Светлана Геннадьевна

Рассматриваются инновационные возможности организации социального партнёрства в образовательном учреждении как способа повышения качества услуг, выполнения ФГОС, как актуальный фактор современнного управления образовательно-воспитательным процессом всех уровней(дошкольного, начального, общего, дополнительного) Представлен успешный опыт и результат апробации проектов партнёрства  дошкольных учреждений с лучшими социальными институтами. Статья опубликована в научном журнале  "Шаг в науку", №3, 2019 год (ФГБОУ ВО "Оренбургский государственный университет")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statyainnovatsmenedzhmentzhshagvnaukuogu2019.docx31.7 КБ

Предварительный просмотр:

Научный журнал «Шаг в науку». №3, 2019, стр. 140-143

Учредитель ФГБОУВО  «Оренбургский государственный университет» 

Режим доступа: http://sts.osu.ru/numbers/Step_to_science_3_2019_sod.pdf

УДК 37.01

 ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА КАК МЕХАНИЗМА ПРОГРЕССИВНОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Павлова С.Г.

Аннотация: В статье рассматриваются инновационные возможности организации социального партнёрства в образовательном учреждении как способа повышения качества услуг, выполнения ФГОС. Представлен успешный опыт и результат апробации проектов партнёрства  дошкольных учреждений с лучшими социальными институтами. 

Ключевые слова: социальное партнёрство, дошкольное образование, инновационный менеджмент

         SOCIAL PARTNERSHIP AS A MECHANISM OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTION

Аbstract: The article discusses the innovative possibilities of organizing social partnership in an educational institution as a way to improve the quality of services, the implementation of the GEF. Presented successful experience and the result of testing projects of partnership of preschool institutions with the best social institutions.

Key words: social partnership, preschool education, development

           Понятие социального партнёрства традиционно применялось в сфере трудовых отношений и характеризовалось как система взаимоотношений между работником и работодателем по вопросам непосредственного регулирования трудовых отношений. И совсем недавно, порядка десяти-двадцати лет, этот постулат находит свою интерпретацию и жизнеспособность в других областях, в частности, в образовательных системах.

Основная идея, основанная на добровольном и выгодном именно сотрудничестве и равноправном участии двух и более сторон, на единой общности интересов, ориентирована на реализацию следующих целей: взаимная заинтересованность в обоюдных результатах, свобода и желание конструирования и организации совместных мероприятий, а также принятие своих обязательств.

Состав участников партнёрских отношений формируется исходя из целей и задач события или процесса, а также в зависимости от уровня образовательного учреждения. В дошкольном учреждении актуальны адаптация ребёнка в социуме и раннее всестороннее развитие, формирование любознательности, познавательного интереса к миру, взаимодействие воспитанника, семьи и педагогического коллектива. В школе одной из приоритетных задач является учебная деятельность, про ориентационное направление, самоорганизация. В профессиональных и высших образовательных учреждениях акцент составляет накапливаемый опыт в профессии, выход на рынок труда. Безусловно, все уровни взаимосвязаны между собой и на каждом этапе партнёрские отношения могут быть охарактеризованы не только с решением ключевой задачи периода. Так, развитие человека в области музыкального, художественно-эстетического направления сопровождает его всю жизнь и оказывает положительное влияние на развитие личностных качеств, а вместе с тем и профессиональных.

Неоспоримым является истина о воздействии общественного саморазвития в плоскости реализации механизма социального партнёрства.

Иными словами, лучшие представители образцовых культурно-исторических институтов общества таких как - некоммерческие организации, учреждения культуры (театры, музеи, дома культуры), учреждения дополнительного образования, самодеятельные объединения, общественные организации, высшие учебные заведения, выполняя деятельностную активность в партнёрских программах образовательных учреждений, начиная с детского сада и заканчивая ВУЗом, по сути реализуют преемственный и структурный алгоритм самосовершенствования социальных систем.

Современный детский сад значительно отличается от предшественника прошлых лет. Место присмотра и ухода сменила успешная реализация комплексной образовательной программы, ориентированной именно на дошкольный возраст и связанной с грамотной и качественной организацией предметно-пространственной и личностной среды, где осуществимо взаимодействие со многими социальными группами, предоставляющими обширный спектр образовательных и воспитательных услуг. Развитие и мобилизация культурно значимых и научных связей детского дошкольного образовательного учреждения даёт основу для разностороннего духовного, нравственного развития и всестороннего восприятия ребёнка с самого раннего возраста, совершенствует семейные отношения. Взаимодействие всех участников развивающего процесса позволяет выстраивать разновозрастные отношения субъектов в контексте гармонизации личности ребёнка, организует его введение в поликультурное пространство.

Социальное партнёрство в детском саду представляет собой и дополнительное образование. Например, получение первичных навыков игры на настоящих русских музыкальных инструментах при общении с воспитанниками образцового оркестра народных инструментов Дворца пионеров на интерактивном концерте-празднике, посвящённом масленичной неделе. Или другой пример, при постановке театрализованной программы к Дню Победы в совместной деятельности с «детьми войны», представителями клуба «Встреча друзей» городского Совета ветеранов г. Орска, дети, что называется, из живых уст узнают подробности послевоенного времени.

Начиная с 2014 года, был апробирован проект по реализации социального партнёрства (область музыкальной эстетической направленности) в МДОАУ «Детский сад №60», далее  продолжен в МДОАУ «Детский сад№95», МОУ «СОШ № 6»  в городе Орске. В аспектах подходов инновационного менеджмента за период с 2015 по 2019 год внедрение системы социального партнёрства как механизма прогрессивного развития образовательного учреждения получило признание не только на муниципальном, но и на федеральном уровне.

Первоначальный этап включал в себя формирование ресурсной базы социальных партнёров, календарное и тематическое планирование и организацию совместных мероприятий, распределение функциональных обязанностей субъектов образовательно-воспитательного процесса, оценку результатов и обозначение перспектив сотрудничества.

Ключевые позиции организации системы социального партнёрства в ДОУ были следующие:

-внедрение ФГОС через интеграцию образовательных областей,

-формирование развивающей среды как комплекса не только предметной, но и личностно-ориентированного пространства,

-повышение качества образовательно-воспитательного процесса,

-разработка инновационных технологий, ориентированных на мотивированное само личностное развитие в условиях социума,

-не шефство и опекунство, а взаимодействие и сотрудничество социальных партнёров и дошкольников-основа самостоятельного и творческого человека будущего общества,

-концепция Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития и творчества от рождения,

-раннее эстетическое развитие.

В период 2016-2017 г. круг партнёров значительно расширяется, интерес к социальному партнёрству детского сада и социума увеличивается, и реализуются программы в разных направлениях. Опыт организации системы взаимодействующих социальных партнёров был представлен на городской методической площадке представителей всех дошкольных учреждений города Орска, на межрегиональных вузовских конференциях в Кирове, Томске, Москве, на федеральной площадке Университета детства в Москве, организованной Рыбаков фондом с участием РАО.

С 2017-2019 г. разработана и внедряется программа социального партнёрства (область музыкальной эстетической направленности) в дошкольном учреждении, получившая поддержку НКО «Рыбаков фонд» г. Москвы, АНО ДПО «Межрегионального центра инновационных технологий в образовании» г. Кирова, отмечена Региональным центр развития образования г. Оренбурга, представлена на конференции Институтом общественных наук Центр образовательных систем РАНХИГС при Президенте РФ и опыт опубликован в сборнике этого мероприятия «Проектный менеджмент как инструмент развития образовательных систем: от проекта до управления портфелями проектов». В рамках реализации проекта по организации социального партнёрства в октябре 2018года  на базе Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ФГБОУ ВО ОГУ состоялась Международная научно-практическая конференция «Интерактивные технологии в современном образовании». Мероприятие было организовано совместными действиями научно-исследовательской лаборатории ВУЗа, МДОАУ «Детский сад №95 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного развития воспитанников «Смешарики» г. Орска», НКО «Рыбаков фонд». Участниками конференции стали около 95 представителей образовательных учреждений разного уровня из Санкт-Петербурга, Москвы, Самары, Орска, Симферополя, Таганрога, Республики Казахстан, Израиля, Французской республики, Украины (ДНР).

Цель проекта включает организацию циклической модели социального партнёрства в современном ДОУ с различными социокультурными объектами в контексте образовательно-воспитательного пространства. Задачи: 1) привлечение родителей к участию в образовательном процессе дошкольного учреждения, 2) построение партнёрских отношений нового типа «педагог + ребёнок + партнёр=взаимодействие», 3) использование лучшего опыта социума в образовательных парциальных программах    детского сада.

Главная идея проекта связана с внедрением ФГОС: интеграцией  образовательных областей через взаимодействие субъектов обучения. В противовес пассивной участи одного из субъектов в формате шефства и опекунства было спроектировано сотрудничество социальных партнёров и дошкольников – основа самостоятельного и творческого общества.

Таблица 1. Функции социальных партнеров МДОАУ «Детский сад№95 г. Орска»

Социальные партнёры

Функции

МАУДО «Детская школа искусств№ 3»  МОАУ ДО «Детская школа искусств №5» г. Орска

Совместные концерты классической музыки

Дом культуры железнодорожников  г. Орска

Организация городских вокальных конкурсов

МАУ ДО «Дворец пионеров и школьников» г. Орска, образцовый детский ансамбль народных инструментов «Весёлые струнки» г. Орска

Интерактивные камерные концерты народной музыки

Детские театры г. Орска «Кракатук», «Радуга»

Демонстрация интерактивных сказок с игровыми технологиями

Клуб «Встреча друзей» городского Совета ветеранов Ленинского района г. Орска

Реализация общих мероприятий, акций, встреч

МОУ «Межрегиональный центр развития и поддержки одарённой и талантливой молодёжи» г. Красноярск

Конкурсная работа с одарёнными детьми на Всероссийской олимпиаде

Министерство культуры РФ, Союз композиторов России, Центр «Созвездие»

Оценка творческих достижений, конкурсное движение

Всероссийский  центр гражданских инициатив «Идея» Оренбург

Информационная поддержка, фестивальное движение

АНО ДПО «Аничков мост», Санкт-Петербург

Повышение квалификации, конкурсы

Московская педагогическая академия дошкольного образования, Москва

Диссеминация опыта на Международной конференции в Московском государственном университете им. М. Ломоносова

Лаборатория Томского государственного педагогического университета

Обобщение опыта, повышение квалификации, онлайн-конференции

Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ, научно-исследовательская лаборатория

Диссеминация опыта, организация и проведение совместных конференций

АНО ДПО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании», Киров

Профессиональные конкурсы, сертификация, обучение, публикации

Фонд «Институт ускорения экономического развития России(Рыбаков фонд)», Москва

Диссеминация опыта и объединение  лучших практик всех регионов России, перспективы развития, организация профессионального роста

Институт общественных наук Центр развития образовательных систем, РАНХиГС  при Президенте РФ

Моделирование проектных изменений в области современной инновационной образовательной системы, конференции, издательство

Депутат  городского Совета Кумакбаев К.К

Поддержка инициатив развития образования детей в Орске, выход на региональные олимпиады

СМИ:     сайт  новостей «ORSK.RU»

     газета «Орская хроника»

     газета «ОРСК.ДЕТИ»

     телеканал «ORSK TODAY»

    Интернетканал «YOU TUBE»

   телевидение «Уфанет»

Информационное содействие, пропаганда достижений орских дошколят, демонстрация положительного опыта в дошкольном образовании Орска на городском, региональном и общероссийском уровне

Родители воспитанников

Участие во всех мероприятиях детского сада, в том числе совместно с другими социальными партнёрами

Таким образом, социальное партнёрство является показателем  повышения качества и эффективности предоставляемых образовательных услуг в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. Индикаторами значимости инновационного менеджмента в организации системы взаимодействия образовательного учреждения и социальных партнёров разных сфер деятельности являются:

1) использование научного подхода на практике,

2) развитие инновационной концепции современного детского сада (школы и т.д.),

3) повышение качества предоставляемых образовательных услуг,

4) улучшение профессиональной компетентности всех участников,

5)социальная значимость для населения,

6)эффективные инвестиции в будущее общества на самом раннем возрастном периоде развития,

7)формирование и определение ценностных категорий и ориентаций (гражданственность, нравственность, творчество и мотивация к лучшему, интерес и эрудиция) в личностном портрете детей через активную деятельность и общение в культурном контакте с лучшими представителями общества.

Продуктом взаимодействия социальных партнёров и дошкольного учреждения могут быть социально значимые акции, проектная и исследовательская деятельность, массовые культурные мероприятия. Социальные партнёры не только несут образовательный и воспитательный капитал детям, но и в процессе реализации совместных программ совершенствуют общество на принципах социальной значимости, гуманистической направленности, сотворчества и открытости, толерантности, повышают статус семьи, педагогики, значение общего дела на благо каждого участника.

Список литературы

1. Гром, С.Д., Шульга, И.И. Социальное партнёрство в сфере образования// Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. XIV междунар. науч.-практ. конф. № 9(13). – Новосибирск: СибАК, 2018.

2. В детском саду играют на духовых инструментах. ORSK.RU. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://orsk.ru/news/83620.-Дата обращения 12.03.2019

3. Интерактивные технологии в современном образовании. Сайт Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВО «ОГУ» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://og-ti.ru/institut/novosti?id=484.-Дата обращения 12.03.2019.

4. Павлова, С. Г. Внедрение ФГОС: социальное партнёрство как приоритетный целевой ориентир в организации интегративного образовательно-воспитательного пространства в ДОУ. Киберленинка [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vnedrenie-fgos-sotsialnoe-partnyorstvo-kak-prioritetnyy-tselevoy-orientir-v-organizatsii-integrativnogo-obrazovatelno-vospitatelnogo.- Дата обращения 11.03.2019

5. Приоритетный проект: Вузы как центры пространства создания инноваций» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://government.ru/projects/selection/645/. – Дата обращения 8.12.2018.

                                                                                                                           

                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение концепции формирования здорового образа жизни школьников в образовательных учреждениях Карабашского городского округа

Физическое и духовно-нравственное здоровье определяет уровень цивилизации государства.В статье говорится о необходимости внедрения целостной системы формирования здорового образа жизни в образовательн...

статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК МЕХАНИЗМ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"

В 21 веке особенностью образовательного процесса становится опора на личностно-ориентированное обучение, воспитание и развитие духовно-нравственной сферы человека, обеспечивающая образовательным учреж...

Социальное партнёрство как фактор улучшения качества образовательного процесса.

Педсовет мы бы хотели построить из трёх частей. В первой части - выделить те шаги,  по которым мы вместе шли к тематике социального партнерства. Во второй – «поднять на поверхн...

Социальное партнёрство как фактор улучшения качества образовательного процесса.

Педсовет мы бы хотели построить из трёх частей. В первой части - выделить те шаги,  по которым мы вместе шли к тематике социального партнерства. Во второй – «поднять на поверхн...

Инновационный социальный проект "Музей как образовательное пространство и фактор развития образовательного учреждения"

В конце 60-х годов ХХ века в Холбонской средней школе по инициативе завуча Игнатия Филипповича Ларионова начинается работа по созданию музея, к ней были привлечены учащиеся, все работники школы и роди...

Опыт реализации проекта по внедрению школьной социальной сети как механизма обеспечивающего информационную открытость образовательного учреждения в системе взаимодействия с социумом

«Дневник.ру» позволяет создать единую информационно-образовательную сеть для основных участников образовательного процесса. Он представляет собой современный и удобный инструмент взаимодействия учите...

Представление опыта по теме "Адаптация детей и подростков в социуме через развитие системы социального партнёрства"

Для адаптации человеку в обществе требуются определенные знания, способы деятельности и общения. Поэтому большое значение в социализации детей и подростков играет система дополнительного образования, ...