Представление опыта по теме "Адаптация детей и подростков в социуме через развитие системы социального партнёрства"
материал на тему

Трошкина Елена Анатольевна

Для адаптации человеку в обществе требуются определенные знания, способы деятельности и общения. Поэтому большое значение в социализации детей и подростков играет система дополнительного образования, которая эффективно дополняет государственные структуры, т.к. отражает более широкий спектр проблем развития и образования детей и подростков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптация детей и подростков в социуме через развитие системы социального партнёрства.

Трошкина Елена Анатольевна

зам. директора, педагог дополнительного образования

МУ ДО «Дом творчества» р.п. Духовницкое

Духовницкого района Саратовской области

Проблема взаимоотношений личности и общества – одна из наиболее интересных тем, а социальная адаптация школьника как личности, его самоопределение одинаково актуально как для прошлого, так и для настоящего времени.

В современный век с приставкой «нано», век компьютеров, век жестких, бескомпромиссных, быстрых, порой мгновенных  решений - многие проблемы связаны с безнравственностью, черствостью и жесткостью человека, что влечёт за собой снижение уровня образованности и культуры.

Сегодня все чаще можно встретить эмоционально и интеллектуально не богатого человека. Главной целью родителей и учеников стало получение высоких баллов на едином государственном экзамене, поступление в престижный ВУЗ, и, как результат, мы получаем поколение не способное к сопереживанию и сочувствию.

Для адаптации человеку в обществе требуются определенные знания, способы деятельности и общения. Поэтому большое значение в социализации детей и подростков играет система дополнительного образования, которая эффективно дополняет государственные структуры, т.к. отражает более широкий спектр проблем развития и образования детей и подростков.

Одной из особенностей деятельности учреждения дополнительного образования детей является наша зависимость от социального заказа. Ведь основными потребителями услуг нашего учреждения являются: обучающиеся; родители и общественность; государство в лице органов государственной власти  - и,  каждый из них, выдвигает к нам свои запросы и имеет свои потребности.  

Для всестороннего выполнения социального заказа ресурсов конкретного учреждения, конечно же, недостаточно. Поэтому мы «открыты» по отношению к местному сообществу и для  обеспечения качества образования, повышения статуса учреждения дополнительного образования в районе и посёлке  всячески развиваем партнёрские социальные отношения с другими учреждениями и организациями на основе взаимной выгоды и взаимной ответственности.

Профессиональная ориентация, развитие творческих способностей детей, внеурочная деятельность - это основные направления социального партнёрства в нашем учреждении.

Взаимодействие строится на различных формах и видах сотрудничества: обмен информацией, проведение совместных мероприятий и работа по единому плану, организация конференций, форумов, фестивалей, слётов, конкурсов, выставок, проектов, социально-значимых акций, трудового десанта, совместное участие в конкурсном движении и др.

        Более подробно мне хотелось бы осветить вопрос социального партнёрства в деятельности объединения эколого-биологической направленности.

В данной направленности объединение «Юный натуралист» в учреждении единственное (главная причина это, конечно же, отсутствие материально-технической базы и малое финансирование),  работает оно с 2009 года, группы разновозрастные от 8 до 17 лет, руководителем которого являюсь я.  Для того, чтобы заявить о себе в посёлке и районе,  наиболее ярко представить результаты своей деятельности, мы выбрали именно такую форму работы,  как взаимодействие и сотрудничество. Ведь «поле» для такой деятельности очень обширное в районе, где скажем так, сельское хозяйство, не на самом плохом счету.

За 8 лет работы мы наладили сотрудничество с представителями регионального отделения партии «Единая Россия», депутатами районного собрания, членами администрации Духовницкого муниципального района и посёлка – мы приглашаем таких высоких гостей выступить с приветственным словом, поздравлением или напутствием на мероприятии; к участию в работе жюри и экспертных групп,  при подведении итогов конкурсов, выставок и т.п.; совместно проводим проекты по улучшению окружающей среды и решению местных экологических проблем (трудовой десант по уборке территории посёлка, сохранение памятников природы); социально-значимые акции, например акция по выращиванию и уходу за  молодыми саженцами ели в Парке Победы, расположенном на территории учреждения продолжается уже 5-й год и т.д.

Социальное партнёрство на взаимовыгодных приоритетах выстроено с отделом сельского хозяйства администрации ДМР, гос. инспектором отдела земельного контроля (надзора) Управления Россельхознадзора по Саратовской области в Духовницком, Пугачёвском и Хвалынском районах, крестьянско-фермерскими хозяйствами, ветеринарной станцией, лесным хозяйством, центром занятости, редакцией районной газеты «Авангард».

 Главным результатом этой деятельности на протяжении 4-х лет являлась  районная экологическая конференция «Мы в ответе за нашу планету!», которая была инициирована  нашим объединением в 2010г., в ней  принимали участие обучающиеся 1-11 классов общеобразовательных учреждений района. Благодаря принципам открытости, доступности, публичности представляемых на конференции работ исследовательского, природоохранного, краеведческого и практического характера многие экологические проблемы посёлка и сёл Духовницкого района были не только озвучены, но и были предприняты попытки их решения.

Стоит отдельно упомянуть о том, что с большим интересом ребята не только используют материалы местного районного музея, библиотеки для подготовки к мероприятиям, но и с удовольствием организуют совместные дискуссионные клубы, круглые столы, экскурсии, торжественные мероприятия с работниками данных учреждений краеведческой, патриотической, эстетической, здоровьесберегающей направленностей.

Все события жизни объединения освещаются в местной газете, для того, чтобы общественность могла оценить вклад обучающихся и учреждения  в дело воспитания экологической культуры у подрастающего поколения и населения в целом.

Особо хочется отметить тот факт, что и взрослые и дети получают большое удовлетворение от совместного творчества, от созидательного труда на благо учреждения и района.

Примечательно и то, что за 8 лет существования объединения «Юный натуралист» в копилке достижений обучающихся большое количество дипломов и грамот 1,2,3 степени, благодарственных писем, сертификатов участия  завоеванных в районных, областных, всероссийских конкурсах экологической направленности. Самым ярким событием в жизни объединения было участие обучающейся Зыковой Виктории в очном туре 14 Всероссийской олимпиады «Созвездие-2013» в апреле 2013г в г.Королёв Московской области (при поддержке и спонсорской помощи администрации ДМР). География олимпиады 47 регионов РФ, как говорит сама Вика «как будто я побывала в космосе или на другой планете». По итогам активной работы за 2013г (год экологии в РФ) две обучающиеся получили Почётные грамоты Комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области.

Подведём итог сказанному. Главные задачи, которые сегодня решает социальное  партнёрство - воспитание экологической культуры и  формирование экологической компетентности у подрастающего поколения; развитие исследовательских навыков и привитие практических интересов детям; удовлетворенность учащихся и родителей уровнем образовательного процесса; рост достижений участников образовательного процесса в конкурсах, проектах, олимпиадах, расширение возможностей для участия одаренных детей в разных формах совместной творческой, научной, проектной и исследовательской деятельности; создание условий для профессионального самоопределения учащихся, являются сегодня неотъемлемой частью социализации обучающегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-целевая программа «Развитие системы социально-трудовой адаптация обучающихся коррекционной школы VIII вида»

Программа объединяет систему социальных, экономических, медицинских, психологических, педагогических и других мер, направленных на максимальную социальную и трудовую адаптацию учащихся специальной (ко...

Комплексно-целевая программа «Развитие системы социально-трудовой адаптация обучающихся коррекционной школы VIII вида»

Программа объединяет систему социальных, экономических, медицинских, психологических, педагогических и других мер, направленных на максимальную социальную и трудовую адаптацию учащихся специальной (ко...

Предмет "Графика и письмо", "Альтернативное чтение", "Математические представления и конструирование" для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Графика и письмо В рамках предмета «Графика и письмо» процесс обучения «письму» рассматривается в широком понимании. Прежде чем дети начинают осваивать доступные для них навыки письменной речи, о...

Представление опыта работы МБОУ ООШ №5 «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ»

Проектная форма обучения – это вовлечение детей в учебно-познавательную практическую деятельность, в результате которого возникает что-то новое. Кроме того, проектная деятельность позволяет учителю ос...

Расширение охвата обучающихся с ОВЗ в ЦИО «Южный» через развитие системы дополнительного образования

В рамках выполнения подпрограммы «Общее образование» предусмотрена реализация вариативных моделей дополнительного образования детей, обеспечивающих доступность качественных услуг в каждом ...

Статья "Инновационный менеджмент: внедрение системы социального партнёрства как механизма прогрессивного развития образовательного учреждения"

Рассматриваются инновационные возможности организации социального партнёрства в образовательном учреждении как способа повышения качества услуг, выполнения ФГОС, как актуальный фактор современнного уп...