Формирование познавательных УУД с применением ЭОР на уроках русского языка
статья по теме

Берсенева Юлия Михайловна

Формирование познавательных УУД с применением электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл berseneva_yuliya_mikhaylovna.docx89.12 КБ

Предварительный просмотр:

Берсенева Юлия Михайловна,

Учитель русского языка и литературы,

МБУ СОШ №63

Формирование познавательных УУД с применением ЭОР на уроках русского языка

Развиваются технологии – изменяются и требования, предъявляемые к содержанию учебного процесса. В настоящее время мы, учителя, должны не столько давать знания, сколько учить обучающихся учиться, самостоятельно находить источники пополнения знаний. В связи с этим возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, которые  не только облегчают доступ к информации, но и позволяют по-новому построить образовательную систему.

           Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы учащихся. Сегодня, чтобы процесс обучения был полноценным, необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием различных электронных образовательных ресурсов, потому что использование их способно сделать урок более ярким, увлекательным, насыщенным, более эффективным.

            Использование ЭОР на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают его интереснее.

          Применение ИКТ  на уроках позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал могут находить и сами учащиеся в Интернете и на дисках. Таким образом, формируется информативная компетенция обучающихся. Использование интерактивных тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности.

Использование мультипликации и анимации разнообразят уроки, активизируют учащихся. Интересно звучит на уроке лекция с использованием мультимедиа проектора, когда лекция сопровождается демонстрацией  учащимся красочных схем, для пояснения используются различные  звуки  и анимация (но при этом нужно помнить, что излишняя анимация мешает восприятию), быстрые ссылки на ранее изученный материал. Важно продумать, где и как целесообразно использовать информационные технологии на уроке.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения одной из важнейших задач выдвигают развитие умений учиться, которые определяются как универсальные учебные действия.    Постепенно уходит в прошлое  приоритет готовых знаний, которые вкладывались в ученика путем заучивания, зубрежки.  Сейчас на первое место выходит умение добывать знания, самостоятельно приходить к пониманию и умению. Важны знания не сами по себе, а то, что ученик осознает, для чего они нужны, умеет применить их и использовать в своей  деятельности.

         Большую роль при этом играют не традиционные бумажные носители знаний – учебники, справочники, энциклопедии, а электронные ресурсы.  Электронные образовательные ресурсы, размещенные на сайтах Единой коллекции ЦОР (цифровых образовательных ресурсов) и  ФЦИОР (Федеральный центр инфомационно-образовательных ресурсов) в полной мере позволяют развивать универсальные учебные действия.

          Чаще всего я использую презентации. Использовать их можно и при объяснении  нового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий и  физминуток. В презентацию можно вставить всё, что только возможно: и рисунки, и схемы, и тесты, и видео, и ссылку на другой ЭОР. По сравнению с другими ресурсами презентацию можно считать универсальным.

           Анимации и иллюстрации я, например, использую при объяснении нового материала: эти ресурсы наглядно демонстрируют учебный материал, позволяют наблюдать различные явления языка. Также эти ресурсы можно использовать для организации творческой работы (составить рассказ на основе картинки, например).

На уроках обобщения и повторения целесообразно использовать интерактивные таблицы, схемы; они помогают систематизировать изученный материал. Впрочем, можно их использовать и при объяснении нового материала.   С помощью таблиц дети учатся анализировать языковые явления, делать выводы и обобщения, схематично представлять языковой материал. Таблицы помогают вспомнить орфограмму или пунктограмму.  В отличие от печатных,  электронные таблицы обладают повышенной наглядностью. Одну и ту же таблицу можно использовать в течение всего периода изучения какой-либо  темы, так как таблицы бывают многоуровневые, содержащие полную информацию по какому-либо разделу (например, «Местоимения» или «Имя существительное»).

На этапах повторения и закрепления материала я использую интерактивные тесты. Это и тесты из коллекций ЦОР, и самостоятельно разработанные мною, и тесты, содержащиеся на дисках.

         Интерактивные таблицы, распложенные на сайте Единой коллекции,   предоставляют огромные возможности для работы как фронтально с классом, так и индивидуально с каждым учеником. Большинство интерактивных таблиц построено таким образом, что  в первую очередь показывается языковой пример: предложение, словосочетание, отдельное слово. Также представлен графический анализ языкового объекта: синтаксическая роль, морфемная структура слова и т.д. Такое представление языкового материала приучает «читать» и понимать символы и обозначения. Кроме того, вначале ученику показывается конкретный пример, а не дается сразу абстрактное понятие. Завершающим этапом работы с таблицей является формулировка вывода или правила.

Таким образом, электронные образовательные ресурсы позволяют развивать познавательные  универсальные учебные действия: применять таблицы, схемы, модели для получения информации, выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); анализировать результаты наблюдений, выявлять сходство и различия объектов; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Кроме того, ЭОР развивают и регулятивные учебные действия: планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); осуществлять итоговый контроль деятельности.

Литература

1. http://school-collection.edu.ru/

2. http://eor.it.ru/

3. http://fcior.edu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Активизация познавательной деятельности учащихся коррекционной школы на уроках русского языка"

Методы, применяемые мною для активизации познавательной деятельности на уроках письма в коррекционной школе...

Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы

Важной задачей современной  школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. ...

Модульная технология обучения как средство развития познавательной и личностной сферы учащихся на уроках русского языка

В статье отражены особенности применения модульной технологии обучения на уроках русского языка с использованием модульных карт, компьютерных средств для развития личностной и познавательной сферы уче...

Формирование познавательных мотивов у младших школьников на уроках английского языка с использованием игрового материала (в рамках реализации ФГОС).

ФГОС НОО выдвигает определенные требования. к формированию у школьников метапредметных результатов УУД: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные). Для всестороннего развития школьнико...

Формирование познавательных учебных действий у учащихся на уроках русского языка

Важную роль в решении этой проблемы отводят занимательности. Занимательность - прием, который, воздействуя на чувства ученика, способствует созданию положительного настроя к учению и готовности к акти...

Роль ИКТ в формировании познавательных и профессиональных интересов учащихся на уроках английского языка

Современый учитель должен считаться с тем, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обучения прочно вошли в жизнь. Использование новых информационных технологий расширяет рамки образователь...

Формирование познавательной активности посредством игровых технологий на уроках русского языка в школе – интернат.

Данный материал посвящен исследованию влияния игры на развитие познавательной активности детей с ограниченными возможностями на уроках русского языка....