Использование песни как одного из стимулирующих факторов и источника лингвострановедческих знаний при обучении английскому языку.
занимательные факты (5 класс) на тему

Маслова Юлия АНдреевна

 

Личная мотивация как одна из предпосылок готовности осуществлять общение на изучаемом языке. Использование песен как способ поддержания интереса к изучению английского языка, создания благоприятной атмосферы на уроке, лично-ориентированного подхода, применения здоровьесберегающих технологий, получения лингвостранноведческих знаний. Упражнения с оригинальными англоязычными текстами (грамматические, лексические, аудирование)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование песни как одного из стимулирующих факторов и источника лингвострановедческих знаний при обучении английскому языку.

1. Личная мотивация как одна из предпосылок готовности осуществлять общение на изучаемом языке. Использование песен как способ поддержания интереса к изучению английского языка.

К методическим принципам, характеризующим современное обучение иностранным языкам в целом и английскому языку в частности, относится прежде всего принцип коммуникативной направленности обучения. Его содержательная сущность может быть сведена к следующему: обучение иностранным языкам должно быть ориентировано на формирование у обучающегося черт поликультурной языковой личности, делающих его способным равноправно и автономно участвовать в межкультурном общении (Гальскова, с. 150).

С реализацией данного принципа связана не только задача развития у обучающегося умения вести себя (вербально) как носитель языка. Важным является также развитие способности и готовности осуществлять общение на иностранном языке, а также развитие способности к адекватному взаимодействию с представителями иных культур и социумов (Гальскова, с. 151). Отсюда обучение английскому языку должно создавать условия, стимулирующие высокую личную мотивацию учащихся в общении на изучаемом языке и в изучении этого языка, а также создается атмосфера комфортности, снимается барьер учащегося, с которым часто сталкиваются педагоги.

Сделать учебный процесс интересным, разнообразить его помогают творческие виды деятельности, например исполнение песен на изучаемом языке. Доказано, что использование песен в обучении английскому языку имеет большой потенциал в плане усиления коммуникативной направленности занятий и повышения мотивации овладения иноязычными речевыми навыками и умениями.

У учащихся младших классов мотивация овладения английским языком поддерживается в основном новизной предмета, удовольствием от участия в различных видах деятельности. Разучивание и исполнение песен, проведение музыкальных игр повышает активность школьников этого возраста на уроке и увеличивает желание изучать английский язык.

Для учащихся подросткового и старшего школьного возраста большой интерес при изучении английского языка представляют лингвострановедческие знания - «знания об окружающем мире, которыми обладает среднестатистический носитель языка и культуры» (Леонтьев А.Н., с.286). Школьники стремятся узнать как можно больше о культуре англоязычных стран, познакомится с жизнью своих сверстников за рубежом. В данном случае целесообразно снова обратиться к песням на английском языке, ведь песни обладают большим лингвострановедческим потенциалом, в них встречаются, пословицы, поговорки, крылатые выражения, разговорная, фоновая, безэквивалентная лексика, реалии страны изучаемого языка. Все это поможет учащимся обогатить свои знания о стране изучаемого языка и увеличить интерес к изучению последнего.

К сожалению, нехватка времени часто является серьезным препятствием для разучивания песен на уроке английского языка. Поэтому, чтобы стимулировать активность школьников, постоянно поддерживать их желание к изучению языка, можно задействовать их во внеклассной работе. Одним из видов внеклассной деятельности по английскому языку является хоровое пение. 

1.2. Обучение должно быть развлечением.

Если язык наскучит, вы никогда его уже не доучите. Поэтому обучение должно быть развлечением. А интересная лирика, положенная на красивую мелодию просто незабываема. Если приглядеться, песенная лирика обладает сюжетом, популярными речевыми оборотами, грамматической структурой, словарным составом. Все эти формы легко запоминаются и легче воспроизводятся, если их заучивать таким образом. Музыка способствует многократному повтору, а именно повтор требуется для эффективного запоминания!

Через песни язык учить не только легко, но и правильно.  Вы обучаетесь быстро распознавать иностранную речь, а это одна из важнейших ступеней овладения языком. Также музыка позволит пополнить словарный запас без зубрежки, и выработать произношение, хотя далеко не у всех англоязычных исполнителей оно правильное.

Помимо этого, при помощи задорных  песен можно проводить физические разминки, причем, благодаря глобальности использования Интернета, мы с вами можем подобрать такую разминку на любую тему, главное включить фантазию!

Петь и учиться — одно и то же! Начните подпевать, а разучив песню целиком, не останавливайтесь на простом знании текста! Текст еще нужно как можно точнее перевести. Иногда в песнях встречаются фразеологизмы и идиомы — всегда можно спросить учителя или поискать ответ в Интернете.

При столкновении с музыкальным изучением языка, следующие творческие процессы стоит применить для наибольшей эффективности обучения: слушать музыку, разбирать текст, задавать вопросы по содержанию, подпевать самому (под саму песню, караоке или инструментальную версию, записывать текст, проверять свои записи с помощью песенника или через Интернет, размышлять об актуальности затронутых тем. Поможет, если вы посещаете музыкальную школу, изучаете танец, также подтверждена сильная связь между музыкальными и математическими способностями. Таким образом, музыка способна стать не только хорошим способом изучения языка, но и средством для развития личности. Поскольку песни часто содержат исторические сведения и национальные нравы, улучшается и знание национальной культуры страны изучаемого языка.

Важной частью таких занятий является правильный выбор музыки. Следует ли учитывать музыкальные вкусы обучающихся, тем самым проявляется личностно-ориентированный подход в обучении? Какую музыку слушает современная молодежь? Попсу, Рок, R&B, Альтернативу, РЭП… большинство слушает именно это, однако рекомендуемыми к прослушиванию в образовательных целях скорее являются следующие жанры, которые наверняка интересны, но не востребованы в повседневной жизни: Фолк, Блюз, Джаз, Кантри, Опера, Мюзикл — несмотря на некоторую раритетность, эти жанры более приспособлены для изучения языка. Впрочем, это не жесткое правило, а всего лишь методическое указание.

Преподаватели, естественно, предпочтут, чтобы на их занятиях звучали Beatles, а вовсе не Britney Spears или Eminem, однако компромисс всегда можно найти. Песни, выдержавшие тест временем, запоминаются лучше, также как песни, множество раз слышанные, в отличие от новинок. Мелодия песни должна отвечать интересам и увлечениям учащихся, а ее содержание нести серьезную смысловую нагрузку. На наш взгляд следует обращать внимание и на исполнителя песни, так как ее интерпретация находится в прямой зависимости от задач певца и его личности. 

В современной французской песне, несмотря на существование разных музыкальных стилей, доминируют те, в текстах которых присутствуют вечные темы: любовь счастливая, любовь несчастная, предательство, ожидание счастья и т.п. Но в настоящее время в текстах молодежных песен все чаще проявляется социальная критика действительности, протест.

Как правило, сольные исполнители воспринимаются проще изучающими язык, а группы с большим числом исполнителей и бэк-вокалистов хуже, также затрудняет восприятие текста танцевальный ритм и тяжелые ударные. Лучше, чтобы в песне был сюжет, поскольку повествование, построенное вокруг динамичного сюжета, легче воспринимается. Песни о любви также подходят, особенно для обучающихся подросткового периода и старше. Помимо любовной лирики, которая занимает главное место в песнях всех времен и народов, есть песни о дружбе, воспоминаниях, мечтах, есть даже описания галлюцинаций, вызванных приемом запрещенных препаратов. В отличие от проблемных «топиков» и бессодержательных диалогов, как в учебниках, песни способны формировать только позитивное отношение к жизни, даже печальные и романтические песни с суицидальной лирикой и гневные полные ненависти песни протеста.

Сложные художественные образы и двусмысленности, которые часто возникают в поэтической речи, не должны смущать истинного меломана — напротив, непонятные места в песне — это повод для дискуссии.

Академическое изучение материала песни в курсе обучения иностранному языку предполагает следующую последовательность: взять правильный текст песни, разобрать синтаксис и грамматику каждой строфы, проверить по словарю значение непонятных слов, далее перейти к анализу проблематики стихов.

Другой способ — более креативный. Учащийся сам должен на слух записать лирику, или заполнить пропущенные слова в выданном в качестве упражнения стихе. Этот метод требует многократного повторного прослушивания отдельных частей песни, в результате улучшается восприятие иностранной речи на слух. Проще всего заменить пробелами слова одной части речи — все существительные, глаголы, артикли или прилагательные… В конце упражнений всегда нужно переходить к обсуждению глобального смысла произведения, послания, заложенного в нем.

Заключение.

В заключении, сделаем вывод:

- что песня на иностранном языке имеет широкие возможности для развития ученика

-слова песни служат эффективными средствами расширения словарного запаса, закрепления грамматических структур. Песня помогает воспитывать у ребят высокие нравственные качества;

- расширяется кругозор школьников: знакомятся с творчеством авторов песен;

- все виды работ с песней помогают стимулировать интерес школьников к предмету и поддерживать его все годы учебы в школе. Конечно, выбирая песню, преподаватель должен быть автономным, независимым, но и принимать во внимание общепризнанные критерии: песня может быть предложена одним или несколькими учащимися;  ее часто транслируют по радио;  она соответствует моде, вкусам учеников;  тема песни соответствует теме занятия;  

-песни вызывают положительные эмоции, служат лучшему усвоению лексико-грамматического материала.

- всю песню, или припев можно исполнять хором, всей группой.

Итак, в ходе проделанной работы можно сделать вывод, что песни играют немаловажную роль в изучении иностранного языка. В наше время очень широко распространена и актуальна в молодежи песня на иностранном языке. Мы любим, слушать и постоянно слушаем эти песни на радио по телевидению. Они нам нравятся, поэтому мы любим сами их петь, повторять, а поя и повторяя, мы тем самым учимся хорошо выговаривать иностранные слова, начинаем понимать смысл песен, если что – то непонятно, смотрим в словари и узнаем, о чем идет речь, тем самым мы учимся иностранному языку.

Библиография.

1.  Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. 2-е издание. - М.: АСАБЕМА, 2005. -423 с.

2.   Дусавицкий А.К. Формула интереса. - М.: Педагогика, 1989. - 275с.

3.   Ковалев А.Г. Психология личности. - М.: Просвещение,  1965. -345с.

4.  Колкер ЯМ., Устинова Е.С., Еналиева Т.М. Практическая методика обучения иностранному языку. - М.: АСАБЕМА, 2001. - 185с.

5.  Кузовлев В.П. Счастливый английский. Кн. 1. -М., 1994.

6.  Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. - М., 1971. - 168 с.

7.  Савина С.Н. Внеклассная работа по иностранным языкам в средней школе. -М.: Просвещение, 1991. - 145с.

8.   Томахин Г.Д. Культура стран английского языка // ИЯШ.- 1998. - №

1.-С.80. 1.

Приложение

EXERCISE TO THE SONG «What a wonderful world» (BY Louis Armstrong)

Comprehension Check

Exercise 1: Listen to the song and fill in the gaps with a word you hear (a verb or an adjective):

I see trees of______(1),______(2) roses too

I see them_______(3), for me and you,

And I think to myself, what a ________(4)world.

I see skies of _____(5)and clouds of____(6),

The ________(7)blessed day, the ____(8)sacred night,

And I think to myself, what a ________(9)world.

The colors of the rainbow, so ______(10)in the sky

Are also on the faces of people goin' by

I _____(11)friends shaking hands, saying, "How ___(12)you do?"

They're really saying,  "I _____(13)you."

I hear babies_____(14), I watch them ____(15)

They'll _____(16)much more than I'll ever_____(17),

And I ______(18)to myself what a wonderful world

Yes I think to myself, what a ________(19)world.

Key 1. green, 2. red, 3. bloom, 4. wonderful, 5. blue, 6. white, 7. bright, 8. dark, 9. wonderful, 10. pretty, 11. see, 12. do, 13. love, 14. cry, 15. grow, 16. learn, 17. know, 18. think, 19.wonderful.

EXERCISES TO THE SONG «I have a dream»

 (BY ABBA)

Answer the following questions:

  1. What dream did the signer have?
  2. In what did the signer believe?
  3. How should that dream help the signer?
  4. Which dreams do you have?
  5. Does the music (a song) really help to cope with problems?

VOCABULARY WORK

 Exercise 2: Match a word and its translation.

l)   a dream                                 a) чудо

2)  wonder                                  b) ангел

3)  a fairy tale                             c) мечта

4)  future                                     d)реальность

5)  angel                                      e) темнота

6)  a fantasy                                f) сказка

7) reality                            g)будущее

8) destination                            h)предназначение, предначертание,

9) darkness                             i)воображение, фантазия

EXERCISES TO THE SONG «Maybe» (By Enrique Iglessias)

Vocabulary and Grammar Work

Exercise : Put the verbs in the correct tense form:

If I (have) one single wish

I´d go back to the moment I (kiss)

 You goodbye no matter how hard I (try)

 I can´t (live) without you in my life

Chorus:

Maybe you´ll (say) you still want me

Maybe you´ll (say) that you don´t

Maybe we (say) it (be) over

But baby I can´t let you go

Verse 2:

I (walk) around trying to understand

Where we (go) wrong and I can´t pretend

It wasn´t me, it wasn´t you

But I´m convinced we (give) up too soon

Bridge:

Nothing left to lose after losing you

There´s nothing I can´t take

When I (run) to you, when I (come) for you

Don´t tell me I (be) too late

Key: had, kissed, try, say, say, said, was, walk, went, gave, run, come, am.

 Exercise: write down a dialogue or a situation  based  on the following word combinations:

no matter- безразлично; все равно, неважно

Maybe- может быть

To give up- сдаваться

Nothing left to lose- больше нечего терять

too late- слишком поздно

Exercise to the song «Hotel California» (by Еagles)

Exercise1: Match a line in A with a line in B.

A                                          B

1) smell                                a) to

2)  called                              b) up

3)  wake                               c) the corridor

4)  rising                               d) up

5) welcome                           e) up

6)  down                               f) up

7)  lit                                    g) of a colitas

Exercise 2: What is the song about? Tick the topics mentioned in the song:

a.   traveling;

b.   ghosts;

c.   memories;

d.  hotel;

e.   the beyond;

f.   life of a sailor;

g.    music.

Key: a; c; d. Speaking and writing.

Exercise 3: Choose one topic from Ex.2 and make a list of questions you will ask your partner. Then work in pairs and practice the dialogues.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта учителя "Использование лингвострановедческого материала на уроках английского языка"

Большую роль в поддержании мотивов к изучению иностранного языка играет введение на уроках элементов страноведения. Тексты страноведческого характера занимают сегодня все большее место в процессе обуч...

Использование песни как одного из приемов обучения английскому языку

Конкурс "Педагогические надежды", I этап "Моя педагогическая инициатива", г. Санкт-Петербург, 2016 г...

использование песни в обучении английскому языку

Предлагаю вам материал для использования на уроках английского языка в старших классах по теме «Использование песен в обучении английскому языку» на примере песни «Big, big girl&raqu...

«Музыкальные композиции как элемент лингвострановедческого подхода при обучении английскому языку».

В данном мастер классе рассматривается не только Present Simple, но и разница национального характера англичан и американцев в современном мире на примере песни. ...

Актуальность использования лингвострановедческого компонента в обучении английскому языку

В данной статье анализируется проблематика лингвострановедческого характера. Лингвострановедение включает в себя не только обучение языку, но и дает некоторые сведения о стране изучаемого языка. Лингв...

Эффективное использование наглядности в формировании лексического навыка у слабослышащих и глухих обучающихся при обучении английскому языку

Владение иностранными языками определяет кругозор и общий культурный уровень личности. Знание иностранного языка приобретает все большее значение. Особое место принадлежит английскому языку, ставшему ...