Включение педагогической технологии позиционного обучения в преподавании математики в условиях новых образовательных стандартов
статья по теме

Гусакова Алена Алексеевна

  В настоящее время развитие становится ключевым словом педагогического процесса, как альтернатива понятию обучение. Чем обусловлено такое направление педагогической науки и практики?  Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально - экономических условиях жизни?  Какую роль должно играть образование в НПО и каким оно должно быть в XXI веке, чтобы подготовить образованных, нравственных, предприимчивых людей, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых выполнять свой общественный  долг?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Включение педагогической технологии позиционного обучения

в преподавании математики в условиях

новых образовательных стандартов

Гусакова А.А. – преподаватель математики

II квалификационной категории

ГБОУНПОПУ № 58 КК

  В настоящее время развитие становится ключевым словом педагогического процесса, как альтернатива понятию обучение. Чем обусловлено такое направление педагогической науки и практики?  Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально - экономических условиях жизни?  Какую роль должно играть образование в НПО и каким оно должно быть в XXI веке, чтобы подготовить образованных, нравственных, предприимчивых людей, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых выполнять свой общественный  долг?

    До сих пор существует система обучения, принятая в XIX веке - учитель - учебник (система средств обучения) - ученик, ориентированная на преподавание, на центральную роль учителя в этом процессе и ученика как объекта этой деятельности. В новых социально - экономических условиях жизни необходимо, чтобы  ученик стал субъектом учебного процесса. 

    Нас не очень должна беспокоить прочность приобретаемых учащимися знаний в той или иной области, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и эти знания устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить. Гораздо важнее готовить молодых людей, умеющих самостоятельно учиться работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, профессии, потому что именно этим им придется заниматься всю их сознательную жизнь.

       Какие условия для этого необходимы? Прежде всего возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого осознания где, каким  образом и для каких целей эти знания могут быть применены.

     Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс позволяет решать эти вопросы. Одной из них  является   технология позиционного обучения.

Технология позиционного обучения является технология личностно- ориентированной, она позволяет раскрыть потенциал каждого ученика, привлечь его к условию учебного материала и получить качественный результат в короткие сроки. Применение данной технологии позволяет решить многие проблемы, которые так или иначе педагог не  в состоянии реализовать, обучая традиционно. Особенно указанная технология достаточно эффективно используется при обучении учащихся с заниженной мотивацией обучения, поскольку именно эти дети имеют слабо развитое мышление, что и является основной причиной неуспеваемости.

     Идея позиционного подхода основана на принципе субъективности в обучении, когда каждый учащийся является субъектом образовательного процесса. Один  из основателей позиционной модели обучения, доктор психологических наук, профессор Николай Евгеньевич Веракса, использует позиционную модель обучения учащихся для работы с текстами.

Педагогическая идея технологии — обдумать, разработать, объяснить и защитить определенную позицию на основе учебного текста.

Основные задачи технологии позиционного обучения:

  • конкретно-познавательная, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;
  • коммуникативно-развивающая, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;
  • социально-ориентационная, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.

Дидактические особенности технологии:

  • обучение направлено на формирование обобщенных знаний, умений, навыков и способов мышления: умение работать в группе, умение графически оформить текстовый материал, умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;
  • создаются условия для вариативности и дифференциации;
  • формируются направленность на самореализацию, потребность в рефлексии, в самоутверждении.

    Важнейшая особенность обучения: процесс научения происходит в групповой совместной деятельности. Смысл групповой работы заключается в том, чтобы приобретаемый в специально созданной среде опыт (знания, умения) ученик смог перенести во внешний мир и успешно использовать его.

    В группе должны осуществляться две основные функции, необходимые для успешной деятельности:

  • решение поставленных задач (учебных, поведенческих и прочих);
  • оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.

Педагогическая технология позиционного обучения состоит из следующих этапов:

  1. Подготовительный, который включает:
  • подготовка преподавателем достаточного количества копий учебного текста,
  • глубокое изучение текста,
  • подготовка к управлению групповой дискуссией по содержанию текста;

2. Организационный:

  • деление учащихся  на группы,
  •  распределение позиционных ролей между группами: «тезис», «понятие», «схема», «оппозиция», «апологет», «метод», «ассоциация», «символ» и другие, в зависимости от изучаемого материала. Для творческой интерпретации обсуждаемого текста, можно добавить позиции «поэзия», «театр»;

3. Позиционное чтение:

  • группа изучает текст с точки зрения своей позиционной роли,
  •  вырабатывает «позицию»: содержание и способы ее презентации;

4. Презентация группой своей позиции перед остальными участниками и «защита» этой позиции:

  •  каждая группа в полном составе выходит перед аудиторией и обосновывает, иллюстрирует, защищает свою позицию,
  • группа отвечает на вопросы  учащихся и преподавателя.

В группу выдается текст алгоритма шагов и лист контроля группы:

  1. «Тезис» -  прочесть параграф и отобрать в тексте параграфа главную идею.
  2. «Символ» - нарисовать наглядный образ изучаемой темы (можно «нарисовать» образ словесно, письменно или в технике «кластер»).
  3. «Ключевое слово» выбрать главные ключевые слова темы, составить список и дать их определение.
  4. «Схема» отразить ключевые слова в виде схемы: графической или в техник «кластер»
  5. «Поэты» - отразить тему в поэтической форме или прозе.
  6. «Практика»: а) отработка материала через выполнение задания;

                           б) применение в жизни.

7. «Рефлексия» - определить трудности в изучении темы.

8. «Вопрос» -  составить содержательные вопросы по теме для других групп.

9. «Экспертиза» - оценка своей деятельности в листке контроля.

Предложенная модель занятия основана на принципе двуплановости обучения: план учащегося представляет собой увлекательную творческую разработку  и эмоциональную защиту определенной позиции, план преподавателя — организацию эффективного усвоения учебного материала. Большое значение приобретает роль преподавателя на этапе «защиты позиции»  в организации и управлении групповой дискуссией.

Кроме того, надо отметить, насколько позитивным  и эмоционально ярким становится занятие с использованием позиционной технологии.

Следует отметить значительный обучающий и воспитательный потенциал метода. Он позволяет не только глубоко изучить учебную  информацию, но и сформировать системные представления  о ней, развивает умения аргументации, ведения дискуссии, коммуникативную компетентность.

     К достоинствам позиционного подхода следует отнести высокую мотивацию общения, возможность выразить личное отношение к учебной информации, развитие креативности, высокую эмоциональность, углубление познавательных мотивов учения, повышение самооценки.

     Таким образом, можно рассматривать технологию позиционного обучения, в том числе и на уроках математики, как фактор повышения качества знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути совершенствования преподавания математики в свете новых образовательных стандартов.

Несмотря на то, что в практической деятельности учителя математики реализуются требования государственных стандартов 2004 г., уже сегодня ему нужно не только знать, какие требования к обучению и воспи...

Преподавание математики в контексте новых образовательных стандартов

Основные отличия ФГОС второго поколения от предыдущих документов, определяющих цели и содержание общего образования, связаны с заданием ориентиров развития системы образования и с описанием требований...

Сценарий педагогического совета «Современные подходы к организации образовательного процесса в МАОУ «Гимназия №1» в условиях новых образовательных стандартов»

Цель педагогического совета:- повышение эффективности образовательного процесса через внедрение современных  подходов  к организации образовательного процесса,- непрерывное совершенствование...

Смысловое чтение и работа с текстом на уроках географии в условиях новых образовательных стандартов.

Современные школьники мало читают. Поэтому важно уделять на уроках время для смыслового чтения....

Смысловое чтение и работа с учебным текстом в условиях новых образовательных стандартов

В статье рассматриваются этапы работы по формированию метапредметного УУД - смысловое чтение - на уроках литературы, примеры заданий при изучении раздела "Устное народное творчество" (1 полу...

Смысловое чтение и работа с текстом на учебных занятиях в условиях новых образовательных стандартов

Проблема понимания смысла текста особенно актуальна сейчас, когда многие школьники, выросшие в компьютерном мире, не способны проникнуть не только в суть классического литературного текста, но и прост...