Языковые трудности в освоении иностранного языка на старшей ступени обучения и некоторые пути решения
статья (10 класс) на тему

Романенко Олеся Викторовна

В работе представлены основные лингвистические трудности, возникающие среди старшеклассников в процессе изучения иностранного языка. Предложены пути их решения. Работа носит научно-практический характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья33.5 КБ

Предварительный просмотр:

К.ф.н. Романенко О.В.

ГБУ ОШИ «Губернаторский многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей Оренбуржья», Оренбург

Языковые трудности в освоении иностранного языка на старшей ступени обучения и некоторые пути решения

Иностранный язык – предмет, входящий в базовую часть учебной программы, изучение которого начинается с начального этапа обучения и продолжается до 11 класса и далее, захватывая первые курсы высших учебных заведений.

Многолетний педагогический опыт показывает, что не только на начальной и средней ступенях обучения, но и в старших классах наблюдаются определенные трудности в освоении как грамматического,  так и лексического, страноведческого материала.  Причина тому скрывается в основном в незнаниях учащимися культур и обычаев изучаемых языков, а также в кардинальном несоответствии лингвистических систем  изучаемого и   родного языков.

Наиболее часто встречаемые языковые трудности, как показывает практика, вызваны  слабым запасом словарного минимума, отсутствием  элементарного представления о грамматической стороне речи изучаемого языка, неумением литературно переводить иноязычные тексты различных тематик.

 Устранить типичные проблемы можно несколькими путями:

- за счёт вмешательства родного языка при объяснении какого-либо грамматического материала или перевода иноязычных текстов;

- увеличения времени на изучение определенных тем;

- индивидуальных консультаций, назначаемых во второй половине дня;

- работы языкового клуба (если такой имеется), ориентированного не только на развитие разговорной монологической и диалогической речи, но и автоматизации пройденного грамматического материала, закрепления лексического материала по наиболее актуальным темам (например, “Поход в магазин”, “Знакомство на улице и в театре”, “Первая любовь” и др.);

- использования различного рода таблиц, рисунков, схем, иллюстраций, адаптирование иноязычных текстов;

- использования лексикографических словарей;

- внедрения обучающих и контролирующих программ в учебный процесс (видео и аудиоуроки, Интернет, тестирующий комплекс).

     Несмотря на внедрение разнообразных методик, время от времени возникают сложности с изложением материала из-за слабого лингвистического уровня учащихся. Поэтому для избежания некоторых недопониманий перед объяснением какой-либо темы или чтения незнакомого по содержанию текста или текста, содержащего в себе незнакомую для учащихся лексику, необходимо в первую очередь осуществить объяснение новых слов с отработкой их произношения и указанием на особенности использования. А лишь затем приступать непосредственно к работе с текстом или грамматическим материалом, заостряя внимание на нужных и важных моментах.

Отбор и работа с лексическим минимумом необходимо проводить с учётом их частоты употребления, распространенности, словообразовательной ценности. При работе над лексикой в качестве приемов сематизации слов с конкретным значением можно использовать безпереводные способы (в первую очередь средства наглядности), при семантизации слов с абстрактным значением – перевод или толкование значения слова на русском языке.

    При отборе и организации учебного материала для уроков определяющими критериями являются: сознательность, коммуникативность, ситуативно-тематическое представление материала, допущение некоторого количества ошибок в речи, не нарушающих коммуникацию.

        В дополнение к имеющейся учебной литературе для более плодотворного освоения иноязычного материала необходимо периодически внедрять другие лексикографические и грамматические источники. Практика использования подобной литературы  наглядно демонстрирует интерес и большое желание учащихся заниматься по разным источникам и методикам в урочное и внеурочное время, усваивая новый и тренируя пройденный материал.

      Показателем результативности восприятия и усвоения учебного материала по иностранному языку является регулярный контроль полученных знаний. Такой контроль необходимо проводить еженедельно в виде устного опроса, лексико-грамматических диктантов или проектов при завершении каждой темы. Тщательный и постоянный контроль позволяет отслеживать проблемы усвоения материала и своевременно решать вопросы, возникающие при закреплении знаний.

          Наиболее эффективным методом контроля в моей практике является вопросно-ответный блиц. Он состоится в том, что учащимся читаются вопросы, касающиеся пройденного лексического минимума, страноведения, актуальных тематических материал. Каждому из этих элементов присваивается балл. Баллы суммируются для оценок. Вопросно-ответный блиц можно использовать как для поурочного, так и для итогового контроля. Практика показывает, что данная система контроля повышает объективность оценки. Запись студентами ответа – это проверка владения письменной речью, а также владение понятийным аппаратом по пройденному материалу.

    Важным моментом в учебном процессе является не в последнюю очередь продуманная организация самостоятельной работы учащихся. Для этого учащимся предлагается написание докладов и их защиты, а также конспектирование отдельных тем по грамматике, например: спряжение модальных глаголов в настоящем и прошедшем времени, склонение существительных и т.д.

     Итак, в данной статье были освещены наиболее распространенные языковые трудности, встречающиеся у учащихся старшей ступени обучения, и представлены доступные методы решения этих проблем, позволяющие внедрять их в различные формы занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проектного обучения в процессе преподавания иностранного языка на старшей ступени средней общеобразовательной школы.

  Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет обучающимся видеть практическую пользу от изучения ИЯ. Следствием этого является повышения интереса к учебному предм...

Об организации профильного обучения иностранным языкам на старшей ступени

Материал содержит презентацию к выступлению по данной теме. Затрагиваются вопросы о современных педагогических условиях обучения в форме  элпективных курсов и факультативов....

Об организации профильного обучения иностранным языкам на старшей ступени

Выступление к опубликованной на сайте презентации...

Проектная деятельность в обучении иностранному языку на старшей ступени общего образования как важная составляющая формирования профессионально-значимых качеств личности.

Статья отражает использование проектирования  для формирования профессионально-значимых качеств личности учащегося на старшей ступени образования....

Использование проектной методики в преподавании иностранного языка на старшей ступени обучения

На современном этапе развития педагогической науки среди многообразия новых технологий, использующих личностно-ориентированный подход к образовательному процессу, наиболее часто упоминается проектная ...

Методическая разработка на тему "Психолого-педагогические основы технологии использования проектной методики в обучении иностранным языкам на старшей ступени обучения.

В данной работе предпринята попытка рассмотреть психолого-педагогические основы использования пректной методики с учетом специфики иностранного языка как учебного предмета на старшей ступени обучения ...