ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
статья на тему

Панченко Татьяна Николаевна

В статье рассматривается вопрос развития ИКТ - компетентности педагога как обязательного компонента реализации ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_panchenko_t_n.docx25.73 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Панченко Татьяна Николаевна,

преподаватель высшей категории

КГА ПОУ «ПКЛТТ», г.Лесозаводск

Приморский край

С 2010-2011учебного года  профессиональные учебные заведения начали переход на новое поколение стандартов, которые коренным образом отличаются от предыдущих поколений стандартов новым подходом – компетентностным. В ФГОС большое внимание уделяется обеспечению более широкого доступа студентов к сетевым ресурсам в Интернете, и вообще, к более активному использованию различных электронных обучающих материалов. В частности, новые стандарты образования требуют развития электронных библиотек, автоматизации учебно-методического комплекса. Именно поэтому в Профессиональном стандарте педагога большое внимание уделено ИКТ- компетентности.

В педагогической практике предлагается двухуровневая модель ИКТ-компетентности преподавателя:

1) знаниевый уровень (подготовленность к деятельности);

2) деятельностный уровень (реализованная деятельность).

Знаниевый уровень – это уровень функциональной грамотности педагога в сфере ИКТ. Очевидно, что сама по себе функциональная грамотность педагога не может привести к качественным изменениям результатов системы образования.

Деятельностный уровень предполагает эффективное и систематическое использование функциональной грамотности в сфере ИКТ в образовательной деятельности для достижения высоких результатов. Деятельностный уровень при этом можно разложить на подуровни:

  • внедренческий – включение в образовательную деятельность специализированных медиаресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию и методике того или иного учебного предмета;
  • творческий – разработка собственных электронных средств учебного назначения, наличие сайта преподавателя; обмен опытом в сетевых образовательных сообществах.

Использование информационно-коммуникационных технологий дает педагогу более широкие возможности в реализации образовательных программ.

Именно деятельностный уровень ИКТ-компетентности педагога может привести к качественным изменениям результатов системы образования в условиях перехода на новые стандарты.

В настоящее время педагоги в большинстве своём владеют знаниевым уровнем ИКТ-компетентности. Для этого в образовательных учреждениях, в том числе в «ПКЛТТ» проводились специальные курсы, практикумы, семинары по изучению информационных технологий и компьютерной грамотности. Была проведена большая работа по формированию материальной базы колледжа. В частности, в настоящее время преподаватели обеспечены ноутбуками, в кабинетах установлены мультимедийные проекторы, интерактивные доски. Были приобретены лицензионные программы для создания электронных учебников, установлены тестирующие программы для контроля знаний студентов. Создан сайт учебного заведения. Всё это реализуется поэтапно в рамках Программы деятельности учебного заведения по внедрению ФГОС 3-его поколения. И всё же деятельностный уровень ИКТ-компетентности оставляет желать лучшего.

Какие же сложности встречаются на пути внедрения деятельностного уровня в условиях перехода на новые стандарты? Что мешает преподавателям использовать новые технологии, в том числе информационно-коммуникационные, шире и интенсивнее? Можно выделить следующие сдерживающие факторы:

  • Отсутствие высокоскоростного доступа к сети интернет в образовательном учреждении.
  • Недостаточная квалификация педагогов в области применения информационно-коммуникационных технологий.
  • Недостаток знаний о возможностях интернета и новых появляющихся сервисах.

Для устранения этих факторов в нашем учебном заведении был проведен методический совет по теме «Электронный документооборот в учебном процессе». В рамках этого методического совета мы рассмотрели передовой опыт ряда наших преподавателей в сфере применения ИКТ. В настоящее время организована работа по  обеспечению  преподавателей колледжа выходом в Интернет с использованием беспроводной сети Wi-Fi.

Однако следует понимать, что это лишь предпосылки для развития ИКТ-компетентности каждого отдельно взятого педагога. Никакой технический прогресс не способен самостоятельно решить проблему модернизации образования, если преподаватель не станет активнее использовать информационные технологии во всех ракурсах своей профессиональной деятельности. Некоторые преподаватели до сих пор сомневаются в необходимости внедрения ИКТ в свою практику. Но вспомните, как за считанные годы сотовая связь превратилась из атрибута роскоши в повседневную необходимость. То же произойдет и с информатизацией, в том числе и с информатизацией образования.

Виктор Александрович Болотов, вице-президент Российской академии образования сказал: «…если все учителя – предметники не будут активно и постоянно использовать компьютер и технологии, с ним связанные, то мы не сдвинемся с мертвой точки…» Как же добиться активности преподавателей, повысить их стремление к профессиональному росту в вопросах применения ИКТ? Во многом может помочь  личная заинтересованность педагогов, примеры эффективной работы коллег, использующих ИКТ, желание соответствовать статусу современного педагога, переход на новый уровень педагогического мастерства. 

Я предлагаю использовать четырехэтапную  модель формирования ИКТ –компетентности преподавателей в учебном заведении.

На первом этапе происходит повышение  базовой ИКТ - компетентности, т.е. формирование оптимального багажа знаний и умений, связанных с использованием ИКТ в учебном процессе на уровне пользователя. 
Второй этап связан с подготовкой тьютора, наставника, который способен и готов передать свои знания в сфере ИКТ коллегам. Позицию тьютора может занимать методист, руководитель методического объединения, преподаватели, имеющие богатый опыт в применении ИКТ.
На третьем этапе осуществляется формирование предметно-углубленной ИКТ-компетентности педагога, соответствующей осознанному, методически грамотному использованию ИКТ в преподавании своего предмета (этот этап может следовать как за вторым, так и за первым этапом).

Далее следует этап, связанный с формированием корпоративной ИКТ-компетентности, обладание которой позволяет видеть и решать в команде проблемы, связанные с внедрением ИКТ в образовательный процесс учебного заведения, быть исследователем в этой области, инициатором сетевого взаимодействия. 

Как мы видим, процесс формирования информационной компетентности всех участников образовательного процесса достаточно сложен, требует активных действий со стороны администрации и не менее активной позиции самих преподавателей. Как сказал председатель директоров Intel - Крейг Баррет: «…технологические достижения ничего не значат, если учителя не знают, как их эффективно использовать…» Поэтому с уверенностью можно сказать, что профессиональное развитие педагога в области ИКТ – одна из важнейших задач в условиях введения ФГОС. В современных условиях нельзя говорить о профессиональном росте педагога, не затрагивая его компетентность в области ИКТ. Развитие и распространение передового опыта в области применения ИКТ в образовательном процессе должно стать первоочередной задачей в профессиональных учебных заведениях.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ

  1. Иванов А.И.,Пастухова И.П. «Профессионально-методическая компетентность преподавателей колледжей в контексте внедрения федеральных государственных стандартов».- СПО, 2012, № 5.
  2. Кузнецов А.А., Хеннер Е.К., Имакаев В.Р. и др. «Информационно-коммуникационная  компетентность современного учителя». - Информатика и образование, 2010, № 4.
  3. Творогова Г.А. Системно-деятельностный подход основа ФГОС, http://pedsovet.org.
  4. http://standart.edu.ru/  - Федеральные государственные образовательные стандарты
  5. Материалы с сайта центрального хранилища ЕКЦОР http://school-collection.edu.ru/
  6. Программа деятельности  ФГОУ СПО «ППЭТ» по внедрению ФГОС третьего поколения. – ФГОУ СПО ППЭТ, 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по формированию информационно-коммуникационной компетентности у учащихся на уроках географии

Современные информационные и коммуникационные технологии обладают уникальными дидактическими возможностями. Они  позволяют предоставлять обучаемому информацию в различной форме; контролировать вр...

Формирование информационно-коммуникационной компетентности старшеклассников на уроках обществоведческого цикла посредством использования приёмов интерактивного обучения и ИКТ.  

Выступление на городском семинаре учителей экономики. Посвящено работе над опытом по сочетанию интерактивного обучения и ИКТ....

Мастер-класс на тему "Формирование информационно-коммуникационной компетентности старшеклассников на уроках обществоведческого цикла посредством сочетания интерактивных технологий и ИКТ"

В мастер - классе показано удачное сочетание приёмов интерактивной технологии и ИКТ, которое даёт наилучшие результаты в работе педагога. Такое сочетание можно применять во всех классах как на уроках ...

Формирование информационно-коммуникационной компетентности обучающихся в курсе

Глобальная информатизация общества ставит перед системой образования проблему подготовки подрастающего поколения к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде. Одним из...

Обобщение опыта по теме "Формирование информационно-коммуникационной компетентности учащихся на уроках информатики через использование ЦОР и ЭОР"

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умен...

«Формирование информационно-коммуникационных компетентностей при обучении химии.»

Модернизация общего образования, в связи с переходом на профильное обучение, требует от учителя высокого уровня преподавания с использованием различных методик и технологий обучения. В условиях вариат...