Формирование информационно-коммуникационной компетентности обучающихся в курсе
методическая разработка по информатике и икт на тему

Платновская Елена Ивановна

Глобальная информатизация общества ставит перед системой образования проблему подготовки подрастающего поколения к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде. Одним из главных средств адаптации к жизни в информационном обществе становятся информационные технологии (ИТ), которые сопровождают все сферы человеческой деятельности.

Осознание несоответствия современной системы образования потребностям информационного общества, характеризующегося ускорением темпа жизни, нарастанием потоков информации, быстрым совершенствованием технологий, привело к принятию Концепции модернизации российского образования, требующая новых подходов к построению общеобразовательной подготовки учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_ikk_v_kurse_informatiki.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Платновская Елена Ивановна

МКОУ «Гимназия имени А.М. Горького»

Москаленского муниципального района

Омской области

учитель информатики

Формирование информационно-коммуникационной компетентности обучающихся в курсе

 предмета «Информатика и ИКТ»

        Глобальная информатизация общества ставит перед системой образования проблему подготовки подрастающего поколения к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде. Одним из главных средств адаптации к жизни в информационном обществе становятся информационные технологии (ИТ), которые сопровождают все сферы человеческой деятельности.

Осознание несоответствия современной системы образования потребностям информационного общества, характеризующегося ускорением темпа жизни, нарастанием потоков информации, быстрым совершенствованием технологий, привело к принятию Концепции модернизации российского образования, требующая новых подходов к построению общеобразовательной подготовки учащихся. Одним из направлений модернизации образования является более широкое использование компетентностного подхода. Процесс осваивания обучающимися  новых информационных технологий и эффективного их применения в учебном процессе обеспечивает формирование информационно-коммуникационной компетентности (ИКК), которая является одной из ключевых компетентностей современного человека и проявляется, прежде всего, в деятельности.

Формирование ИКК в гимназии проходит три  уровня развития:

- пропедевтический уровень (достижение элементарной и функциональной грамотности, когда на доступном уровне формируются первоначальные знания) 2-6 кл;

- базовый уровень (ребенок приобретает необходимые знания об окружающем мире и овладевает общими способами деятельности) 7-9 кл;

- профильный уровень (формирование значимых для обучающегося качеств, позволяющих реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности) 10-11 кл.

на пропедевтическом уровне:

Основная цель курса информатики  – формирование компьютерной грамотности, формирование  первоначальных навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий в познавательной и практической деятельности.

на базовом уровне :

Изучения представления о современной информационной картине мира и осмысленном использовании компьютера; формирование информационно-коммуникационной компетентности.

на профильном уровне

Формирование информационно-коммуникационной компетентности. Профильный уровень рассматривает компьютер как средство, обеспечивающее эффективную учебную и допрофессиональную деятельность. Главными объектами изучения информатики и ИКТ на профильном уровне являются информационные системы, включая системы управления, и информационные технологии (в т.ч. технологии программирования), рассматриваемые с позиций системного подхода.

ИКК учащегося включает в себя:

  •  компетенцию в сфере информационно-аналитической деятельности 
  •  компетенцию в сфере познавательной деятельности
  •  компетенцию в сфере коммуникативной деятельности 
  • технологическую компетенцию
  • компетенцию  в области  техникознания (техническая компетентность)
  • компетенцию в сфере социальной деятельности и преемственности поколений

        Формированию информационно-коммуникационной компетентности, а также компетентности, которую условно можно назвать «способность к деятельности», способствует использование элементов проектного обучения. В процессе реализации проекта у учащихся формируется  готовность к целеполаганию, готовность к оценке, готовность к действию и готовность к рефлексии. Учащийся выполняет задание, которое является осмысленным, интересным и важным лично для него.

        Школьники в гимназии выполняют различного типа и вида проекты, в зависимости от темы, цели, технических требований и пр. Проектная деятельность,  в зависимости от классификации представлена в нескольких вариантах: -Мини-проекты; -Краткосрочные; -Недельные; -Долгосрочные;

2) -Практико-ориентированный проект; -Исследовательский проект; -Информационный проект; -Творческий проект; -Ролевой проект.

Общая схема выполнения проекта:

Учитель ставит задачу, тем самым очерчивая планируемые результаты обучения и исходные данные. Все остальное предстает делать самим ученикам: намечать промежуточные задачи, искать пути их решения, действовать, сравнивать и сопоставлять полученное с требуемым, корректировать собственную деятельность.

Основные требования к учебному проекту

  1. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально- значимой проблемы – исследовательской, информационной, практической.

 (Например: На первом проектном занятии объявляется тема проекта, создаются игровые ситуации, проводится дискуссия по домашнему заданию. Все это создает настрой, проблематизацию по проекту (при работе с первыми проектами времени на этот этап отводится больше).

Для формирования интереса лучше всего идти от жизни, для данной темы от жизненной потребности в информации и организации определенных информационных процессов. Важно, чтобы дети сами проанализировали жизненную ситуацию, в которой будут присутствовать все информационные процессы: получение информации, ее хранение, передача, обработка и использование).

  1. Планирование действий по разрешению проблемы (Выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности- с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является поэтапная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Знакомство с содержательным блоком курса для выполнения проекта происходит согласно плану в виде исследования, обсуждения.)
  2. Поиск информации (На протяжении серии занятий идет творческая, исследовательская работа по проекту как обязательное условие каждого проекта, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы)
  3. Результатом работы над проектом, продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.

5. На завершающем этапе осуществляется презентация - защита проекта. После этого оцениваются результаты.

        Особо важную роль отвожу системе оценки проектных работ. Для этого по каждой теме (или разделу) разработала критерии оценки, где

 прописываются содержательные и технические критерии. Оценивается не только презентация продукта, но и качества проекта в целом. Буклеты с критериями раздаю на первых уроках работы над проектом.

 

Таким образом, в курсе информатики информационно-коммуникационную компетентность рассматриваю, как комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой деятельности с использованием средств ИКТ. Таким образом, ИКК можно определить как способность ученика решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по формированию информационно-коммуникационной компетентности у учащихся на уроках географии

Современные информационные и коммуникационные технологии обладают уникальными дидактическими возможностями. Они  позволяют предоставлять обучаемому информацию в различной форме; контролировать вр...

Формирование информационно-коммуникационной компетентности старшеклассников на уроках обществоведческого цикла посредством использования приёмов интерактивного обучения и ИКТ.  

Выступление на городском семинаре учителей экономики. Посвящено работе над опытом по сочетанию интерактивного обучения и ИКТ....

Мастер-класс на тему "Формирование информационно-коммуникационной компетентности старшеклассников на уроках обществоведческого цикла посредством сочетания интерактивных технологий и ИКТ"

В мастер - классе показано удачное сочетание приёмов интерактивной технологии и ИКТ, которое даёт наилучшие результаты в работе педагога. Такое сочетание можно применять во всех классах как на уроках ...

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

В статье рассматривается вопрос развития ИКТ - компетентности педагога как обязательного компонента реализации ФГОС....

Обобщение опыта по теме "Формирование информационно-коммуникационной компетентности учащихся на уроках информатики через использование ЦОР и ЭОР"

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умен...

«Формирование информационно-коммуникационных компетентностей при обучении химии.»

Модернизация общего образования, в связи с переходом на профильное обучение, требует от учителя высокого уровня преподавания с использованием различных методик и технологий обучения. В условиях вариат...