Технологии проблемного обучения
презентация к уроку на тему

 Трофимова Анастасия Владимировна

Презентция к выступлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologii_problemnogo_obucheniya._trofimova_an.pptx853.43 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология проблемного обучения и воспитания

Слайд 2

Проблемное обучение по М.И. Махмутову тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности ; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций

Слайд 3

Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко , 1998). Проблемное обучение — это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний ( В.Оконь , 1975).

Слайд 4

Цель проблемного обучения: повышение интереса к учебному процессу; развитие логического и творческого мышления; развитие умений выдвигать и обосновывать свои предположения; находить причинно-следственные связи.

Слайд 5

Задачи : создать благоприятные условия для организации учебного процесса; направить изучение учебного материала путем ухода от прямого, однозначного ответа на вопросы учеников, от подмены их познавательного опыта своим; разнообразить формы учебных занятий;

Слайд 6

Сущность проблемного обучения состоит в создании учителем цепи проблемных ситуаций и управлении деятельностью учащихся по самостоятельному решению учебных проблем.

Слайд 7

Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.

Слайд 8

Действия ученика при создании учителем проблемной ситуации :

Слайд 9

Методы проблемного обучения Метод проблемного изложения Частично-поисковый метод Исследовательский метод

Слайд 10

Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения: Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний; Быть доступным для учащихся и соответствовать их познавательным способностям; Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность; Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Слайд 11

Достоинства проблемного обучения: 1.Высокая самостоятельность учащихся; 2.Формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося; 3.Развитие мыслительных способностей учащихся. Недостатки: 1.в меньшей степени, чем другие подходы в обучении применима при формировании практических умений и навыков; 2.Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний, чем другие подходы.

Слайд 12

Функции проблемного урока: развивают и поддерживают интерес школьников к учебе, помогают реализовать их склонности и возможности; позволяют сочетать различные виды групповой и коллективной учебной работы учащихся; развивают творческие способности учащихся; способствуют лучшему пониманию и осмыслению изучаемого материала; являются хорошим средством от информационной перегрузки.

Слайд 13

Примеры приёмов проблемного обучения Приём «Найди лишнее». Цель: формировать у учащихся умения классифицировать учебный материал, данный с избыточными данными. На слайде показаны картинки с дикими животными и собакой. Проблема : Все ли эти животные дикие? Участники мастер - класса отвечают на поставленный вопрос. Если на традиционном уроке мы бы просто перечислили представителей дикой природы, то с точки зрения проблемного подхода, ребята должны доказать, какие животные относятся к диким и почему собака к ним не относится.

Слайд 14

Приём «Лови верное решение». Цель: научить сравнивать, видеть различие, уметь аргументировать правильное решение. Дана задача. Золушка разложила в 4 корзинки по 3 орешка. Сколько всего орешков разложила Золушка? На доске записано 2 примера: 4 х 3 =12 3 х 4 = 12 Вижу вы удивлены. Почему? (Правые части равны, левые тоже, т. к. пользуясь переместительным свойством мы знаем, что 4 х 3 = 3 х 4) Какие есть идеи? (Второй пример верен, т. к. по 3 орешка взяли 4 раза.) А какую задачу вы можете составить, чтобы её решением был первый пример? Участники мастер - класса отвечают на поставленные вопросы. Данный приём учит рассуждать над поставленной проблемной задачей, находить верное решение и доказывать свой выбор.

Слайд 15

Приём «Услышь ошибку». Цель: Формировать умения учащихся на слух находить несоответствия в вопросах по изученным темам. Учитель читает текст. Сила тока в однородном участке цепи прямо пропорциональна электрическому сопротивлению этого участка, и обратно пропорциональна напряжению, приложенному к участку. Участники мастер - класса отвечают на поставленные вопросы Данный приём активизирует внимание учащихся.

Слайд 16

Приём «Найди лишнее». Цель: формировать у учащихся умения классифицировать учебный материал, данный с избыточными данными. На доске записаны имена героев из романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, а один герой взят из романа « Идиот ». Проблема : Все ли эти герои из одного произведения? Участники мастер - класса отвечают на поставленный вопрос. Родион Раскольников Соня Мармеладова Пётр Петрович Лужин Аркадий Иванович Свидригайлов Настасья Филипповна Барашкова .

Слайд 17

Литература по теме: 1) Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе Методическое пособие по спецкурсу Л.1973. 2) Махмутов М.И. Организация проблемного обучения М. Педагогика 1977. 3) Оконь В.Основы проблемного обучения. – М.: «Просвещение», 1968. 4) Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики М. Педагогика 1980.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии с целью формирования личностно-ориентированного подхода к обучению

             Стандарт второго поколения определяет главные цели и задачи современного педагога - построение  образовательного ...

Реализация в практической деятельности деятельностно – ориентированной технологии (технология проблемного обучения, элементов информационной технологии)

Реалии времени диктуют изменения в процессе обучения. Но задачи урока остаются неизменными многие десятилетия: это воспитание и развитие личности. Основным средством решения которых продолжает ост...

Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.

Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....

Исследовательская работа на тему: «Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения»

Цель моей работы показать, как можно построить процесс обучения на основе использования инновационных технологий: технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления.Сегодня по...

Педагогический опыт:"Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления"

Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления....

Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п

Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...