Речевая агрессия и ее влияние на становление личности подростка
методическая разработка на тему

Савченко Ирина Владимировна

Речевая агрессия-это ответная реакция на агрессию,которая выражается в употреблении ненормативной лексики.Почему грубят наши дети? Как с этим бороться? Советы родителям и педагогам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevaya_agressiya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»

Речевая агрессия и её влияние на становление личности подростка

Савченко Ирина Владимировна

г. Кашира 2014 г

                                 «Слово не стрела, но ранит пуще стрелы»

                                                                     / народная мудрость/

        Какой восторг вызывает у родителей первое сказанное слово их ребенком! С каким вниманием они воспринимают лепет своего чада. Но вот проходит некоторое время, и из чистых детских уст вылетают бранные слова.

            Всякий взрослый владеет искусством словесной дуэли, но всерьез о недостатках и преимуществах языковых норм люди задумываются тогда, когда в словесные поединки вступают их дети.

             Маленький ребенок осваивает слова, которые существуют в речевой практике родителей, окружающих людей, средств массовой информации.                         Среди этих слов есть и слова бранные, и ребенок не виноват, что сквернословит в свои 5-6 лет. Он произносит то, что услышал от других.

             Обычно бранные слова дети начинают использовать как только попадают в школу. Чем больше они шокируют взрослых, тем больше им хочется их повторять. Так рождается агрессия по отношению к другому человеку.

              Все повторяется в этом мире: сначала мы манипулируем детьми, потом дети манипулируют нами. Детская агрессивность – это ответная реакция на агрессию. То же относится к речевой агрессии, которая выражается прежде всего в употреблении ненормативной лексики.

               Почему дети грубят? Родители разговаривают с ребенком грубо, постоянно срываются на крик, допускают обидные и унижающие характеристики («ничего не соображаешь!»; «совсем тупой?»). При этом строго наказывают ребенка за попытки отвечать в том же духе, подчас прямо заявляя: «Да, нам можно, а тебе нельзя!». Но иногда взрослые не осознают собственной речевой агрессии и удивляются: «Как он смеет? Я ему слово, а он в ответ десять!». Преследуя грубость ребенка, не замечают, что сами подают ему пример оскорбительного поведения.

               Во-вторых, родители иногда сознательно, а иногда и невольно дают ребенку понять, что речевая агрессия вполне допустима, как бы разом и разрешают ее, и запрещают: дома со взрослыми – нельзя, а с друзьями, одноклассниками, во дворе – можно.

               В-третьих, родители подчас, сами того не желая, буквально «провоцируют» ребенка на речевую агрессию – нотациями, подозрительно-обвинительными вопросами и враждебными замечаниями: «Посуду, конечно, опять не помыл? С собакой, конечно, опять не погулял? Ты опять… ты вечно… у тебя всегда… чего от тебя ждать…». В итоге психологическое напряжение разряжается вспышкой грубости и дерзости: «Сами мойте вашу посуду! Отстаньте! Отвяжитесь!»

              Физическую агрессию детей и подростков пресекают и контролируют достаточно жестко. Но редко обращают внимание на негативное речевое поведение ребят, хотя по своему происхождению и воздействию это ни что иное, как агрессия. Пусть и более «легкая», чем рукоприкладство. Грубость, оскорбления, обидные клички, жестокие, унижающие высказывания, повышенный тон… Недаром народная мудрость говорит: «Слово не стрела, но ранит пуще стрелы». Однако отношение родителей к словесной агрессии детей противоречиво и если действуют «двойные стандарты», то ребенок ежедневно получает примеры речевой агрессии. Бесполезно надеяться, что он этим примерам не последует. Младший школьник, может быть, и не станет до поры до времени проявлять ответную агрессию по отношению к родителям – из страха наказания, из чувства слабости и беспомощности, но уж подросток себя покажет: «Вам можно, мне нельзя?!! Хочу и грублю! И ничего вы мне не сделаете». В самом деле, ведь следующий за речевой агрессией шаг – агрессия физическая. Не менее 15% родителей признаются, что на грубость ребенка отвечают рукоприкладством. То есть речевая агрессия оказывается ступенькой к физической не только в детской среде, но и в семье.

              Наша российская действительность агрессивна для человека, тем более для подростка. В последнее время увеличилось количество показов, в которых ненормативная лексика буквально пестрит. Странно слышать такие слова от людей, несущих так называемую «культуру» в массы. Все чаще нецензурная брань звучит в семьях наших воспитанников, учеников-подростков, которым предстоит войти во взрослую жизнь. Они злоупотребляют бранными словами в своем коллективе, в присутствии взрослых, учителей, они удивляются, когда им делают замечание, считая такое общение нормой.

              У подростка усложняются отношения с окружающими людьми, со всем миром, происходит повышенный интерес к ненормативной лексике. Он хорошо улавливает нестандартные формы и обороты речи, которые слышит вокруг себя. Стремление к независимости становится ведущим мотивом его деятельности. Обычно используются внешние, демонстративные формы отстаивания независимости, такие как дерзость в общении. Подростка может привлекать ореол дерзости как символ его личной свободы. Изменяется тон его речи, он все чаще использует бранные слова.

              Главные характеристики современной жизни подростка – это постоянное ускорение и обновление. Научно-технические революции превращают процесс общения в невероятно динамичную систему, которая способствует изменению социальных связей и форм человеческих коммуникаций. Изменение социокультурной реальности в сторону ее усложнения, стремительное внедрение продуктов массовой культуры обусловливают угрожающие масштабы современного кризиса общения. Бедность словарного запаса, неумение правильно высказывать свои мысли присущи нашим подросткам.

              Слова-паразиты проникают в обиход их речи. Особую тревогу у педагогов и родителей вызывает то, что бранные слова начинают употреблять не только мальчики, но и девочки. Сексуальная конкуренция в коллективе среди одноклассниц, использование кричащих нарядов, яркого макияжа, минимализма в одежде требуют более сильные средства, например, нормативную лексику, которая помогает им обратить на себя внимание.

               Ругательства также часто появляются в лексиконе подростка из-за их неуверенности в себе. Ребенок считает, что ненормативная лексика придает ему значимость. Покажи ребенку другие методы самовыражения, окажи ему необходимую поддержку и объясни, что ругаясь, в жизни многого не достигнешь, скорее наоборот, подобное поведение будет препятствовать налаживанию отношений с интересными людьми.

               Главным ответом у подростка на все претензии является фраза «Имею право!». В зависимости от того, как выглядят родители в глазах подростка, они смогут иметь влияние на него в этот период. Если своими действиями в прежний период родители смогли завоевать авторитет в его глазах, он будет прислушиваться к некоторым (не всем!) советам и рекомендациям. Если этого не произошло, никакие попытки запугивания не возымеют действия, напротив, подросток будет любыми силами показывать свое превосходство над родителями. В этой ситуации трудно что-то сделать, но возможно, приложив огромные усилия. Можно попытаться провести с ним дружескую беседу, но это может не увенчаться успехом: либо у подростка и без вас достаточно друзей, либо в вашем лице он не может увидеть своего соратника, а, следовательно, никогда не откроется. Различные меры воздействия, как угроза, так и применение насилия может вызвать противоположный эффект и сделать все намного хуже. Стоит присмотреться внимательнее к подростку, выяснить, кто на данном этапе жизни является для него непререкаемым авторитетом и попробовать воздействовать через него.

               Как ни странно, брань имеет свои «сильные» стороны, чем и объясняется ее живучесть. Мат притягателен, он имеет определенные преимущества перед другими единицами речи. Он позволяет выразить восторг, возмущение, досаду, злость. Он обладает такими качествами, как функциональная универсальность. При помощи нескольких десятков бранных слов можно сформулировать практически любое речевое сообщение и выразить его кратко, емко и образно.

               Подростки в большинстве своем потому терпимы к ненормативной лексике, что в школьной среде, где они проводят значительную часть своего времени, царит Слово, которое разрушает словесный реализм и тогда открывается дорога для символических процессов, для мышления в терминах возможного, а не действительного.

               Погасить речевую агрессию в острой ситуации родителям поможет «игнорирование». Отвечать на детскую грубость – значит раскрутить механизмы ссоры. Не замечать ее «если, конечно, поведение ребенка не угрожает другим людям», молчать, сделать вид, что дерзость ребенка не услышана, - это нелегко. «Да как же молчать на его наглость?!». К «наглости» ребенка придется, конечно, вернуться, но тогда, когда он успокоится, когда острота переживания остается позади и можно обсудить, что же случилось. Общий принцип - заинтересованное внимание надо проявлять к позитивному поведению, чтобы не получалось так, что только дерзости и грубости ребенка вызывают горячую реакцию родителей.  

              Как видим, проблема очищения разговорной речи подростков сложна и многообразна и достаточно трудно ликвидировать сквернословие, если его корни упираются в историю нашего государства. С другой стороны нельзя не считаться с тем фактом, что нормальному человеку площадная брань режет слух, он не может привыкнуть даже к звучанию этих слов, не говоря уже об их значении. Конечно, речевые нормы всегда существовали и будут существовать. Надо считаться с тем, что бранные слова и выражения больно ранят психику других людей.  Так как можно с этим бороться?

            −Легче всего воздействовать на подростка, если он вам доверяет

            −Настроение подростка часто меняется из-за того, что в его организме происходят значительные гормональные изменения.

            −Предъявляйте разумные требования, которые должны быть выполнены к конкретному сроку. Пусть подросток отчитается в выполнении. Требования должны быть одинаковыми для всех. Выполнение порученного должно быть проверено.

            −Усталость подростка часто вызвана недостатком кислорода. Утомляемость и сонливость, рассеянность внимания и расторможенность влияют на его поведение, которое может быть неадекватным. Имейте это в виду, а также то, что замечания можно делать невербально (кивком головы, прикосновением и пр.)

           −Вспышку гнева можно предупредить,если в присутствии всех отметить что-то хорошее. Особенно это касается эмоционально неуравновешенных подростков.

           −Замечания, относящиеся ко многим, сообщайте спокойным тоном, разумно без эмоционального подтекста. Если вы хотите сообщить свое мнение какому-то конкретному человеку, высказывайте его наедине, причем оно должно касаться только какой-либо одной стороны деятельности или неудачного действия. Личность любого достойна уважения.

            −К школьнику, претендующему на оригинальность, самостоятельность и взрослость, обращайтесь только как к равному и на «вы».

             −Скажите доброе слово о самом подростке и о его домашних. Не надо писать убийственных замечаний типа: «Обратите внимание на плохое воспитание дочери (сына)». Этим замечанием можно вызвать агрессию не только подростка, но и его родителей.

             −Чтобы предупредить перепады настроения, постарайтесь узнать, что подростки любят делать, а против чего восстают. Не используйте двойные стандарты: кому-то что-то запрещаете, потому что он вам не нравиться, а кому-то разрешаете вести себя так, как тому заблагорассудится.

             −Наше  настроение передаётся подросткам: если учитель пришёл на урок злой, то через некоторое время и ученики начнут высказываться о чём-то негативно или же поведут себя развязно, явно защищаясь. Помните, что подростки смотрят на нас как в зеркало и подражают нам.

              Как известно, психологи рекомендуют вовлекать подростков в спортивные игры для того, чтобы они могли выплёскивать свои отрицательные эмоции. Но наблюдения показывают, что подростки во время подвижных игр активно используют ненормативную лексику. Замкнутый круг, но это не значит, что педагогам не следует делать попытки искоренять сквернословие. Ненавязчивые беседы, личный пример педагога, родителей могут сделать своё дело. Подростковой агрессии необходимо противопоставить доброе, проникновенное общение; детям важно знать, что их поддерживают и любят такими, какие они есть, что им желают только добра и проявляют заботу о них. Не нужно провоцировать ситуаций, в которых подросток будет вести себя агрессивно.

             Существуют и более частные приёмы контроля над агрессией слова – способы речевого воздействия и эффективного реагирования в конкретных ситуациях:

  1. Игнорирование речевой агрессии;
  2. Переключение внимания;
  3. Метод проецирования положительных личностных качеств и        поведенческих реакций;
  4. Использование положительных оценочных высказываний;
  5. Открытое словесное порицание;
  6. Юмор, шутка;
  7. Убеждение.

             Надо постоянно напоминать ребятам о том, что не стоит брать пример с тех, кто нарушает чистоту русского языка. Ответственность за свой язык лежит на нас самих и начинать нужно именно с самих себя. Это наш язык, это наша культура. Без исконно русского чистого слова забудется и русская культура. Без неё не вспомнится прошлое, не будет и будущего. И пусть о наших детях говорят «Это культурные люди, владеющие культурой чувств, общения, умеющие правильно писать, красиво и выразительно говорить».

              Речь педагога выступает важным фактором формирования коммуникативной личности ученика, служит образцом для подражания и основным инструментом педагогического воздействия. Поэтому повышение уровня речевой культуры учителя, всестороннее овладение коммуникативной компетенцией, укрепление нравственных основ речевого поведения в процессе педагогического общения являются первоочерёдными задачами в решении проблемы агрессии слова в школьной среде.

Список используемой литературы:

1) Воронцова Т.А. Речевая агрессия: коммуникативно-дискурсивный подход:. Челябинск, 2006. 2) Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1996. 158 с. 3) Жельвис В.И. Поле брани. Сквернословие как социальная проблема в языках и культурах мира. М.: Ладомир, 2001. 349 с. 4) Клюев Е.В. Речевая коммуникация: Учеб. пособие для университетов и институтов. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. 320 с. 5) Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проблема семейного неблагополучия и его влияния на развитие личности подростка в трудах отечественных и зарубежных исследователей»

Данная работа затрагивает проблемы семейного неблагополучия и его влияния на развитие личности подростка, рассматривает виды и типы неблагополучных семей, особенности подростков, воспитывающихся в неб...

"Влияние семьи на становление личности подростков"

Проблема влияния воспитательной тактики родителей по отношению к своим детям, взаимоотношений родителей и детей, общего психологического климата семьи на формирование личности ребенка интересует многи...

Взаимодействие семьи и школы в становлении личности подростка

План работы "Школы семейного воспитания"...

ВЛИЯНИЕ ЖАРГОНА И ИНОЯЗЫЧНЫХ СЛОВ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

Статья о влиянии на русский язык иноязычных слов и жаргона , которые обрушиваются на нас с экрана телевизоров, сыпятся из уст журналистов и телеведущих, тем самым оказывают вредное влияние на еще не о...

Использование системы педагогической режиссуры на занятиях эстетического цикла, как средства поддержки эмоционально-ценностного становления личности подростка

Труд педагога имеет много общих признаков с театральным творчеством, как разновидностью художественной деятельности: представители обеих профессий работают с людьми, имеют общую цель  - возбудить...

Роль классного руководителя в становлении личности подростка

Классный руководитель играет огромную роль в формировании личности подростка. Именно на данном этапе зарождается личность, которая будет определять будущее человека. Поэтому классный руководитель долж...