Анализ проектной деятельности как инновационного направления в системе основного и дополнительного образования
статья по теме

Теоретические аспекты проектной работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ проектной деятельности  как инновационного направления в системе основного и дополнительного образования

       На современном этапе развития педагогической науки перед преподавателем встает вопрос освоения новых типов образовательных технологий. К одной из таких групп относится эколого-образовательная проектная деятельность. Это направление позволяет не только оценивать состояние окружающей среды,но и включать учащихся в решение актуальных проблем,связанных с экологией.

       Проектная деятельность может быть использована на всех ступенях образования ,в различных предметных областях .Особенно следует учитывать,что экология носит интегрированный характер, что позволяет использовать «....не только содержание, но и различные доминирующие методы в проектной деятельности, а, следовательно, и различные виды проектов: исследовательские, творческие, игровые, информационные и др.»

Данный вид работы не является новым. В жизни мы постоянно сталкиваемся с термином «Проект».

           Однако,на сегодняшний день,педагогический проект является инновационной технологией, которая ,безусловно,найдет свое место в образовательном процессе как основного , так и дополнительного образования.            Одним из преимуществ проектной работы является создание индивидуального образовательного маршрута , что особенно важно для учащихся.

          По мнению специалистов ,проектная деятельность – специфическая форма творчества и универсальное средство развития человека. Ее можно использовать в педагогических целях при работе с обучающимися в любом возрасте:

  1. в дошкольном и младшем школьном возрасте – за счет проектной сущности игровой деятельности;
  2. в подростковом возрасте – за счет потребности в создании своей предметной среды и пробы своих сил;

в юношеском возрасте – за счет устремленности в будущее и желания самореалзации;

             Метод проектов рассматривается как образовательная деятельность с определенной целью, по определенной программе для решения учебных, воспитательных, поисковых, исследовательских, практических задач на предметной, межпредметной, интегрированной, надпредметной основе .

Выделяют ряд типов проектов.

Одна из наиболее распространенных классификаций - в зависимости от доминирующего вида деятельности учащихся :

  • Исследовательские проекты приближены к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.
  • Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру. Они  строятся по следующей логике: определение потребности, исследование  существующих объектов, обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной, планирование, изготовление, оценка (рефлексия). Форма представления результатов может быть различной (изделие, видеофильм, праздник, экспедиция, репортаж и пр.).
  • Приключенческие (игровые) проекты предполагают, что участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности в таких проектах - ролевая игра. Это могут быть имитации социальных и деловых отношений в ситуациях, придуманных участниками, литературные персонажи в определенных исторических и социальных условиях и т.п. Обязательно намечается проблема и цели проекта. Результаты же не всегда возможно наметить в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью.
  • Прикладные (практико-ориентированные), отличающиеся  четко обозначенным с самого начала результатом  деятельности его участников, ориентированным на их социальные интересы (документ, созданный на основе полученных результатов исследования по экологии, биологии, географии, и т.д.; аргументированное объяснение какого-то физического, химического явления;  проект зимнего сада школы и т.д.);
  • Информационные проекты - это тип проектов, связанных с поиском, анализом и представлением информации. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. В ходе проекта изучаются и используются различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных, в том числе электронные, методы анкетирования и интервьюирования), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации (доклад, публикация, размещение в сети Интернет или локальных сетях, телеконференция и др.).

По числу  участников проекты могут быть индивидуальные, парные и групповые.  Проект может быть краткосрочным (разработан на нескольких уроках); среднесрочным (от недели до месяца); долгосрочным (от месяца до нескольких месяцев).

Проектная деятельность может быть организована на разных уровнях: международном, национальном, на уровне конкретного региона (например, городские проекты), или на уровне ряда образовательных учреждений, расположенных в одном (или разных) районах.

Безусловно, проектная деятельность имеет ряд особенностей , в первую очередь

-направленность на внешний и внутренний результативности

-связь замысла с воплощением.

Для реализации проекта необходимо выполнить ряд условий :

-наличие значимой проблемы

-значимость результата

-выделение этапов работы

-самостоятельная деятельность учащихся.

Специалисты ,работающие в области проектной деятельности предлагают выделять следующие этапы  :

  1. Выбрать тему проекта (проблему) и определить состав участников рабочей группы.
  2. Наметить возможные пути решения проблемы и выбрать один из них.
  3. Разработать структуру образовательного проекта.

Проект экологической направленности должен иметь определенную структуру , где показаны не только цели и задачи, но и прогнозируемый результат, который может носить как долгосрочный , так и краткосрочный характер .

При работе по проекту важным является определение конечного продукта проектной деятельности.

В отличии от учебно -исследовательской работы , это может быть   

       -план реконструкции объекта, оформления кабинета, размещения комнатных     растений и т.п.;

-карта; чертеж;

- анализы данных (социологического опроса, изучения экологического состояния объекта и т.п.);

 - обоснованный         план мероприятий;

- модель;

- сценарий (игры; праздника);

- пакет рекомендаций;

- экологические программы;

- серия иллюстраций, заданий и др.

- Web-сайт;

- мультимедийный продукт (презентация, мультфильм )

При работе над проектом следует учитывать необходимость создания  паспорта проектной работы и партфолио проекта. В методической литературе представлены варианты данной документации.

     Одним из важных моментов является оценка проектной деятельности,которая должна быть интегрированной.

Она складывается:

- из оценок этапов выполнения проекта (от формулировки проблемы до полученного результата);

- результатов защиты проекта;

- результатов саморефлексии.

При работе по проекту педагог сталкивается с рядом новых для себя требований , и ,следовательно может иметь ряд трудностей . Например :

  1. Темы проектов и предлагаемые варианты их реализации могут варьировать в широком диапазоне различных областей знания. Поэтому консультирование в процессе работы над проектами требует широкой эрудиции и высокого педагогического мастерства.
  2. В процессе работы над проектом необходимо (иногда в несколько этапов) вскрыть суть проблемы, выбрать оптимальный путь по реализации некоего решения, принятого самим обучающимся.
  3. Задача педагога - спланировать работу над проектом, обеспечить удивление и мотивацию к труду, чтобы задание было ни чрезмерно легким, ни чрезмерно трудным и находилось в зоне ближайшего развития каждого обучающегося.
  4. Следует приветствовать, если участники проектной деятельности предлагают различные варианты решений одной проблемы. Важно, чтобы каждый шел своим путем, но обосновал его. Решения могут быть диаметрально противоположными, и не всегда проект может оцениваться в терминах «правильно», «неправильно». Значимым должно быть лишь то, «обосновано» решение или «не обосновано».

На сегодняшний день имеется ряд литературных источников , в которых излагается материал по организации проектной деятельности .

Литература.

  • Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования: Учебное пособие для студентов педагогического бакалавриата, педагогов-практиков. – СПб.: «Просвещение», 1995.
  • Колесникова И.А., М.П. Горчакова-Сибирская Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высших учеб. заведений / Под ред. И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.  
  • Методика обучения технологии / Под ред. В.Д. Симоненко. – Брянск - Ишим:  Издательство ИГПИ, НМЦ «Технология», 1998. - 296 с.
  • Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Под ред. Е.С. Полат. -М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  • Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич. – Мн.: «Современное слово», 2005.  
  • Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей редакцией В.С. Кукушкина. – М.: ИКЦ «МарТ»: - Ростов н/Д: издательский центр “МарТ», 2006.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               
  • Политехнический словарь: 2-е изд. – М., 1980.
  • Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилова, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2003.
  • Романовская М.Б. Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: современные подходы: Научно-методическое пособие для преподавателей образовательной области «Технология». – М.: АПКиПРО, 2004.
  • Рябова В.Н., Григорьева Ю.В. Эколого-образовательный проект //Экологически ориентированная учебно-исследовательская и практическая деятельность в современном образовании: матер. IV Всероссийского научно-методического семинара. – СПб.: Крисмас+, 2004. – С. 85-89.
  • Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.:АРКТИ, 2005.
  • Теория и практика организации предпрофильной подготовки: Учебно-методическое пособие. Ч. 1 / Под ред. С.В. Кривых, Г.Н. Шорниковой, Н.Н. Букиной. – СПб.: СПбАППО, 2005.
  •  Хорева Г.А., Утков П.Ю. Школьный проект как метод образования для устойчивого развития: методческое пособие для организации проектной деятельности в образовательных учреждениях. – Мурманск, 2003.

Реализация проекта позволяет решать важные задачи: - дает возможность привлечь к проектной деятельности широкий круг участников: учащихся разных возрастов, педагогов, родителей, социальных партнеров; - использует учебно-воспитательный потенциал урочной деятельности по разным предметам и внеклассной работы; - позволяет встраивать в общую деятельность различные типы проектов (творческие, исследовательские, информационные и др.); - осуществляет широкое социальное партнерство в рамках региона и международное сотрудничество


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы сетевого взаимодействия учреждений основного и дополнительного образования в рамках профориентации учащихся

Дополнительное образование, расширяющее возможности ребенка и способствующее развитию его личности, неотъемле­мая составляющая качественного общего образования в современ­ных условиях. Раз...

«Совершенствование системы физического воспитания в условиях интеграции основного и дополнительного образования»

Данный опыт сотрудничества, в условиях интеграции учреждений основного и дополнительного образования, позволит привлечь большое количество учащихся города Тюмени к занятиям физической культурой и спор...

Проектная деятельность в системе основного и дополнительного образования.

На примерах описаны принципы организации проектной деятельности в системе основного и дополнительного образования....

Пути интеграции основного и дополнительного образования через реализацию проектной деятельности.

Статья "Пути интерграции основного и дополнительного образования" через реализацию проектной деятельности...

Волейбол в системе основного и дополнительного образования в школе

Статья на тему: Волейбол в системе основного и дополнительного образования в школе....

Статья на тему: Волейбол в системе основного и дополнительного образования в школе.

Статья на тему: Волейбол в системе основного и дополнительного образования в школе....