Создание комфортной психолого-педагогической среды на уроках
опыты и эксперименты на тему

В докладе говориться о небходимости создания на уроках комфортной психолого-педагогической среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sozdanie_komfortnoy_sredy.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Создание  комфортной психолого-педагогической среды на уроках

Подростковый возраст - это важный этап развития личности, процесс перехода от опекаемого детства к самостоятельной жизни.
 В возрасте 13-14 лет меняется система ценностей и интересов.  Внешне кризис подросткового возраста, особенно на уроках, проявляется в грубости, скрытности и нарочитости поведения, стремление поступать наперекор требованию и желанию взрослых, в игнорировании замечаний, ухода от обычной сферы общения. Различные формы агрессивного поведения также типичны для большинства подростков.

Перестройка отношения подростка к себе влияет не только на его эмоциональное самочувствие, но и на развитие его  способностей и удовлетворенность и жизнью вообще. Самооценка подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков.  

В оценке других подростки часто допускают некоторую поспешность и категоричность. Так, они часто оценивают людей по их отдельным поступкам или качествам, распространяя эту оценку на личность в целом. В результате во многих случаях выносится неверное суждение о достоинствах человека, его положительных и отрицательных качествах. Далеко не все подростки самокритичны, отличаются умением честно и открыто признавать свои ошибки.

Подростки бурно и непосредственно выражают свои эмоции, они часто не могут сдерживать радость, гнев, замешательство. На аффективные проявления в подростковом возрасте существенное влияние оказывает повышенная чувствительность детей этого возраста к ситуациям, актуализирующим ведущие потребности, прежде всего потребность в самоутверждении.

Подросток уже имеет возможности, обеспечивающие овладение своим поведением ради определенной цели, однако, цели, которые он ставит перед собой, часто не имеют личностного смысла, ситуативны, заимствованы. Это обусловливает быструю и неоправданную их смену. Еще Л.С. Выготский подчеркивал, что для подростка характерна «не слабость воли, а слабость цели». Принципиально важно, чтобы эти цели были для школьника действительно важными, а не задавались искусственно.

Значительную роль играет также наличие чувства собственного достоинства и представление о своем уровне достижений, снижение которого оказывается чрезвычайно болезненным для самого подростка: он не может позволить себе «упасть в собственных глазах».

Важны и сложившиеся ранее привычки к систематическому труду, к порядку и т.п. Все это облегчает для подростка преодоление непосредственного желания, хотя и не всегда приводит к успеху. Существенное значение имеет формирование необходимых нравственных качеств  школьника, таких, как чувство долга, ответственности.

Все вышеописанные особенности данного возрастного периода, безусловно, влияют на работу учителя по планированию процесса обучения математике в средних классах. Соответственно, при организации учебной работы необходимо учитывать следующие важные моменты:

  • не предъявлять подростку завышенное требование, не подтвержденное способностью восьмиклассника; планируя то или иное учебное занятие, путем личных наблюдений желательно отбирать материал по алгебре или геометрии по степени сложности восприятия таким образом, чтобы подросток работал в своей зоне ближайшего развития;
  • честно указывать подростку на его удачи и не удачи, причем удачи объяснять его способностями, а неудачи – недостаточной подготовкой, усложнением теоретической части курса, необходимостью затрачивать большее время на выполнение заданий;
  • при этом не захваливать подростка, объясняя его неудачи случайностью, т.к. это формирует  эффект неадекватности;
  • пояснять и обсуждать требования и последствия их нарушений: если ты поступишь так, то последствия будут таковы – при выполнении задания в классе или дома;
  •  не считать свою позицию на 100% правильной,
    в спорах пытаться договориться;
  • признавать свои ошибки;
  • необходимо создавать на уроке ситуации формирования таких качеств и умений, которые позволяют человеку не просто справляться с возникающими трудностями, но и чувствовать, что он как личность стал сильнее, компетентнее, его возможности выросли.

Так, например, из личной педагогической деятельности можно привести прием работы учащихся с заданиями по выбору, в своем личном темпе и на индивидуальном уровне трудности – учащиеся работают в группах по два или четыре, некоторые работают самостоятельно.  Каждый сам определяет как работать. Применяю прием взаимообучения, оценивается работа каждого. Критерии оценивания, варианты заданий, их количество четко оговаривается, учащиеся имеют возможность промежуточной сверки результатов. Использование  такой формы работы удачно зарекомендовало себя при изучении в курсе алгебры действий с алгебраическими дробями, с квадратными корнями, при изучении квадратных уравнений различных видов, целесообразно их использование и на уроках геометрии, а также при подготовке к государственной итоговой аттестации в 9 классах. При этом возможно  ограничиться лишь материалом основного учебника, либо наоборот, разнообразить предлагаемое содержание различными карточками, дидактическими материалами и т.п.

Развитие поисковой активности школьника - важный фактор профилактики эмоциональной напряженности. Для развития активности необходимо включать в различные этапы урока усложненные, новые задания, учить выполнять подобные задания и обеспечивать условия для самостоятельной тренировки. Полезно также научить подростка использовать юмор в разумных пределах для разрядки эмоционального напряжения.

При работе со  «слабоуспевающими» учениками  нужно постараться уверить и их в том, что они могут запомнить, понять основной материал, но при этом чаще и большем объеме предлагать им однотипные задания  - с учителем, с классом, самостоятельно.  Каждый урок - продолжение предыдущего, Каждый вносит свою лепту в изучаемую тему. Многократное повторение основного материала - один из приемов работы с учащимися, имеющими серьезные пробелы в знаниях. Курс алгебры и геометрии сложнее предыдущего курса математики для 5-6 классов, здесь гораздо больше новой  абстрактной информации, теоретических фактов. Не следует сразу предъявлять на уроке большой объем нового как практического, так и теоретического материала, нужно из изучаемого выбрать главное, четко изложить его, повторить и закрепить.

В целом стоит отметить, что организация комфортной психологической учебной среды для учащихся средних классов на уроках алгебры и геометрии требует тщательной предварительной подготовки, личных педагогических наблюдений учителя как за классным коллективом в целом, так и за особенностями личности каждого. Необходим строгий отбор содержания учебного материала, отбор таких форм и приемов работы, которые максимально положительно используют общение на уроке как ведущую деятельность подросткового  возраста. Следует использовать такие критерии оценивания успехов учащихся, которые позволяют им работать в личной зоне ближайшего развития на индивидуальном уровне сложности и иметь возможность повысить этот уровень, опираясь на свои способности и возможности обучения. Комфортная учебная среда, созданная  для школьника – залог успешного использования учителем здоровьесберегающих технологий обучения и обучения по новым государственным образовательным стандартам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме " Создание благоприятного психолого-педагогического климата на уроке иностранного языка ."

Наглядным показателем успешного коммуникативного взаимодействия учителя и учащегося является благоприятный психологический климат в классе ....

Перспективный план работы по созданию системы психолого-педагогического сопровождения внедрения ФГОС

Документ создан на основании методических рекомендаци Департамента образования Владимирской области и содержит направления деятельности всех участников образовательного процесса по внедрению   и ...

Создание комфортных психолого-педагогических условий на уроках, как фактор успешности образовательного процесса в школе.

Создание  комфортных психолого-педагогических условий на уроках, как фактор успешности образовательного процесса в школе....

Создание системы психолого-педагогического сопровождения способных и одаренных детей, склонных к проектной и исследовательской работе.

1. Совершенствование системы выявления и сопровождения одаренных и способных детей для поддержки и оказания психологической помощи.2. Сохранение и укрепления психологического здоровья способных и одар...

Создание комфортных психолого-педагогических условий на уроках, как один из факторов успешности организации здоровьесберегающего образовательного процесса во внутрибольничной школе.

Создание  комфортных  психолого-педагогических условий на уроках, как один из факторов  успешности  организации  здоровьесберегающего образовательного процесса во внутри...

Создание комфортных психолого-педагогических условий на уроках, как один из факторов успешности организации здоровьесберегающего образовательного процесса во внутрибольничной школе.

Создание  комфортных  психолого-педагогических условий на уроках, как один из факторов  успешности  организации  здоровьесберегающего образовательного процесса во внутри...

Создание комфортных психолого-педагогических условий на уроках, как один из факторов успешности организации здоровьесберегающего образовательного процесса во внутрибольничной школе.

Создание  комфортных  психолого-педагогических условий на уроках, как один из факторов  успешности  организации  здоровьесберегающего образовательного процесса во внутри...