Роль мультимедийных средств и электронных ресурсов при реализации инновационных педагогических технологий подготовки специалистов по техническому ремонту и обслуживанию автотранспорта
статья на тему

Зенина Наталья Вячеславовна

Ускорение научно-технического прогресса, в результате которого происходит возникновение и развитие инновационных направлений в науке и технике, преобразование на новой технической основе отрасли автомобильного транспорта, изменение организации труда и системы управления производством, – вызывает необходимость динамичного изменения подходов к обучению техников по специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», пересмотра педагогических технологий их подготовки, включения в образовательный процесс современных информационных ресурсов.

Применение мультимедийных средств и электронных ресурсов, видеорядов и виртуальных моделей при реализации инновационных педагогических технологий подготовки техников позволяет сочетать вербальную и визуальную информацию, воссоздать объекты и процессы профессиональной деятельности в виртуальном пространстве (например, виртуальный автомобиль), смоделировать реально не существующее, но доступное к восприятию органами чувств, - все это способствует мотивации и самореализации студентов на уроках теоретического обучения и практических занятиях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Зенина Н.В.

к.п.н., преподаватель

специального цикла дисциплин

ГБПОУ «Колледж автомобильного транспорта № 9»

Роль мультимедийных средств и электронных ресурсов при реализации инновационных педагогических технологий подготовки специалистов по техническому ремонту и обслуживанию автотранспорта

Эффективность применения компьютерных технологий при подготовке специалистов среднего звена обусловлена как инновационным вектором развития российского образования, так и самим характером системы среднего профессионального образования, приоритетной целью которой является обеспечение готовности специалиста к профессиональной деятельности на рабочем месте.

Ускорение научно-технического прогресса, в результате которого происходит возникновение и развитие инновационных направлений в науке и технике, преобразование на новой технической основе отрасли автомобильного транспорта, изменение организации труда и системы управления производством, – вызывает необходимость динамичного изменения подходов к обучению техников по специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», пересмотра педагогических технологий их подготовки, включения в образовательный процесс современных информационных ресурсов.

Важно использовать основанные на компьютерных технологиях методы рефлексии и формализации профессиональных знаний как существенный компонент при реализации инновационных педагогических технологий подготовки кадров среднего звена для автомобильной отрасли.

Под педагогической технологией мы понимаем запрограммированную, воспроизводимую при сходных условиях систему функционирования всех компонентов педагогического процесса и приводящую к намеченным измеряемым результатам в виде заданных параметров образовательного развития личности.

Инновационные педагогические технологии становятся эффективным средством повышения качества образования, обеспечения всестороннего личностного и профессионального развития обучаемых, построения более полного образа профессии. Внедрение инновационной модели обучения позволяет оптимизировать образовательный процесс как с точки зрения используемых средств и методов, так и с точки зрения конечных результатов. (1) Однако, следует отметить, что реализация инновационных технологий подготовки специалистов по техническому ремонту и обслуживанию автотранспорта повлечет необходимость проработки вопросов  профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров государственных образовательных учреждений  среднего  профессионального  образования  в  области информатизации.

Внедрение в образовательный процесс мультимедийных средств и электронных ресурсов на настоящий момент регламентировано на законодательном уровне, так статья 18 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (2) предусматривает формирование библиотек, в том числе и электронных, «обеспечивающих доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам», в целях реализации образовательных программ. «Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями…», - говорится в Законе.  Статья 16 названного Закона предусматривает реализацию образовательными учреждениями программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Информатизация  системы  начального  и  среднего профессионального образования является одним из мероприятий, прописанных в подпрограмме «Начальное  и  среднее  профессиональное образование» программы Столичное образование на 2012-2016 годы. (3)  Согласно Программы, реализация данного мероприятия включает формирование материально-технических условий развертывания локальных виртуальных  сред  (обучение  с  использованием  дистанционных образовательных технологий, вебинары, телетрансляции и пр.), а также развитие бесплатных беспроводных средств доступа к глобальным сетевым ресурсам.

Применение мультимедийных средств и электронных ресурсов, видеорядов и виртуальных моделей при реализации инновационных педагогических технологий подготовки техников позволяет сочетать вербальную и визуальную информацию, воссоздать объекты и процессы профессиональной деятельности в виртуальном пространстве (например, виртуальный автомобиль), смоделировать реально не существующее, но доступное к восприятию органами чувств, - все это способствует мотивации и самореализации студентов на уроках теоретического обучения и практических занятиях.  (4)

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что использование в образовательном процессе мультимедийных средств и электронных ресурсов является значимым средством формирования профессиональной готовности техника, а потому становится одной из приоритетных целей для каждого преподавателя.

При этом инновационный подход к образовательному процессу рождает новые формы и методы обучения, в том числе реализуется интегрированный подход в обучении, когда содержание отдельных учебных дисциплин направлено на выявление внутреннего единства всей образовательной программы.

 Инновационный подход реализуется в образовательном процессе ГБПОУ Колледжа автомобильного транспорта № 9. Так, преподавателями Зениной Н.В., Громик Л.С. и Елизаровой Т.В был проведен интегрированный открытый урок по теме «Основные функции управления» по МДК.02.01 «Управление коллективом исполнителей» и «Социальная психология» в 7 семестре 4го курса специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» в параллели групп ТО-41 и ТО-46 (Приложение 1).

Урок проводился в форме комбинированного интегрированного урока, с целью развития навыков профессиональной деятельности, овладения студентами современными информационными технологиями, содействия формированию культуры межличностного общения.

Новизна урока определена внедрением в процесс обучения информационных технологий, позволяющих увеличить интенсивность занятия, сильно расширить объем излагаемого материала за счет использования визуальных образов, схем, таблиц, диаграмм, презентаций, а также возможностей передачи информации от обучающего к обучающемуся в электронном виде. Это позволило повысить мотивацию студентов к обучению, сделать изучаемый материал доступным, понятным, красочным и ярким, заговорить с современной молодежью на понятном юношеству языке, раскрыть студентам возможности самообразования с помощью использования современных ресурсов сети Интернет, - повысить качество образования.

Разработанный интегрированный открытый урок отражает решение методической проблемы подготовки квалифицированных техников, отвечающих современным требованиям работодателя и готовых к выполнению профессиональных функций в стандартных и нестандартных условиях.

Данный урок может быть использован при тиражировании педагогического опыта - в учреждениях среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку студентов по специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», а также по родственным специальностям направления 190000 Транспортные средства.

Литература:

1. Анисимов П.Ф. Инновации в системе среднего профессионального образования. Казань, 2002.

2. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012.

3. Государственная программа города Москвы на среднесрочный период

(2012 – 2016 гг.) Развитие образования города Москвы («Столичное образование»).

4. Миронченко Г.И., Царькова О.В. «Учебно-методический комплекс на основе электронных ресурсов» // Профессиональное образование. Столица. № 1, 2008, стр. 30-32.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль мультимедийных средств в современной коммуникативной технологии преподавания английского языка

статья посвященна использованию современных мультимедийных средств на уроках английского языка...

Инновационные педагогические технологии как средство активизации познавательной и художественно-творческой деятельности учащихся на уроке изобразительного искусства, факультативных занятиях и во внеурочной деятельности.

Инновационные педагогические технологии как средство активизации познавательной и художественно-творческой деятельности учащихся на уроке изобразительного искусства, факультативных занятиях и во...

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине ОДП.10 Математика наименование программа подготовки специалистов среднего звена 15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям) код и наиме

Контрольно-оценочные средства (КОС)  являются составной частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по подготовке специалистов среднего звена...

Инновационные педагогические технологии в реализации ФГОС.

Статья посвящена проблеме построения графика функции. Рассмотрены задачи на нахождения коэффициентов к и в линейной функции. Нахождение точек пересечения с осями координат....

"Персональный сайт учителя как эффективное средство реализации современных педагогических технологий на примере технологии дифференцированного обучения. Из опыта работы."

Автор обращает внимание коллег на актуальность ведения персонального сайта и приводит практические примеры использования сайта учителя как эффективного ресурса для применения технологии дифференцирова...

Статья по английскому языку по теме "Роль инновационных педагогических технологий в повышении качества образования на уроках иностранного языка"

Данный материал освещает роль современных педагогических технологий в контексте повышения качества образования на уроках иностранного языка....

Применение инновационных педагогических технологий на уроках биологии в условиях реализации ФГОС ОО

В статье рассматриваются пути повышения эффективности и результативности учебного процесса с  использованием различных педагогических технологий....