Портфолио как инструмент оценки личностных результатов обучающихся
материал по теме

Гейнц Лилия Викторовна

Главным показателем эффективности какой-либо деятельности является, как известно, ее результат. Основная трудность в решении вопроса о результатах воспитания состоит в необходимости соблюдения одновременно двух важных условий. С одной стороны, эти результаты должны быть четко определяемы, реалистичны и диагностируемы. С другой стороны, в соответствии с требованиями Стандарта оценка этих результатов должна проводиться в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося.

Названные выше условия будут соблюдены, если в качестве результата воспитания мы будем рассматривать личностный рост ребенка. Одним из методов оценки личностных результатов учащихся является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portfolio_kak_rezultat_otsenki_lichnostnykh_rezultatov.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Портфолио как инструмент оценки личностных результатов обучающихся

Главным показателем эффективности какой-либо деятельности является, как известно, ее результат. Основная трудность в решении вопроса о результатах воспитания состоит в необходимости соблюдения одновременно двух важных условий. С одной стороны, эти результаты должны быть четко определяемы, реалистичны и диагностируемы. С другой стороны, в соответствии с требованиями Стандарта оценка этих результатов должна проводиться в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося.

Названные выше условия будут соблюдены, если в качестве результата воспитания мы будем рассматривать личностный рост ребенка. Одним из методов оценки личностных результатов учащихся является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.

«Портфель достижений» включён как компонент определения итоговой оценки в Примерную основную образовательную программу основного общего образования, дополняющую Федеральный государственный образовательный стандарт. Конечно, решение об использовании портфеля достижений в рамках системы внутренней оценки принимает образовательное учреждение.

В нашем образовательном учреждении портфолио был внедрён в 2005 году в рамках окружной экспериментальной площадки по введению профильного обучения. Необходимость ведения портфолио была, по преимуществу, обусловлена задачами построения образовательного рейтинга выпускников 9го класса и вопросами оптимизации механизмов формирования 10х профильных классов.

Портфолио позволил нам поощрять активность и самостоятельность обучающихся, расширять возможности обучения и самообучения,  способствовать становлению избирательности познавательных интересов, повышать статус ученика.

Однако при внедрении портфолио с 8 класса в ходе эксперимента возникли следующие трудности:

- у учащихся недостаточно развита мотивация достижений, имеются трудности в вопросах целеполагания, самостоятельного планирования и организации собственной учебной деятельности, умения систематизировать и анализировать собственный собранный материал и опыт;

- внедрение портфолио требует как от учителя, так и от учащихся новых организационных и познавательных умений.

Работа по решению выявленных трудностей и анализ первого опыта показали необходимости  комплектования папки индивидуальных достижений учащегося с пятого класса, а еще лучше – с самого первого года его школьной жизни.

Учитывая основные педагогические задачи основного общего образования[1] и основную область использования портфеля достижений подростков, в его состав включаются работы, демонстрирующие динамику:

• становления устойчивых познавательных интересов обучающихся, в том числе сопровождающего успехами в различных учебных предметах;

• формирования способности к целеполаганию, самостоятельной постановке новых учебных задач и проектированию собственной учебной деятельности [2].

Основные разделы «Портфеля достижений»:

  • показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);
  • показатели метапредметных результатов;
  • показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).

Содержание портфолио для учащихся 5–7х классов [1]. 

Титульный лист (обложка) обязательно сопровождается фотографией и содержит основную информацию о владельце:

  • Ф. И. О. ученика;
  • дату рождения;
  • полное название ОУ и класс;

I раздел "Мой портрет" (информация о владельце) содержит личные данные учащегося, а также:

  • результаты психологической диагностики;
  • информацию, помогающую ребенку проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания.

С помощью этого раздела ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и интересов, итогов года, ставит цели, анализирует достижения.

Самоанализ можно провести на первом классном часе и вложить заполненный лист в портфолио. С течением времени интересно проследить, остается ли ребенок на прежних позициях или его размышления с возрастом и под влиянием определенных событий меняются и т. д.

Во II раздел "Портфолио документов" помещается перечень представленных в портфолио официальных документов (все имеющиеся у школьника сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности):

  • дипломы об участии в предметных олимпиадах различного уровня;
  • грамоты за участие в конкурсах;
  • сертификаты;
  • благодарственные письма;
  • свидетельства и т. д.

Наличие данного раздела дает возможность качественной и количественной оценки материалов портфолио.

Итоговый документ – в виде вкладыша в аттестат – легко заполняется классным руководителем. Документы, представленные в этом разделе, фиксируются в таблице (табл. 1). Допускается представление копий документов.

Сами документы или их копии могут храниться дома у ученика или в файле портфолио.

 Таблица 1

Мои достижения, награды, заслуги

Дата

 

 

III раздел "Портфолио работ" (творческие работы) включает в себя материалы ученических проектов: исследований, поделок, мероприятий, решение реальной жизненной задачи или её модели (вся совокупность УУД). Материалами могут быть: сами исследовательские работы; записи решения задачи, фото, видео, презентационные материалы поделок и осуществлённых мероприятий − всё, что ученик САМ посчитает нужным сюда включить.

Но чтобы он делал, это нужно регулярно предлагать сделать и напоминать о такой возможности. Каждый материал или группа материалов может сопровождаться листом «Самооценка проекта». О необходимости и полезности оценивать свои достижения также нужно время от времени напоминать ученикам: «Интересно взглянуть на свои достижения? Попробуйте сами оценить свои успехи».

Пример листа «Самооценка проекта»

1.В начале этого проекта у меня была цель ….

2. Особенно хорошо мне удалось …

3. В следующий раз я постараюсь сделать лучше …

4. Свой результат могу оценить так (на выбор):

- доволен, похоже на то, что делаю обычно;

-  цель достигнута, но в следующий раз многое сделаю иначе;

- очень доволен, так как результат отличается от обычного;

- необыкновенный результат, его будет сложно повторить;

 - необыкновенный результат, его будет сложно повторить.

Материалы этого раздела дают широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки.

IV раздел "Копилка" (памятки, инструкции, полезная информация).

В этих таблицах учащийся фиксирует виды своей творческой деятельности на протяжении установленного срока ведения портфолио.

В этом разделе могут находиться различные памятки, инструкции и полезная информация.

Отбор работ для портфеля достижений ведётся самим обучающимся совместно с классным руководителем и при участии семьи. Включение каких-либо материалов в портфель достижений без согласия обучающегося не допускается.

Отбирая в свой Портфель достижений творческие, проектные работы,  обучающийся проводит рефлексию сделанного, а педагог может отследить как меняются, развиваются интересы ребёнка, его мотивация, уровень самостоятельности, способность к саморефлексии. Недопустимо делать выводы по таким личностным результатам как самоидентификация, моральный выбор и т.п.

Чтобы добиться результатов, работа с портфолио должна быть организована и системна. В начале учебного года для пятиклассников мы проводим презентацию портфолио, где ученики знакомятся с назначением  и структурой портфолио, стратегией сбора материала (т.е. происходит мотивация: каждому учащемуся должно быть понятно, зачем нужно создавать портфолио). Далее в течение года проводятся консультации, классные часы,  деловые игры, тренинги.

В процессе определенных способов работы, обучающих упражнений формируются умения, необходимые для работы с портфолио и для развития самостоятельности и самоконтроля в обучении в целом (Приложение 1).

Задачи портфолио, конечно же, не решаются за один-два года. Необходимо реально оценить возможности учащихся, педагогов, родителей в возможности предоставления материалов, позволяющих составить “картину” значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание его индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.

Литература

1. Губайдуллина Э.Т. Модель портфолио учащегося среднего звена. //  Справочник заместителя директора школы – М.: Февраль, 2011- №2.

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011.


Приложение 1

Упражнения по обучению школьников технологии работы с портфолио

Упражнение «Работа с целями» 

Практика показывает, что школьники не умеют ставить четкие, легко проверяемые цели. Например, запись «хочу хорошо учиться» практически не говорит ни о чем, поскольку не указаны критерии «хорошей» учебы. Цель должна звучать так: «в конце первой четверти я получу «4» по математике». Формулировки целей должны быть краткими, предельно конкретными и фиксироваться письменно.

Перед Вами список целей, составленных группой обучающихся. Определите, к какой группе  целей относится каждая из них:

- личные (Л)

-социально-общественные (С)

- образовательные (О)

- карьерные (К)

Цели

Л

С

О

К

Быть более уверенным в обществе незнакомых людей

 

 

 

 

Получить хороший аттестат

 

 

 

 

Научиться водить машину

 

 

 

 

Поступить в ВУЗ

 

 

 

 

Научиться свободно говорить на иностранном языке

 

 

 

 

Получить разряд по легкой атлетике

 

 

 

 

Получить навыки журналисткой работы

 

 

 

 

Продолжите список и укажите, к какому типу они относятся

Некоторые цели достигаются очень быстро, другие требуют долгого времени

Цели

К

С

Д

Получить водительские права

 

 

 

Получить отличную оценку по математике на экзамене

 

 

 

Найти работу

 

 

 

Закончить курсы английского языка

 

 

 

Научиться работать на компьютере в Р. Point

 

 

 

Cдать вовремя все зачетные работы за четверть

 

 

 

Примечание. К – краткосрочные цели, С – среднесрочные, Д – долгосрочные

Продолжите список, конкретизируя его своими личными целями

Чтобы достичь поставленной цели, нужно научиться планировать свои действия  

Упражнение «План действий»

Существует множество подходов к планированию. На рис 1. представлен пример «Планирование действий шаг за шагом»

  Рис 1. Планирование действий шаг за шагом

На рисунке 2 представлен пример «Планирование действий шаг за шагом».

Рис 2 Планирование действий шаг за шагом

Упражнение "Моя жизнь через 10 лет"

Выполнение рисунка-коллажа на данную тему. К этому упражнению необходимо заранее подготовить вырезки из старых газет и журналов. На выполнение дается 15 минут. Презентация рисунков по кругу 

Упражнение «Мои желания».

В центре листа напишите слова "Я хочу!".

Вокруг нарисуйте в символической форме все свои желания. На рисунок отводится 15 минут. Напишите столбиком слева 20 раз подряд "Я хочу...". Допишите все предложения. Запишите все свои желания, все что вы хотите иметь, увидеть, сделать, испытать.  Когда вы все запишете, найдите самое важное желание.  Преобразуйте это желание в намерение. Как вы можете реализовать это намерение. Напишите варианты возможных действий. Оцените, какое действие в наибольшей степени поможет осуществлению вашего желания.

Упражнение "Составление жизненных планов".

Разделить лист на 5 частей и написать в начале каждой части: "через год", "через два года", "через три года", "через пять лет", "через десять лет".

Начните составление планов с последнего пункта. Там запишите все, что вы нарисовали на своем рисунке и хотите увидеть в своей жизни через 10 лет. В остальных пунктах распишите, что и когда надо сделать, чтобы этого добиться. Обсуждение планов по кругу.

Через год

Через два года

Через три года

Через четыре года

Через пять лет

Традиционно одним из блоков портфолио является «портфолио отзывов». Этот раздел включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, одноклассниками, педагогами дополнительного образования и др. Результаты упражнения «Призы одноклассникам» могут стать хорошим дополнением этого раздела.

Упражнение «Призы одноклассникам»

Для проведения этого упражнения педагогу необходимо приготовить:

• списки учащихся класса (возможно в том порядке, в котором они представлены в классном журнале). Количество списков должно быть равным числу учащихся в классе;

• перечень призов.

Каждому учащемуся предлагается два списка: один - с фамилиями, а второй - с призами. Задание - раздать призы каждому своему однокласснику (можно и себе) за индивидуальные заслуги.

После выполненной работы педагог собирает таблички, обрабатывает данные по каждому школьнику, знакомит учеников с полученными результатами. В дальнейшем этот материал может быть вложен в портфолио.

Список призов для одноклассников

Инструкция. Ребята, напротив фамилии каждого одноклассника напишите номер приза (возможно, несколько), который вы бы вручили ему. Допускается неоднократное вручение одного и того же приза. Можете придумать и свои наименования: этим вы подчеркнете тот факт, что хорошо знаете одноклассников. Помните, если мы не знаем о человеке ничего хорошего, значит, мы его не знаем совсем.

1

За обаяние

13

За терпение

24

За понимание

2

За вежливость

14

За ум

25

За любовь к животным

3

За порядочность

15

За самоотверженность

26

За принципиальность

4

За тактичность

16

За умение сопереживать

27

За спокойный характер

5

За искренность

17

За умение идти на компромисс

28

За веселый характер

6

За умение уступать

18

За уважение к старшим

29

За находчивость

7

Хороший друг

19

За любовь к знаниям

30

За инициативность

8

За силу и ловкость

20

За доброжелательность

31

За силу воли

9

За доброту

21

За самообладание

32

За скромность

10

За силу характера

22

За тактичность

33

За смелость

11

За честность

23

За щедрость

34

За помощь

12

За мужество


[1] И, в частности, такую ведущую педагогическую задачу основного общего образования, как предоставление подросткам возможностей для пробы ими своих сил в различных предметах и/или видах деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме «Система оценки планируемых достижений личностных результатов обучающихся».

В данной разработке представлена система оценки планируемых достижений личностных результатов обучающихся....

Оценка личностных результатов обучающихся

В работе отражается, из чего складывается оценка личностных результатов, и представлены виды заданий, направленных на формирование личностных УУД....

Презентация на тему "Оценка и условия достижений личностных результатов обучающихся"

Данная информация необходима для учителей предметников. Можно использовать при подготовке к педсоветам. В презентации прописаны условия достижений личностных результатов обучающихся....

Презентация на тему "Оценка и условия достижений личностных результатов обучающихся"

Данный материал можно использовать для подготовки к педагогическим советам и выступлениям ШМО и РМО....

Методика интент-анализа - как инструмент оценки личностных результатов учащихся в образовательном процессе.

Одним из инструментов оценки личностных результатов образовательного процесса может стать методика интент-анализа текста творческих работ учащихся. В чем сущность данного метода, как учитель может при...

Программа оценки личностных результатов обучающихся МОУ СКШИ г. Нерюнгри в соответствиями с требованиями ФГОС УО.

Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными(жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения методаэкспертной оценки, который представляет собой процедуру оцен...