Методика интент-анализа - как инструмент оценки личностных результатов учащихся в образовательном процессе.
статья

Одним из инструментов оценки личностных результатов образовательного процесса может стать методика интент-анализа текста творческих работ учащихся. В чем сущность данного метода, как учитель может применять его на уроках русского языка - говорится в этой статье.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_intent-analiza.odt19.47 КБ

Предварительный просмотр:

 Методика интент-анализа  - как инструмент оценки личностных результатов учащихся в образовательном процессе.  

Одним из инструментов оценки личностных результатов образовательного процесса может стать методика интент-анализа текста творческих работ учащихся.

        Методика интент-анализа заключается в том, чтобы углубленно изучить текст на уровне интенций. Важным становится не только то, ЧТО человек говорит, но и то, КАК он говорит. В основе интент-анализа лежит интенциональность, «направленность на…», которая является специфической психологической характеристикой речи человека. Интент-анализ дает возможность исследования глубинного содержания речи, которое заключается в ее «интенциональном пласте», т.е. намерениях, лежащих в основе речи и косвенно проявляющихся в словах. На основе выделения интенций (намерений) субъекта возможно, анализируя продуцируемую человеком речь, прийти к характеристике содержания его сознания.

         Материалом для интент-анализа служит созданный учеником текст. Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет текст как основную составляющую образовательного процесса. Умение работать с текстом является метапредметным – с необходимостью чтения и понимания текста школьники сталкиваются почти на каждом уроке. Непонимание, например, текста математической задачи приведет к невозможности ее решения или неправильному решению, непонимание текста в учебнике истории вызовет неправильное истолкование исторических событий, их причин и следствий, непонимание устных текстов в общении людей приводит к разногласиям и конфликтам. Следовательно, развитием умения работать с текстом необходимо регулярно заниматься в течение всего процесса обучения школьников.

        Практика проведения государственной итоговой аттестации по русскому языку и показала, что часть «С» остается самой трудновыполнимой для большинства учеников. У выпускников школ не достаточно развита дискурсивная компетенция, то есть, они не обладают навыками обоснованного, аргументированного, логически корректного рассуждения, умениями мыслить самостоятельно и критично. Развитие дискурсивной компетенции – умения построить самостоятельное грамотное высказывание – является одной из приоритетных задач обучения русскому языку. Деятельность по развитию дискурсивной компетенции отвечает требованиям федерального образовательного стандарта и способствует подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации. Данное пособие предлагает методику работы с заданиями в форме сочинения-рассуждения, предполагающими создание учащимися собственного текста на основе прочитанного. Используя такие задания, учитель получает возможность четко задать проблематику творческой работы, критерии и показатели ее оценки. Тексты творческих работ предлагается использовать в качестве материала для последующего интент-анализа с целью оценки личностного результата учащихся. Использование заданий в форме сочинения-рассуждения актуально еще и потому, что именно такие задания присутствуют в ГИА и ЕГЭ по русскому языку. Таким образом, задания в форме сочинения-рассуждения могут быть использованы:  для развития дискурсивной компетенции учащихся;  для формирования и развития личностных универсальных учебных действий на уроках русского языка;  для диагностики уровня сформированности личностных УУД посредством интент-анализа;  для подготовки учащихся к написанию части «С» ГИА и ЕГЭ по русскому языку.

        Цель данной методики: использовать задания в форме сочинениярассуждения для диагностики развития личностных УУД посредством интентанализа. В основе методики интент-анализа лежит анализ текста-дискурса. Интенциональная составляющая выступает важнейшей психологической составляющей дискурса. Интенции, трактуемые в широком смысле как предметные направленности субъекта, образуют основу и глубинное психологическое содержание речи, которое непосредственно связано с целями деятельности и видением мира субъектом, его желаниями, нуждами, установками. Понимание говорящего во многом определяется восприятием именно интенционального аспекта речи. Соответственно, без обращения к интенциональному плану дискурса невозможно уяснить не только, почему и зачем осуществляется коммуникация, но, что не менее важно, и ее результаты Изучение интенциональных оснований вербальной коммуникации, раскрывающее неразрывную связь речевого содержания с устремлениями субъекта в текущем акте общения, необходимо для описания процессов формирования и передачи смысла, развития представлений о коммуникативном назначении человеческой речи. Уроки русского языка создают наиболее благоприятные условия для создания учащимися текстов-дискурсов на заданную тему. Текст – это чрезвычайно важная «центральная единица обучения русскому языку и одновременно результат измерения данного учебного предмета»

        . Текст – это не только объект лингвистического анализа, но и образец для создания собственного речевого произведения; именно на этой основе формируется речевое общение. Особый интерес в качестве объекта для интент-анализа представляет текст с «открытым» концом. Учитель подбирает или сочиняет текст – «психологическую сказку» или публицистический текст на представляющую интерес для диагностики тему. «Маленькая иллюстрация жизни отражает проявление тонких общечеловеческих законов» . В тексте оказывается «зашифрована» определенная проблема (проблемы), которые нужно решить, продолжив или завершив текст так, как считает нужным сам ребенок. «Такой прием позволит, с одной стороны собрать больше диагностической информации о человеке, с другой стороны сделать его соавтором истории». Таким образом, на основе уже готового текста – художественного стиля (сказка, притча, история, рассказ) или публицистического стиля – осуществляется анализ ключевых слов и понятий с учетом их оценочных интенций (направленностей).

         Алгоритм анализа текста I. Текст с открытым концом .

 1.этап Работа с ключевыми словами и сочетаниями.

        Из каждого образца учащиеся выписывают те слова и словосочетания, которые будут основными, главными в раскрытии микротемы данного абзаца. Затем каждый ученик читает вслух то, что он выписал. Остальные добавляют в свою копилку слов и словосочетаний, которых у них нет. В рассказе «Карточки» четыре абзаца. Из первого выписываем опорные (ключевые) слова – «потеряла»; «плохо пропеченный»; «серая, хмурая, голодная (очередь)»; из второго – «тяжело вздохнула», «тяжелое недоедание», «тревога», «уставшую», «измученную»; из третьего – «затряслись», «страшная мысль», «защемило сердце», «обида, горечь»; из четвертого – «тяжело поднялась», «задохнулась», «не было сил». Итог: сколько слов совпало, какие это слова, почему именно они?

 II этап Найти и прочитать вслух слова и словосочетания, которые отражают авторскую оценку героини рассказа. Первый абзац – «тетка Арина». Вопрос к учащимся: «Почему автор назвал не старую еще женщину «теткой»?». Ответ во втором абзаце: «Из прежней веселой портнихи она превратилась в постоянно уставшую, измученную, сильно постаревшую тетку Арину». Третий абзац: «предательская мысль о капитуляции перед жизнью». Предательская по отношению к кому? К детям, к матери. Нельзя сдаваться. Сдаться – значит предать по мнению автора. Четвертый абзац: с помощью каких слов автор плохое физическое состояние героини? («Тяжело», «медленно», «опухшие», «зашаталась», «задохнулась»). Итог: как автор относиться к героине, почему он так к ней относится?

III этап Героиня рассказа оценивает себя, близких, сложившуюся ситуацию.

Задание: выпишите последовательно из первого абзаца оценочные прилагательные, глаголы, наречия, существительные, Первый абзац:  прилагательные: «бесценная», «серая», «хмурая», «голодная»;  глаголы: «потеряла», «отходи», «не могла ждать», «не хотела ждать»;  наречия: «плохо», «долго», «тихо». Задание из второго, третьего, четвертого абзацев, выпишите словосочетания и предложения, отражающие внутреннюю речь героини. Второй абзац: «как же теперь жить?», «как он? Что с ним?», «Правда, обещали поближе к весне устроить на работу…» Третий абзац: «парнишка лет двенадцати – тринадцати», «на руках дети, мать, голодные, холодные» - внутренняя речь в данном случае отражает поток чувств, образов, воспоминаний. Четвертый абзац: «все силы остались там». Итог III этапа: Ответьте на вопросы: 1. Какова роль оценочных слов в первом абзаце? 2. Какова роль внутренней речи во втором, третьем и четвертом абзацах? 3. В каком абзаце внутренняя речь героини выражает авторскую позицию? «Надо жить! Надо! Во что бы то ни стало!»

IV этап. Творческий. Задание: допишите 3-4 предложения и тем самым завершите данный текст. После выполнения задания учащиеся читают свои варианты концовок и обсуждают их. Итак, в качестве ведущей интенции при анализе текста  была выбрана интенция оценки. Именно с точки зрения оценки поступка мальчика, чувств героини анализируются микротексты учащихся. Итог IV этапа.Задание: сделайте вывод, о каком нравственном качестве пишет автор; какую проблему он поднимает в этом тексте, какую позицию занимает по данной проблеме? Согласны ли вы с позицией автора? Обоснуйте свое мнение.

V этап. Рефлексия.  Каково ваше отношение к такому нравственному качеству, как честность?  Какие ощущения у вас появились в ходе работы с текстом?

  1. Сочинение-рассуждение В отличие от текста с открытым концом, который предназначен для учащихся 5-8 классов, текст «Подвиг» рекомендуется для анализа учащимися 9-11 классов.

В качестве инструмента для анализа текста целесообразно использовать интенцию оценки, которая будет выражена через употребляемые в произведении 4 части речи: глаголы, прилагательные, наречия, существительные. Этапы работы. I этап Класс делится на 4 группы. II этап В тексте «Подвиг» 5 абзацев. Первая группа выписывает из каждого абзаца все наречия, которые содержат оценку автором героя; оценку врагом героя; авторскую оценку ситуации с героизмом в современном обществе; оценку современным обществом такого понятия, как подвиг. Вторая группа, используя эти же оценочные интенции, выписывает из каждого абзаца все глаголы; третья группа – существительные; четвертая – прилагательные. III этап Каждая группа читает вслух те слова и словосочетания, которые выписала из текста, и по результатам общей работы создается таблица.  Оценочные интенции Части речи Авторская оценка ситуации с героизмом в современном обществе Оценка обществом понятия «героизм» Оценка врагом героя Оценка автором героя Наречия Глаголы Имена существительные Имена прилагательные IV этап. Работа в группах. Задание: опираясь на слова из таблицы, напишите сочинение – рассуждение на тему «Есть ли место подвигу в современном обществе потребления?» V этап Чтение вслух творческих работ и их обсуждение с возможным выходом на дискуссию. Рекомендации учителям Подводя итоги данной работы, следует отдельно остановиться на положительных и отрицательных сторонах данной методики. Четкое разграничение этапов работы позволяет последовательно и детально проанализировать текст, выйти на ключевое духовно-нравственное понятие, «зашифрованное» в нем, выявить путем рефлексии отношение учащихся к данному качеству, к авторской позиции; раскрыть творческий потенциал, работая над текстом с открытым концом. Минусом данной методики можно считать нечеткость, «размытость» значений некоторых слов и выражений, неоднозначность, субъективность их толкования и восприятия. Кроме того, автор методики интент-анализа Т.Н. Ушакова рекомендует оценивание интенций производить группой экспертов, дабы уменьшить или исключить элемент субъективности. Но если придерживаться позиции, что оценивание производится с одной заданной и стабильно удерживаемой точки зрения: чем вызвано данное высказывание, какова его целевая направленность, зачем оно нужно говорящему, то, опираясь на данные три вопроса, учитель сможет успешно использовать эту методику или ее элементы в своей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио как инструмент оценки личностных результатов обучающихся

Главным показателем эффективности какой-либо деятельности является, как известно, ее результат. Основная трудность в решении вопроса о результатах воспитания состоит в необходимости соблюдения одновре...

Актуальные проблемы внедрения и реализации ФГОС в области изменения оценки личностных результатов образовательной деятельности учащихся на уроке информатики в средней школе

В статье поднимается вопрос оценивания личностных результатов образовательной деятельности учащихся на уроках математики  в основной школе. Автор предлагает технологию самостоятельного оценивания...

Холина Елена Васильевна. Личностные достижения учащихся в образовательном процессе, их мониторинг.

Холина Елена Васильевна,учитель биологии ГБОУ Лицей №101 Выборгского района СПб, методист ГБУ ИМЦ Выборгского района СПб Личностные достижения учащихся в образовательном процессе, их монито...

Доклад на тему «ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ШКОЛЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)»

Доклад на тему «ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ШКОЛЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)»...

Методики оценки метапредметных и личностных достижений учащихся Индивидуальная карта оценки метапредметных результатов учащихся по русскому языку

Методики оценки метапредметных и личностных достижений учащихсяИндивидуальная карта оценки метапредметных  результатовучащихся по русскому языку...