Овладение приемами учебного сотрудничества через проектную деятельность на уроках географии
статья на тему

Выступление на педсовете - Овладение приемами учебного сотрудничества через проектную деятельность на уроках географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ssp_2.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление учителя географии высшей квалификационной категории Горяйновой Яны Олеговны в рамках педагогического совета «Системно-деятельностный подход в образовательном процессе»

Овладение приемами учебного сотрудничества

через проектную деятельность на уроках географии

Дата: 26.03.2013.

Большое значение в повышении качества географического образования играет умение учителя географии организовать учебную деятельность учащихся по практическому применению имеющихся у них теоретических знаний и самостоятельному получению из различных источников новых знаний, необходимых им для решения поставленных учебных задач.

Реализация системно-деятельностного подхода в процессе преподавания географии позволяет добиться высокого качества образования и подготовить учащихся к использованию знаний в реальной жизни и практической деятельности.

Современная философия образования, провозглашение приоритета личности учащегося в образовательном процессе ведут к творческой работе учителей в сотрудничестве с учащимися.

Совместная учебная работа учащихся предполагает их непосредственное обращение друг к другу за советом и помощью. Сотрудничество со сверстниками необходимо для формирования способности строить своё действие с учётом действий партнёра, понимать и принимать мнение друг друга, уметь учитывать индивидуальное эмоциональное состояние партнёров; обладать инициативностью, способностью добывать недостающую информацию; обладать готовностью к составлению плана совместной деятельности; уметь решать конфликт, проявляя самокритичность и дружелюбие в оценке участника совместного действия.

Сотрудничество со сверстником предполагает умение сотрудничать с учителем. Учитель вступает в сотрудничество с учащимся только по его инициативе, по запросу о конкретной помощи. Педагог делает всё возможное, чтобы ребёнок смог сформулировать свой вопрос на языке содержания учебного предмета. Необходимо организовывать учебное сотрудничество таким образом, чтобы оно включало все формы взаимодействия обучения – и сотрудничество ребёнка с учителем, и с другими учениками, и с самим собой. Умение ученика вступать в отношения сотрудничества становится условием формирования ребёнка как субъекта учебной деятельности, способного к самообразованию и самовоспитанию.

Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее.

Современный урок направлен, прежде всего, на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся. Именно поэтому главной задачей учителя становится не передача знаний в готовом виде, а организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную их часть они приобрели самостоятельно, в ходе выполнения поисковых заданий, решения проблемных ситуаций, проектной деятельности.

Так как метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся по решению какой-либо задачи, то девизом проектной деятельности по географии выбрана древнекитайская мудрость:

«Скажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню.

Дай мне действовать самому, и я научусь…»

Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения. Работа над проектом позволяет ребятам действовать самостоятельно, позволяет научить учиться. При работе над проектами у учеников формируются навыки самостоятельной работы, навыки работы в группе (сотрудничество), ребята учатся работать с различными источниками информации.

Во время выполнения практических работ чаще всего выбирается информационный проект, который направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации (классификации объекта, составление сравнительной характеристики, установление причинно-следственных связей), возможно, обобщением и обязательным представлением. При планировании информационного проекта необходимо определить:

а) объект сбора информации;

б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском);

в) формы представления результата.

Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие, пусть в разных по продолжительности и сложности, информационных проектах.

В ходе проектной деятельности формируются:

Умения и навыки работы в сотрудничестве:

• Навыки коллективного планирования

• Умение взаимодействовать с любым партнером

• Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач

• Навыки делового партнерского общения

• Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

Поисковые (исследовательские) умения:

• Умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей

• Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле

• Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)

• Умение находить несколько вариантов решения проблемы

• Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Этапы действий по выполнению минипроекта рассмотрим на примере урока географии в 9 классе «Южные моря России», раздел (Северный Кавказ).

I этап - мотивационный – настрой учащихся на интересную работу, чёткое и конкретное объяснение учителем задач проекта и его конечного результата.

- Морская стихия удивительна и привлекательна в различных её проявлениях. «Море зовет» - это не простые слова. Море повлияло не только на различные виды хозяйственной деятельности человека, но так, же на культуру, религию, на эпос и традиции, на архитектуру, одежду, хозяйство, транспорт.

Различные сферы деятельности людей связанны с морем: рыболовство, навигация, добыча полезных ископаемых, продуктов питания. Человек издревле селился по берегам морей

Предлагаю вам объединиться в группы и совершить исследовательские экспедиции к южным морям России, и попытайтесь в конце урока доказать, действительно ли велики и прекрасны Южные моря России, составьте образ морей.

Перед началом работы составляется план характеристики моря. Вспоминается ранее изученный материал, путем обсуждения в план включаются новые характеристики. Учитель может подкорректировать план.

План (памятка)

  1. ГП
  2. Внутреннее или окраинное
  3. К бассейну, какого океана относится
  4. Берега, каких государств омывает.
  5. Природные особенности:

а) климатический пояс, средняя температура января и июля

б) соленость

в) преобладающие и мах глубины

г) впадающие реки

  1. Ресурсы моря
  2. Транспорт
  3. Портовые города
  4. Значение моря
  5. Проблемы моря

2 этап - планирование проекта:

1) Создаются рабочие группы, каждая выбрает задание по описанию определенного моря, характеристики моря должны будут записываться на ватмане, а также необходимо будет заполнить сводную контурную карту, дать рекламу моря и ответить на проблемный вопрос.

Первая группа: Создание образа Каспийского моря

Вторая группа: Создание образа Азовского моря

Третья группа: Создание образа Черного моря

2) Подготовка методических, дидактических и материально-технических средств;

(учебники, справочники, Интернет, атласы, иллюстрации, памятки, ватманские листы, клей, маркеры)

Карточки-напоминания на столах

1. Составьте план реализации проекта.

2. Выявите сильные и слабые стороны, возможные риски для реализации вашего проекта.

3. Обсудите проект.

Докладывая результаты проектной деятельности необходимо излагать суть. Обратите внимание на значимость проекта для Северного Кавказа, России, международного сотрудничества.

4.Аргументируйте проектный материал рисунками, таблицами.

5. Оцените сами себя.

3) Планирование работы групп (руководители групп должны распределить обязанности, кто за какие пункты плана отвечает и делает записи).

3этап - выполнение проекта (исследовательская деятельность) – создание «образа моря»: - поиск информации;

- обработка полученной информации (в виде схемы или таблицы);

- представление материала, наработанного в группах;

- оценка процесса и текущих результатов проекта-урока;

- коррекция проекта (дополнение, изменение, внесение новых предложений и.т.п.)

- анализ по выполнению задач проекта.

(На данном этапе учитель выступает в роли консультанта. При осуществлении контроля за работой в группах учитель может обнаружить то, что некоторые ученики не обладают должными навыками для работы в составе коллектива. В таких случаях педагог должен вмешаться и предложить членам группы так построить свою работу, чтобы вовлечь в нее всех участников или напомнить им о важности умения работать вместе. Учитель может также вмешаться, чтобы поощрить замеченные им удачные подходы к решению задач или проявление во время работы правильных межличностных отношений.)

4 этап - защита проекта (команда выбирает докладчика). В процессе работы одна группа задает вопросы другой группе по теме

Учитель предлагает найти пути решения проблемы: 

Море Азовское: Какую проблему имеет море, предложите меры по решению данной проблемы.

Море Каспийское: Каковы последствия моря от снижения уровня моря?

Море Черное: Как вы считаете, какое будущее у Черного моря?

5 этап - рефлексия: самооценка, коррекция учителем

Ведомость оценки работы групп (на протяжении всей работы учащиеся сами оценивают свою деятельность, проставляя баллы)

Критерии оценок

0–5 баллов

Умение работать в команде

 

Защита работы

 

Пути решения проблемы. Ответы на вопросы

 

Количество баллов

15

Оценивается работа не одного ученика, а всей группы (т.е. оценка ставится одна на всю группу); оцениваются не столько знания, сколько усилия учащихся. Если при работе в группе будут оцениваться реальные результаты каждого, то никто не захочет работать вместе со слабым учеником, да и он может закомплексовать.

Таким образом, в ходе проектной деятельности учащихся происходит развитие умений квалифицировать, сравнивать объекты, устанавливать причинно-следственные связи; овладевать приемами учебного сотрудничества и социального воздействия со сверстниками и учителем.

На данный момент задача учителя состоит в умении организовать исследовательскую деятельность учащихся, чтобы они сами додумались до ключевой проблемы урока. Принцип деятельности выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность на уроках географии

В  статье рассматривается роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и ...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИХ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

 В настоящее время возросла  роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, о...

Проектная деятельность на уроках географии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса

Обобщая личный опыт работы учителем географии, можно отметить следующее: в своей педагогической деятельности наблюдается широкое использование технологии проектной деятельности, которое дает школьника...

презентация "Активизация познавательного интереса учащихся через проектную деятельность на уроках географии"

Активизация познавательного интереса учащихся через проектную деятельность на уроках географии...

Проектная деятельность на уроках географии. Разработка учителя географии МОУ«Гончаровская средняя общеобразовательная школа» Старченко М.Г. Учебный проект для учащихся 6 класса.

Проектная деятельность на уроках географии. Разработка учителя географии МОУ«Гончаровская средняя общеобразовательная школа» Старченко М.Г.Учебный проект для учащихся 6 класса....