Здоровьесбережение, как средство повышения эффективности обучения в школе.
статья на тему

Нейман Татьяна Павловна

Повышение эффективности обучения является одной из ключевых проблем деятельности любого образовательного учреждения. Очень часто учитель активно занимается вопросами повышения эффективности и качества обучения и не уделяет должного внимания вопросам здоровьесбережения, в образовательном процессе. «Ничего так не содействует успеху нашей деятельности, как крепкое здоровье и, наоборот, слабое здоровье мешает ей» Ф.Бекон. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесбережение, как средство повышения эффективности обучения в школе.

    Актуальность опыта. Повышение эффективности обучения является одной из ключевых проблем деятельности любого образовательного учреждения. Очень часто учитель активно занимается вопросами повышения эффективности и качества обучения и не уделяет должного внимания вопросам здоровьесбережения, в образовательном процессе. «Ничего так не содействует успеху нашей деятельности, как крепкое здоровье и, наоборот, слабое здоровье мешает ей» Ф.Бекон.

   Решение вопросов здоровьесбережения  участников образовательного процесса вызывает затруднение как у учителей, так и у учащихся. Это связано с недостаточным уровнем знаний о собственном здоровье и способах его сбережения в условиях интенсивной учебной нагрузки. Крайне важным является переход от восстановления утраченного здоровья к его сбережению.

   Сохраняя и укрепляя здоровье участников образовательного процесса, мы можем влиять на эффективность образования.

    Новизна опыта. Конкретизировано представление о здоровьесберегающих технологиях для   общеобразовательной школы; разработан  инструментарий для измерения показателей физического здоровья и эмоционального благополучия  школьника; установлена взаимосвязь между использованием в педагогическом процессе  школы здоровьесберегающих технологий и состоянием физического здоровья и эмоционального благополучия   школьника

   Теоретическая значимость опыта. Рассмотрено понятие «здоровьесбережение»,  которое раскрывается, как процесс укрепления и сохранения здоровья, повышение ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Эффективность обучения рассматривается с позиции здоровьесбережения, при этом здоровьесбережение понимается как средство повышения эффективности образования.

  Практическая значимость опыта заключается  в том, что его результаты направлены на совершенствование деятельности учителя  средней школы в аспекте сохранения здоровья и формирования эмоционального благополучия учеников. Процесс здоровьесбережения позволяет сохранять и развивать ресурсы здоровья, что, в свою очередь, повысит эффективность обучения учащихся.

   Педагогические технологии на уроках математики и физики в контексте здоровьесбережения.

   Одна из частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, возникновение у учащихся состояния усталости, утомления, переутомления. В свою очередь переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных и других заболеваний.  В настоящее время учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. 

   Возникновение интереса к математике и физике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы каждый ученик работал активно и увлеченно.

  Я  ставлю  перед собой следующие задачи:

- создание здоровьесберегающих условий организации образовательного  процесса;

- формирование у школьников мотивационных и смысловых основ здорового образа жизни;

- формирование осознанного отношения школьников к своему физическому и психическому здоровью;

- формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации;

- профилактика вредных привычек.

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными требованиями являются физкультминутки.   Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся. Ребята после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Систематическое использование оздоровительных минуток приводит   к изменению отношений к себе и своему здоровью.

  Так, например, при изучении новой темы на уроках физики или математики ученики познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового понятия я предлагаю во время физкультминутки  следующее упражнение: ученики встают, руки вытянуты вперед; задание: если учитель называет правильный ответ, ученики поднимают руки вверх, можно при этом подняться на носки, потянуться, подпрыгнуть, присесть; если неправильный – руки опускают вниз с наклоном и расслаблением, так же, возможны различные варианты.

Очень важно на уроках физики, чтобы ребята являлись участниками физических процессов и явлений. С этой целью мы инсценируем эти явления и процессы. Например, при изучении темы «Диффузия», девочки играют роль молекул  духов, а мальчики – молекул воздуха. Показываем явление диффузия – ребята смешиваются, двигаются хаотично по классу. Тот же метод разрядки на уроке при изучении темы «Смачивание, несмачивание». Ребята делятся на три группы, молекулы поверхности, молекулы воды и молекулы, которые притягиваются сильнее (слабее) к смачиваемой поверхности. Мы моделируем, конкретные ситуации «Зонт и вода», «Нефть и перья птиц» и т.д. Ребята видят эти процессы на молекулярном уровне, и в то же время – это игра, разрядка, отвлечение формальной обстановки.

 На уроках геометрии, ребята очень часто не могут пространственную ситуацию перевести на плоскость, поэтому в 10-11 классе полезно предлагать учащимся представлять стереометрические модели, мысленно поворачивая их, рассматривая со всех сторон. Стараться представить модель как можно более четко, удерживать ее перед мысленным взором в течение нескольких минут.

Итак, назову основные современные требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:

- рациональная плотность урока;

- в содержательной части урока должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;

- количество видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и т.д.) должно быть 4-7, а их смена осуществляться через 7-10 мин.;

- в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;

- в течение урока должно быть использовано не менее 2-х технологий преподавания (при выборе технологий необходимо учитывать и то: способствуют ли они активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся);

 - необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся;

- необходимо осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

- на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее;

- нужно включать в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся;

- необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физкультминутки, определять их место, содержание и длительность (лучше на 20-ой и 35-ой минутах урока, длительностью - 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого).

- необходимо производить целенаправленную рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части.

  Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать знания в повседневной жизни.                                          

Итак, здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей. Приобщение школьника к проблеме сохранения своего здоровья – это создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь.

 Если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будут больше здоровы и развиты, не только духовно, но и физически.

 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экологические игры как средство повышения эффективности обучения школьников на уроках географии"

•    Цели: разработка комплекта дидактических игр и их экспериментальная проверка, методика организации и проведения учебных игр как компонента системы развивающей направленности обучен...

Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения эффективности обучения в школе

Данный материал представлен как обобщение опыта над темой самообразования "Информационно-коммуникационные технологии"....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА

Статья о необходимости применения презентаций для эффективного обучения математике обучающихся в  коррекционной школе 8 вида....

Здоровьесбережение, как средство повышения эффективности обучения на II ступени обучения

Под здоровьесберегающими технологиями - надо понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздейст...