Здоровье сберегающие аспекты использования психологической и других форм игры на уроках английского языка.
материал на тему

Белова Любовь Александровна

Материал знакомит с использованием профилактических средств борьбы с утомляемостью на уроках посредством игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И ДРУГИХ ФОРМ ИГРЫ НА УРОКАХ

                            АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

     Ещё два-три десятилетия назад в области прикладных исследований функциональных состояний человека практически единственным объектом изучения являлось утомление (прежде всего физическое). В современных исследованиях акцент переносится на анализ основных форм состояния напряженности, различных видов стресса и связанных с ними  пограничных состояний.

     Состояния, возникающие у человека в процессе работы, всегда характеризуются определенной степенью затраты внутренних ресурсов. Естественное рабочее напряжение приводит к формированию таких обычных состояний, как мобилизация, эмоциональное возбуждение, компенсируемое утомление и пр. В принципе они являются источниками серьезных неприятностей. Слишком высокая цена деятельности- реальная угроза здоровью человека.

      Болезни «стрессовой этиологии»- сердечно-сосудистые расстройства, заболевания  желудочно-кишечного тракта, нарушения обменных процессов, невротические состояния - легко обнаружить в перечне типичных современных заболеваний. Причины этого кроются в несоответствии адаптационных возможностей человека темпам развития общества, в быстрой изменчивости форм коллективного взаимодействия и социального общения.

      Существуют и менее заметная внешне, но весьма существенная  для нравственного здоровья личности тенденция к изменению индивидуально – психологических свойств и качеств характера в результате переживания тех или иных состояний. Замкнутость, нерешительность, тревожность, апатичность, повышенная истощаемость нередко возникают как следствие воздействия разного рода «сверх нагрузок».

       Таким образом,  потребность в профилактических и коррекционных методах высока, и я, как педагог-психолог и учитель в одном лице , могу использовать на уроках разнообразные профилактические средства.

                             

                        ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА,

                         КОТОРЫЕ Я ИСПОЛЬЗУЮ НА УРОКЕ

1.Борьба с монотонией

2.Снятие утомления

3.Снятие эмоциональной напряженности

4.Развитие познавательных процессов

Активизирующие процедуры

Релаксационные упражнения

Устранение излишнего возбуждения и коррекция эмоционально-мотивационных установок

Игры по развитию внимания, мышления, памяти

К  вышеуказанным средствам относятся:

                     - Разнообразные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные,                                                                    музыкальные.

                     - Психологические игры для развития памяти, мышления, внимания, навыков общения.

                     - Физические упражнения: общеукрепляющие, тонизирующие, расслабляющие, позотонические упражнения, дахательные упражнения.

      Такие средства профилактики здоровья учитывают возрастные особенности уч-ся начальной школы. Как известно из психологии, каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности. В 7 летнем возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игровой деятельности к учебной.

При этом игра сохраняет свою ведущую роль. Дети продолжают играть до 10-12 лет.

   Психологи и педагоги (Л.С. Выгготский, А .Н .Леонтьев, Ш.А. Амоношвили, В.А. Крутецкий) подчеркивают , что уч-ся начальной школы привлекает школа , но наиболее естественным для них являются игровые элементы деятельности, для них важна предметная наглядность.

       Возможность использовать игру позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на иностранном языке, сделать интересными  и осмысленными даже самые элементарные высказывания. Игра в обучении иностранному языку не противостоит учебной деятельности, а органически связана с ней.

       Игра не только источник детской радости, она - основной способ решения учебных задач. При восприятии дети начальной школы склонны обращать внимание на яркое, эмоционально – окрашенное. У них преобладает непроизвольное запоминание: хорошо и быстро запоминается то, что интересно и вызывает эмоциональный отклик. Применение игровых приемов позволяет создать условия для непроизвольного усвоения детьми всех языковых средств в процессе увлекательного взаимодействия детей друг с другом.

       Игра имеет побудительные мотивы и является активной и осмысленной деятельностью, в которую он охотно включается. Многие игры учат действовать в уме, мыслить. Игра является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность и самоконтроль. Её обязательные для всех правила регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность. Возникают предпосылки к формированию сознательного поведения и самоконтроля, что является практическим усвоением нравственных норм. Младшие дошкольники медленно усваивают социальные нормы и правила, принятые в школе. Психологи отмечают, что именно уровень развития произвольности зачастую лежит в основе неуспеваемости ребенка в школе. Следует отметить . что любые игры с правилами требуют от ученика волевых усилий и таким образом косвенно способствуют развитию произвольности.

         Использование различных средств игры и физических упражнений помогает оптимизировать функциональное состояние уч-ся:

  1. Улучшает положительный психологический микроклимат в классе.
  2. Облегчает коммуникативные навыки.
  3. Развивает когнитивные функции.
  4. Улучшает самочувствие, снимает стресс, позволяет отдохнуть, снижает заболеваемость.
  5. Повышает интерес к учебе.
  6. Учитывает психологические особенности возраста.

П Р И Л О Ж Е Н И Я

Тонизирующие  упражнения.

№ 1. Встать в позу «цапли» (завести стопу одной ноги за колено другой), руки в замке поднять вверх закрыть глаза. Стоять 15-20 сек. То же -  на другой ноге.

№ 2.  « Ха- дыхание». Исходное положение (И.п.)- стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища. Одновременно с глубоким вдохом руки медленно через стороны поднимаются вверх над головой. После этого дыхание задерживается. Затем корпус резко наклоняется вперед, руки сбрасываются вниз перед собой, и одновременно через рот делается массированный выдох. За счет быстрого и полного выброса воздуха воспроизводится звук «ха».

Дыхательное упражнение с успокаивающим эффектом.

№3. Полное дыхание. И.п.- стоя , ноги вместе, руки опущены вдоль туловища. Плечи расслаблены. Вдох. Выдох. Пауза. Имитируем  живот  лягушки.

Упражнения общеукрепляющей гимнастики.

№4. « Велосипед». И.п. – сидя, опереться о спинку стула. Подтянуть ноги к себе и делать попеременное вращение ногами от себя и к себе.

№5. Вращение предплечьями. Руки согнуты в локтях.

№6. И.п. – стоя или сидя. Вытянуть руки вперед и вращать кисти рук.; резко сжимать и разжимать пальцы.

№7. «Мягкая « ходьба на месте с перекатом с пятки на носок.

Комплекс позотонической гимнастики

Упражнения отличаются простотой и доступностью, приемлемы для лиц разных возрастов и разной физической подготовки. Хорошее средство для профилактики стрессовых состояний, монотонии и общего утомления. Оказывают оптимизирующее влияние не только на скелетную мускулатуру. но и на активное функционирование сердечно- сосудистой и дыхательной систем.

Комплексное позотоническое упражнение

1. Выполняется сидя и состоит из пяти элементов  (рис.1)

а)        Прогнуться, руки вытянуть назад (вдох).

б)        Наклон вперед, коснуться руками пола  (выдох).

в)        Отвести назад плечи, локти, прогнуться   (вдох).

г)        Наклон вперед, коснуться руками пола  (выдох).

д)        Прогнуться, руки вытянуть назад (вдох).

 

Рис. 1. Комплексное позотоническое упражнение



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Форма множественного числа.Пассивный залог.Игры на уроке английского языка.

Expressions with DO and MAKE   DO (some) damage to someone.  DO (some) research (= To investigate.) DO a dance. (= To perform a dance.) DO a course. (= To take...

Актуальность использования игровых форм обучения на уроках английского языка

Актуальность использования игровых форм обучения на уроках английского языка...

"Использование групповой формы работы на уроках английского языка как средство повышения качества образования".

Раздел содержит материалы по методике преподавания английского языка из опыта работы....

Опыт использования видов и форм контроля на уроках английского языка в 5 классе.

Контроль – это совместная деятельность преподавателя и учащихся по определению уровня владения языком. Контроль на занятиях может осуществляться в форме индивидуального, фронтального, группового...

Коммуникативная компетенция учителя в организации учебной деятельности с использованием интерактивных форм работы на уроках английского языка в начальной школе.

Доклад по самообразованию на тему: Коммуникативная компетенция учителя в организации учебной деятельности с использованием интерактивных форм работы на уроках английского языка в начальной школе....

Обоснование использования групповой формы работы на урока английского языка

Статья посвящена обоснованию применения групповой формы обучения с точки зрения психологии и педагогики.  Главная идея работы заключается в том, что групповая форма работы в полной мере отвечает ...