Речевое развитие школьников
учебно-методическое пособие на тему

Коростелева Елена Юрьевна

Показатели речевого развития. Критерии, определяющие подготовку дошкольников к школе (по В.Н. Зайцеву).  Изучение развития речевой деятельности 1 класс (По Н.В. Нечаевой). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevoe_razvitie_shkolnikov_zaytsev_i_nechaeva.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Показатели речевого развития:

Уровни

Речь и память

1

Ассоциативная память;

2

Зрительная память;

3

Эмоциональная окраска;

4

Логичность;

5

Лаконичность.

Критерии, определяющие подготовку дошкольников к школе

(по В.Н. Зайцеву):

  • Фонематический слух;
  • Умение выполнять указания взрослого;
  • Определение смысловых пар;
  • Установление причинно-следственных связей;
  • Умение выделять лишние понятия;
  • Умение делать простые обобщения;
  • Механическая зрительная память;
  • Развитие речи;
  • Умение находить различия;
  • Умение находить общее;
  • Объем зрительной памяти;
  • Слуховая механическая память;
  • Объем словаря;
  • Копирование бессмысленных слов;
  • Степень развития внимания.

Изучение развития речевой деятельности 1 класс (По Н.В. Нечаевой):

Устная речь

Внешняя характеристика речи

Связность речи

Письменная речь

Техника чтения

Понимание прочитанного

Выразительность чтения

Чтение про себя

Восстановление текста

Уровень самостоятельности

Списывание

Каллиграфия

Восстановление предложения

Самоконтроль

Составление телеграммы

Сочинение

План

Аннотация

Конспект

Системность организации работы по развитию связной речи должна включать несколько уровней в организации речевой работы: произносительный, словарный, морфологический, синтаксический, текстовый (Мали Л.Д., Арямова О.С., Климова С.А., Пескова Н.С.).

Представления о том, что является главным в подготовке ребенка к школе

Что является главным при подготовке ребенка к школе

Родители дошкольников в %

Родители первоклассников в %

Учителя начальных классов в %

Развитие речи

37

33

61

Развитие мышц руки, уверенное владение карандашом, ножницами

19

25

59

Умение выполнять требования воспитателей, педагогов

42

47

51

Развитие памяти, разучивание стихов

51

45

49

Умение общаться в детском коллективе

60

47

41

Воспитание усидчивости, собранности, настойчивости в работе

34

42

41

Развитие логических навыков

23

31

32

Расширение кругозора

26

23

31

Самостоятельность

23

32

22

Умение вести себя (культура поведения)

18

22

22

Интерес к учебе

35

37

19

Физическое развитие

16

14

16

Активность на занятиях, на утренниках

29

18

14

Умение слушать рассказы взрослых

9

10

14

Грамотность (чтение, счет)

34

39

10

Представление о недостатках подготовки к школе в МДОУ

Что Вас не устраивает в подготовке детей к школе в условиях детского сада

Родители дошкольников в %

Родители первоклассников в %

Учителя начальных классов в %

Родителей мало информируют о методике занятий воспитателей с детьми

23

16

11

Родителей мало информируют об особенностях и недостатках развития их ребенка

21

22

29

Необходимо проводить больше занятий

21

16

5

Нет взаимодействия садики со школой

14

19

38

Недостаточная подготовка руки к письму

12

24

39

Мало развивают речь, умение рассказывать

9

13

40

Занятия воспитателей рассчитаны на наиболее активных детей, а не на всех

7

8

28

Воспитатели не добиваются прочного усвоения материала каждым ребенком

7

14

18

Не учат абстрактно-логическому мышлению

6

13

24

Дают мало знаний об окружающем мире

6

6

12

Не достаточно воспитывают ответственность и самостоятельность ребенка

5

10

36

Недостаточно учат дисциплине, усидчивости

5

8

34

Мало развивают навыки и умения детей

4

7

19

Ребенок сильно устает от занятий

3

-

-

Моему ребенку не уделяют должного внимания

1

-

-

Общая оценка удовлетворенности уровнем подготовки детей к школе в МДОУ

Как Вы оцениваете уровень подготовки детей к школе в условиях детского сада

Родители дошкольников в %

Родители первоклассников в %

Учителя начальных классов в %

Достаточная подготовка

30

39

17

Скорее достаточная подготовка

34

28

37

Скорее недостаточная подготовка

12

13

23

Недостаточная подготовка

7

13

12

Не могу оценить

17

7

11

Желание ребенка идти в школу

Как дошкольники воспринимают будущую учебу в школе

%

Ребенок хочет идти в школу

66

Особого желания идти в школу пока нет

31

Идти в школу не хочет

3

Как дошкольники воспринимают учебу в школе

%

Посещает школу с удовольствием

85

Ходит в школу без особого желания

15

Не хочет идти в школу

0,1

Как большинство детей класса, по мнению учителей, воспринимают учебу в школе

%

Посещают школу с удовольствием

84

Ходят в школу без особого желания

15

Не хотят идти в школу

1

Кому принадлежит основная роль в подготовке детей к школе

Родители дошкольников в %

Родители первоклассников в %

Учителя начальных классов в %

В равной степени и семье, и детскому саду

69

70

64

В основном детскому саду

16

3

3

Главную роль играют родители

16

24

31

Я не придаю подготовке к школе особого значения, детей всему необходимому научат в школе

2

2

3

Речевое развитие школьников ЗАЙЦЕВ и НЕЧАЕВА.doc


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие школьников

Смысловая целостность речевого сообщения (в терминах современной лингвистики - «когерентность») проявляется в единстве его темы, которая получает в тексте свое последовательное развитие.Под культурой ...

Сводная таблица состояния речевого развития школьников

Сводная таблица состояния речевого развития школьников...

Знания о слове и тексте как основа речевого развития школьников

В данной статье представлен примерный образец лексического разбора слова....

Карта речевого развития (школьники).

Представлена карта речевого развития  школьника с пояснениями к проведению диагностики...

Речевое развитие школьников посредством театрализованной деятельности на уроке английского языка.

Творческий характер заданий, предлагаемых в ходе спектаклей, способствует лучшему запоминанию и усвоению различных грамматических форм, расширению лексического запаса, развитию монологической и диалог...

Особенности речевого развития школьников с ЗПР

Большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляет группа, которую определяют как «дети с задержкой психического развития». Это многочисленная группа, составляющая около 3...

Особенности речевого развития школьников с интеллектуальными нарушениями

В статье изложены особенности речи школьников с интеллектуальными нарушениями: звукопроизношения,  слоговой структуры,просодики, лексико-грамматического строя, связной речи....