ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ЛИЦЕЙСКОГО БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРАКСЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ООО
статья на тему

Булгакова Светлана Владимировна

Я, как и другие педагоги, столкнулась с проблемой мотивации к обучению. Как показывает практика, сегодня востребованными для поступления в ВУЗы  являются такие предметы как математика, русский язык, обществознание. Детей же, собирающихся поступать на биологические специальности немного (2-3 человека в классе). Пробуждать интерес у немотивированных обучающихся на уроке, активизировать их учебную деятельность, обеспечивая при этом современное качество образования, довольно сложно.

Разрешение данной проблемы видится через праксеологический подход к биологическому образованию. От деятельности педагога во многом зависит качество образования, достижение необходимых образовательных  результатов, соответствие образования государственным образовательным стандартам, социальным и личностным ожиданиям граждан. И, конечно же, особую актуальность сегодня приобретает и проблема поиска резервов и путей повышения результативности педагогической деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bulgakova_s.v._litsey_praks.pedpraktika.docx34.58 КБ

Предварительный просмотр:

Булгакова Светлана Владимировна, учитель биологии МОУ Лицей г. Черемхово

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ЛИЦЕЙСКОГО БИОЛОГИЧЕСКОГО  ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРАКСЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ООО

Актуальность педагогического опыта. Стремительно меняется время, меняется общество, отношения между людьми и требования к современной школе. Необходимо, чтобы ученик был активен, развивался, творил, сам строил свои знания. Не менее важно в процессе обучения создать условия для общения, творчества, радости от процесса саморазвития и самопознания.

Я работаю в лицее уже более шести лет, преподаю биологию в общеобразовательных классах. По ученическому составу эти классы неоднородные. Есть учащиеся,  которые  обладают высоким уровнем развития творческой активности, отличаются устойчивым познавательным интересом к изучаемым предметам. Подростки этого возраста склонны к экспериментированию, моделированию различных вариантов развития деятельности и ее возможных результатов. Они являются хорошими генераторами идей, их деятельность отличает высокая степень новаторства. Но, к сожалению, в старших классах их активная деятельность направлена на изучение профильных предметов. Поэтому я, как и другие педагоги, столкнулась с проблемой мотивации к обучению. Как показывает практика, сегодня востребованными для поступления в ВУЗы  являются такие предметы как математика, русский язык, обществознание. Детей же, собирающихся поступать на биологические специальности немного (2-3 человека в классе). Пробуждать интерес у немотивированных обучающихся на уроке, активизировать их учебную деятельность, обеспечивая при этом современное качество образования, довольно сложно.

Разрешение данной проблемы видится через праксеологический подход к биологическому образованию. От деятельности педагога во многом зависит качество образования, достижение необходимых образовательных  результатов, соответствие образования государственным образовательным стандартам, социальным и личностным ожиданиям граждан. И, конечно же, особую актуальность сегодня приобретает и проблема поиска резервов и путей повышения результативности педагогической деятельности.

Цель моей педагогической работы: средствами биологии и экологии способствовать формированию личности ребенка, ориентированного на устойчивое развитие, обладающего способностью принимать решения в условиях неопределенности, готового к постоянному совершенствованию своих  личностных качеств, к диалогу и продуктивной совместной деятельности с другими людьми, умеющего сохранять и развивать свое нравственное и физическое здоровье.

 Методологической основой современного  биологического образования являются:

  • положения педагогической методологии об организации, принципах и методах  научного исследования  (В.И.Загвязинский,  В.В.Краевский, А.М.Новиков, В.М.Полонский и др.);
  • идеи о гуманизации педагогического процесса,  личностно-ориентированном подходе, педагогике сотрудничества, (Ш.А.Амонашвили, П.П.Блонский, М.В.Богуславский, В.М.Лизинский, В.В.Сериков, Е.Н.Степанов,  Е.Н.Шиянов);
  • основы общей  праксеологии  (А.А.Богданов,  Т. Котарбинский,  Т. Пщоловский,  Е.Е.Слуцкий)  и педагогической праксеологии как методологического знания об общих принципах и способах рациональной и продуктивной педагогической деятельности (И.А.Колесникова, Е.В.Титова).

Теоретическую основу применения праксеологического подхода к биологическому образованию составляют работы, в которых исследуется:

  • специфика и структура профессиональной педагогической деятельности (Н.М.Борытко, М.В.Каминская, Н.В.Кислинская, Г.М.Коджаспирова, И.А.Колесникова, Л.П.Крившенко, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, Б.Т.Лихачев, Н.Н.Никитина, С.Д.Поляков, А.С.Роботова, Н.Л.Селиванова, В.А.Сластенин, Е.В.Титова и др.);
  • сущность, выявление, достижимость и оценивание результата и результативности педагогической деятельности (Т.В.Ильина, Е.И.Казакова, К.А.Кормилицына, А.И.Осьминина, Е.В.Титова, Э.В.Шагова и др.);
  • эффективность и оптимизация педагогической деятельности (Ю.К.Бабанский,  М.В.Каминская, М.В.Кларин, В.Ю.Кричевский, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, М.М.Поташник и др.);  
  • способы оценки образовательных результатов (Ш.А.Амонашвили, А.Е.Бахмутский, И.В.Гладкая, В.И.Звонников, В.А.Кальней, Г.Ю.Ксензова, О.Б.Логинова, В.М.Полонский, Е.Н.Степанов, С.Е.Шишов и др.).

Праксеология -  это наука, которая устанавливает нормы, принципы и законы эффективной деятельности, продуктивной работы, результативности труда.          

Этапы праксеологического подхода к биологическому образованию:

1) целеполагание деятельности (первоначальных, промежуточных, конечных целей);

2) прогнозирование результатов деятельности;

3) планирование предстоящих действий;

4) подготовка к будущей деятельности;

5) анализ, сопоставление, сравнение поставленной цели и полученных результатов.

 Праксеологические требования к деятельности педагога и обучающегося: рациональность, продуктивность, успешность, простота, экономичность, энергичность и интенсивность, надежность.

 Остановимся на содержании и результатах лицейского биологического образования.

 Систему лицейского биологического образования можно представить в виде дома, строительство которого начинается в 5-8 классах (закладывается фундамент основных предметных знаний), далее – стены, окна, двери – общепредметные знания при изучении общей биологии (9 класс) и, наконец, строится крыша, соответствующая уровню формирования метапредметных (ключевых) компетенций (10-11 класс).

        Реализация основных задач лицейского биологического образования, направлена на овладение лицеистами образовательными, предметно-информационными, деятельностно-коммуникативными, ценностно-ориентационными компетенциями по уровням образования от обучения мышлению, познанию в среднем звене к  научному стилю мышления и креативности в старшем звене (Приложение 1).

Хороший результат формирования ключевых компетенций дает вовлечение самих учеников в процесс построения знаний. Для повышения  интереса к биологии одних традиционных уроков недостаточно, поэтому часто использую активные и интерактивные методы обучения: проектный метод, проблемное обучение, приемы технологии критического мышления, групповые формы работы, деловые и интеллектуальные игры, «мозговой штурм», синквейн, кластеры, акростих. Они позволяют развивать и формировать у лицеистов практически все общие компетенции: учебно-познавательную, ценностно-смысловую, информационную, коммуникативную, социокультурную, компетенцию социального взаимодействия, здоровьесберегающую.

          Урок - это всегда таинство, волшебство, которое возникает благодаря личности учителя, его профессиональному мастерству, а также методическому уровню и техническому оснащению занятия

         Информационно-коммуникационные технологии я применяю во всех классах. Формирование информационной культуры обучающихся - это задача не только учителя информатики, но и учителя-предметника. Как показывает моя практика, использование ИКТ активизирует процессы восприятия, мышления, памяти, воображения, мобилизует внимание учащихся, а также включает их в деятельность, предоставив возможность манипулировать виртуальными объектами, предметами или моделями явлений.

        Современное оборудование урока биологии позволяет не только оптимизировать учебный процесс, но и сделать его стильным, модным.  Сегодня учебный процесс направлен на создание опыта работы с информацией, её целесообразного применения, обеспечивающего саморазвитие и самоактуализацию учащегося. Во главу угла ставится развитие умений самостоятельного приобретения и применения знаний в соответствии с личностными целями. Познавательная активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы.

            При правильном сочетании применяемых технологий и форм, уроки оказываются очень интересными и для ученика, и для учителя. Такой урок нагляден, красочен, информативен, интерактивен, экономит время учителя и ученика. Он позволяет ученику работать в своем темпе, а учителю дает возможность оперативно контролировать и оценивать результаты обучения.

Использование новых ИКТ способно не только углубить содержание материала, но и оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении учебного материала (Приложение 2).

С 2010 года при проведении уроков систематически применяю интерактивную доску. С помощью интерактивной доски использую широкий спектр ресурсов: презентационное ПО,  Интернет, изображения, видео-файлы, звуковые файлы, ПО для интерактивной доски. Все, что есть на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске.  Всего лишь одно прикосновение к интерактивной доске SMARTBoard дает возможность перейти от одной темы занятия и другой, провести интерактивные лабораторные занятия (даже при отсутствии настоящего лабораторного оборудования), протестировать и сделать видеозапись ответа учащегося специальным рекордером. Уроки с использованием интерактивной доски динамичны, мобильны. Налицо наглядность и возможность сравнить, совместить, построить, измерить представляется в реальном виде. Мы можем максимально эффективно организовать постоянную работу лицеиста в электронном виде, значительно экономим время, стимулируем развитие мыслительной и творческой активности, включаем в работу всех одноклассников.  

Документ-камера делает ученика причастным к раскрытию тайны, позволяет показать всему классу предмет, существующий в единственном экземпляре. Документ-камера позволяет показать мелкие предметы крупно – это особенно важно, учитывая, что детей с хорошим зрением остается все меньше. Уменьшается  зависимость от слайд-проекторов,  и затрат на избыточное копирование.  Благодаря своей гибкости она может быть легко приспособлена практически к любому типу презентаций.

В этом учебном году при проведении уроков в 5 классе регулярно использую  электронный учебник. Электронный учебник - это не просто скачанная версия обычного учебника на электронный носитель, это множество увлекательных интерактивных программ. У детей появились новые системы мотиваций. Есть возможность обмениваться мнениями, создавать схемы и графики в формате 3D, использовать видео и аудиоматериалы, игровые формы, работать в команде, проводить лабораторные исследования и т.д. 

В курсе биологии есть ряд разделов, отличающихся сложностью явлений и протекания процессов, а поэтому они трудны для восприятия и понимания. К таким процессам можно отнести: строение функции нервной системы, органы чувств, ВНД, строение и функции органоидов клетки, биосинтез белка, развитие жизни на Земле, пластический и энергетический обмен. Подвижные компьютерные модели помогают выйти из затруднительного положения – понять явление, которое сложно представить.  

В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование. За последнее время увеличилось число информационных ресурсов по биологии. Ресурсы Интернета использую для самообразования и подготовки к урокам. Наиболее интересные, на мой взгляд, сайты по биологии - «Вокруг света» - www.vokrugsveta.ru, журнал «Гео» - www.geoclub.ru, газета «Биология» - http://bio.1september.ru, «Кирилл и Мефодий». Ребята активно используют ресурсы Интернета на уроках биологии и во внеурочное время. Техническое обеспечение позволяет прямо на уроке выходить в Интернет.

  Новые задачи, поставленные обществом перед школой, помимо вооружения учащихся системой знаний, умений и навыков, требуют развития у детей черт творческой деятельности, обеспечивающих их познавательную самостоятельность, формирующих творческий склад ума. Этому способствует использование элементов ТРИЗ на уроках биологии. Автором теории решения изобретательных задач (ТРИЗ) является Г.С.Альтшуллер.

         Идеи, лежащие в основе ТРИЗ, следующие:

-      теория – катализатор творческого решения проблем;

-      знания - инструмент, основа творческой интуиции.

-      творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все);

-      творчеству можно учиться;

-      включение основных и доступных школьникам типов проблем.

        Под творческой задачей в системе ТРИЗ понимается проблема:

- с нечетко заданными условиями;

- содержащая некое противоречие;

- допускающая не одно решение, а серию ответов, часто взаимосвязанных.

 Решение творческих задач по биологии и экологии имеет общие механизмы; алгоритм решения исследовательских и изобретательских задач:

1.Выявление учащимися типа задачи.  

2. Формулировка учащимися Противоречия.  

3.Формулирование учащимися ИКР идеального конечного результата (идеального образа решения поставленной задачи). ИКР: Система сама выполняет нужное действие, не допуская при этом нежелательных эффектов.

4. Поиск учащимися необходимых Ресурсов. Учащиеся должны стремиться использовать то, что уже есть в системе (известно по условию задачи), а не вводить новые элементы в систему.

5.Использование учащимися различных способов и приемов по разрешению противоречий во времени, в структуре,   в воздействиях.

   Учитель, имея «в руках» интересный биологический пример, может сконструировать из него творческую задачу необходимой сложности в соответствии с целями и задачами урока. Применение творческих задач на уроках биологии помогает учителю:  использовать полученные учащимися знания для решения различных практических, исследовательских и учебных задач (закрепление знаний); демонстрировать учащимся красоту научной мысли, достижения ученых в области естественных наук; осуществлять диагностику;  выявлять и развивать индивидуальные возможности и творческие способности детей.

Задачи системы ТРИЗ могут быть использованы и для конструирования педагогом деловых игр. Диапазон функций ТРИЗ-системы достаточно широк: развивающая (развитие дивергентного мышления, креативных способностей); воспитательная (воспитание сотрудничества, коллективизма); коммуникативная (освоение диалектики общения); диагностическая (самопознание учащегося, выявление творческих способностей); социокультурная; психотерапевтическая, психокорректирующая; функция самореализации личности  (Приложение 3).

              Праксеологический подход способствует обеспечению высокой результативности обучения по биологии. Обученность на базовом уровне (успеваемость) составляет 100 %, обученность на продуктивном уровне (качество) колеблется от 89 % до 96 %.  Высокие результаты обучения подтверждаются результатами единого государственного экзамена и поступлением моих выпускников на бюджетные отделения вузов в соответствии с профилем обучения (приложение 4).

На основании анализа продуктов деятельности учащихся констатировано наличие следующих изменений: от позиции внешнего наблюдателя к позиции внутренней ответственности за собственные поступки; от отрицательной личностной самооценки к положительной; от позиции индивидуализма к позиции сотрудничества;

Наблюдение позволило установить позитивную динамику развития коммуникативных умений лицеистов, сформированности навыков рефлексии, креативности, развития у обучаемых умения познавать окружающий мир, способность использовать знания и умения в реальной жизненной практике, положительный настрой учащихся  на  разные виды деятельности.

Новизна педагогической практики состоит в использовании праксеологического подхода к анализу результативности педагогической деятельности, применение которого ориентирует учителя на изучение процессуальной стороны осуществляемой деятельности, совершенствование практических действий педагога и обучаемого с позиции их максимальной целесообразности.

Практическая значимость педагогической практики определяется тем, что предложенный праксеологический подход и разработанные на его основе  параметры и критерии анализа результативности педагогической деятельности учителя биологии могут быть использованы в практической деятельности педагогами и администрацией образовательных  учреждений  общего и дополнительного образования детей, органами управления образованием для анализа и экспертизы качества педагогической деятельности. На основе представленного праксеологического подхода к анализу результативности педагогической деятельности могут быть разработаны способы анализа и дополнительные параметры анализа для конкретных видов педагогической деятельности.

Полученные результаты не претендуют на исчерпывающее решение всех аспектов использования праксеологического подхода к биологическому образованию, но,  полагаю, что представленный опыт заинтересует коллег.

Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать, вместе с тем он отвечает за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть педагогом, учителем, воспитателем. Я считаю, что чтобы добиться каких либо результатов педагог обязан быть личностью. Его всегда должны сопровождать слова «успешность», «удивительность», «убедительность», «уважительность», «уравновешенность», «улыбчивость».

Литература

  1. Авсатуров Г.О. Дизайн мультимедийного урока: методика, технологические приёмы, фрагменты уроков / Г.О. Авсатуров. – Волгоград: Учитель, 2009. – 133 с.
  2. Иволгина Л.И. Обучение школьников схематизации и моделированию. 5-9 классы. / Л.И.Иволгина. -  Волгоград: Учитель, 2014. – 103 с.
  3. Капранова М.Н. Методика проектирования уроков в современной информационной образовательной среде: опыт работы по ФГОС ООО / М.Н. Капранова. - Волгоград: Учитель, 2015. – 98 с.
  4.  Механизмы и секреты технологии модерации: организация интерактивных учебных занятий / авт.-сост. О.А. Уварова. - Волгоград: Учитель, 2014. – 254 с.
  5. Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС: организация, определение целей, формирование УУД /  А.В. Миронов - Волгоград: Учитель, 2014. – 174 с.
  6. Развитие речи. 5-9 классы: инновационная технология обучения / авт.-сост. О.А. Дюжева. - Волгоград: Учитель, 2013. – 167 с.
  7. Ривкин Е.Ю. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Теория и технологии / Е.Ю.Ривкин. - Волгоград: Учитель, 2014. – 183 с.
  8. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах : как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. / Н.Н.Сметанникова. – М.: Баласс, 2013. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление качеством образования на основе компетентностного подхода в условиях перехода на ФГОС второго поколения (из опыта работы)

Мир вокруг школьника меняется с огромной скоростью, любая информация быстро устаревает, большой объём знаний в изменяющемся мире потерял свою актуальность,Необходимой становится не сумма каких-т...

"Обобщение собственного опыта педагогической деятельности в области дополнительного образования на основе новых требований в условиях введения ФГОС"

Данный материал поможет педагогам дополнительного образования дать школе для реализации новых стандартов возможность интеграции, как более мобильной части системы образования, обеспечивающей дополните...

“Образовательная деятельность в системе среднего профессионального образования на основе современных подходов в условиях реализации ФГОС СПО”

В своей статья я рассмотрела,какова роль педагога в современном процессе обучения.,какими компетенциями должен обладать будующий квалифицированный специалист....

Применение интерактивного оборудования – один из способов повышения ИКТ – компетентности педагога в рамках реализации системно - деятельностного подхода в условиях введения ФГОС

Применение интерактивного оборудования – один из способов повышения ИКТ – компетентности педагога в рамках реализации системно - деятельностного подхода в условиях введения ФГОС...

«Повышение эффективности и качества обучения на основе современных подходов в условиях реализации ФГОС»

Выступление на заседании РМО учителей географии   и на ШМО учителей естественно географического цикла...

«Современный урок на основе инновационного подхода в условиях внедрения ФГОС ООО»

Урок как форма организации учебно-воспитательного процесса в школе:ключевые позиции современного урока; отличия современного урока от традиционного; структура педагогического процесса на уро...

Доклад «Мотивации обучающихся как главное условие повышения качества образования в условиях введения ФГОС ООО»

Доклад к педсовету «Мотивации обучающихся как главное условие повышения качества образования в условиях введения ФГОС ООО»...