Социокультурный подход к истокам в образовании. Проект" Будущее наследие".
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

В статье представлена модель социокультурного системного развития образовательного учреждения как открытого социально-воспитательного института.

 Статья адресована заместителям директоров по учебной,воспитательной и научно-методической работе,психологам,педагогам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsiokulturnyy_sistemnyy_podhod_k_istokam_obrazovaniya.docx15.17 КБ

Предварительный просмотр:

Социокультурный системный подход к истокам образования.

                                      Елена Ивановна Корнилова, учитель  английского языка ГБОУ СОШ №12

Социокультурный системный подход  является методологической основой программы « Социокультурные истоки», включающей в себя новую методологическую основу—социокультурный системный подход, и учебный курс « Истоки»,новые стратегии и технологии обучения и воспитания.

Программа  исходит из того,  что стратегической целью современного общества  является преобразования школы в социальный институт,  для которого важнейшей функцией является гармоничное  развитие и воспитание гражданина России, раскрытие человеческих ресурсов ради социально-экономического, общественного и духовно-культурного развитии страны. Для жизни русского человека всегда было свойственно самоуправление в рамках общины, где духовные мотивы жизни преобладают над материальными.

Таким   подходом, позволяющим придать образовательной системе новое качество, является социокультурный системный подход к истокам образовании, разработанный группой ученых во главе с профессором РАЕН И.А.Кузьминым. «Важнейшей функцией Школы как социального института является реализация целостной программы воспитания и обучения на основе развития восприятия, переосмысления и прочувствования первоначального контекста ценностей и категорий  с целью сохранения и приумножения социокультурного опыта нашего народа».

Социокультурный системный подход согласуется с основными идеями междисциплинарного подхода, что создает уникальные возможности для реализации важнейших требований к современной системе образования:

1.Он предполагает объединение содержания обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе единой цели  и единых социокультурных ценностей;

2.он призван обеспечить естественное гармоничное духовно-нравственное развитие личности, объединяя в одну сложную структуру школу, семью и учащегося;

3.он развивает социокультурную основу во всех звеньях образования, обеспечивая преемственность дошкольного образования, начальной, средней, профессиональной и высшей школы;

4.он позволяет использовать принципиально новый инструментарий образования и систему подготовки на основе активных форм обучения;

5.он способствует развитию образования как открытой организационно системы, способной стать важным фактором как внутрирегионального, так и межрегионального единения.

Задача учебного курса « Истоки»- дать представление о самом  важном в жизни человека и на основе активных форм обучения последовательно развивать духовно- нравственные ценности ребенка.

Система « Истоков» на фундаментальной основе главных  ценностей жизни развивает  духовно-нравственную стержневую основу образования, способную интегрировать предметы гуманитарного и естественнонаучного направлений в единое образованное пространство.

Вопросы содержательного наполнения в модели « Социокультурные истоки» решаются, прежде всего, путем введения в школьную программу отдельного учебного курса» Истоки»,призванного дать представление о главных ценностях отечественной культуры.

 В основной школе внимание акцентировано на развитие социокультурных истоков Отечества от понимания духовного и социокультурного контекста Слова и Образа Отечества( « Память и мудрость Отечества»,» Слово и Образ Отечества») к истокам мастерства, творчества и духовного искания( « Истоки дела и подвига»,» истоки творчества» ,» В поисках истины»,к « истокам управленческой культуры» и « Истокам традиций Отечества» (5-11классы).

Курс « Истоки»,по словам учителей, ведущих этот предмет, сближает детей и их родителей ,делая семью крепче, дети глубже понимают нравственные ценности.

Важное место в программе « Социокультурные истоки» занимают вопросы выбора методики образования, отвечающей требованию развития ребенка не только как субъекта учебной деятельности, но и как субъекта социокультурного слоя общества. Урок ориентирован на собственный жизненный опыт ребенка, его семьи и  близких. Урок становится нелинейной ситуацией открытого диалога, прямой и обратной связи.

Многие методические инновации системы связаны с применением активных форм и методов обучения. Социокультурные  технологии - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика на уровне « взрослый» -  «взрослый», общение на аналоговом уровне, это специальная форма организации познавательной деятельности, с вполне конкретными и прогнозируемыми целями.

Ключевым элементом социокультурного системного подхода являются активные формы обучения. Активные формы обучения обеспечивают развитие системы духовно-нравственных личностей ребенка, преподавателя, родителя. В этом состоит  их главное предназначение.

В целом в модели « Социокультурные истоки» присутствует открытость образовательной системы, открытость каждой личности. Стиль взаимодействия в такой среде можно охарактеризовать большей степенью доверия, свободы, самостоятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социокультурный подход с использованием технологии критического мышления в формировании экологических компетенций при обучении немецкому языку.

Мастер-класс для учителей немецкого языка и других предметов гуманитарного направления с целью ознакомления  с основными приемами обучающих технологий, которые можно  использую в обучен...

Реферат на тему: "Социокультурный подход к обучению иностранному языку в общеобразовательной школе"

Материал реферата на тему: "Социокультурный подход к обучению иностранному языку в общеобразовательной школе" может быть использован для подготовки к экзамену по предмету история и философия науки....

Формирование традиционных семейных ценностей у учащихся в свете социокультурного подхода

Аннотация:К элементам или объектам социального и культурного наследия можно отнести материальные и духовные ценности. В данном исследовании рассматриваются духовные ценности, связанные с семейны...

Статья "Формирование активной позиции родителей обучающихся с целью создания единого социокультурного пространства в учреждении дополнительного образования"

Статья посвящена вопросам приобщения родителей обучающихся творческих объединений к культурно-досуговой деятельности, развитию их активной позиции  в социокультурном пространстве детско-юношеског...