Роль метода проектов в формировании метапредметных умений
статья по теме

Эпова Елена Михайловна

Проектная деятельность ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний (порой и путем самообразования) для активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности.

На примере одного из моих проектов расскажу, как проектная деятельность позволяет формировать метапредметные умения младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_metoda_proektov.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль метода проектов в формировании метапредметных умений.

Подготовила: Эпова Е. М.

Учитель начальных классов

ГБОУ гимназии № 628

Красногвардейского района

Санкт- Петербурга

В процессе изучения курса «Окружающий мир» школьники добывают знания из различных источников, используя разные способы познания; начинают осмысливать окружающий мир, ориентироваться в нем, понимать роль человека в мире.

В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.

Проектная деятельность ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний (порой и путем самообразования) для активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности.

На примере одного из моих проектов расскажу, как проектная деятельность позволяет формировать метапредметные умения младших школьников.

Побывав на экскурсии в Музее политической истории на занятии «Чем и на чем писали в старину», ученики 3 класса узнали историю появления некоторых письменных принадлежностей. В ходе экскурсии проводился мастер-класс, где учащиеся пробовали писать старинными орудиями письма. Экскурсия учащимся понравилась, но они задались вопросом: «Вот сейчас, когда мы хотим что-то написать, мы берем лист бумаги или подходим к компьютеру и нажимаем кнопочки, а на чем же в древности писали люди?»

В 4 классе, выбирая тему проектной работы для выступления на ежегодной научно-практической конференции «Александринские чтения», мы решили , что возникший в 3 классе  вопрос  о том, на чем же люди писали в древности,  требует более углубленного изучения и вызывает огромный интерес у ребят, поэтому единогласно решили поработать над этой темой.

Перед началом работы была поставлена цель и определены задачи работы.

Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат создает предпосылки и условия, прежде всего для достижения определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера, регулятивных метапредметных результатов:

  • определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера;
  • работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом.

После определения темы класс был разделен на несколько групп, каждая группа работала над определенной частью проекта. 1 группа узнала о появлении наскальных рисунков и пиктограмм, 2 – я группа изучала когда и как появились глиняные таблички  . 3 – я – познакомилась с историей появления папируса. 4 – я группа узнала о появлении восковых табличек. 5 - я  изучила, как люди писали на бересте. 6-я-собирала материал об узелковых письмах,7-я – узнала о том, где и когда люди стали использовать пергамент для письма, а 8-я группа  познакомилась с историей возникновения бумаги.

Эта работа позволила учащимся осваивать познавательные универсальные учебные действия:

  •  предполагать, какая информация нужна,
  • отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски,
  • сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

На классных часах каждый из участников проекта представлял результаты работы над своей темой, сообщал об интересных фактах, рассказывал, какими источниками пользовался, делился своими впечатлениями.

Проект есть слияние теории и практики, он заключает в себе не только постановку определённой умственной задачи, но и практическое её выполнение. Поэтому в рамках проектной работы были организованы тематические экскурсии и мастер-классы.

  • Вместе с ребятами мы посетили районные библиотеки, где работники библиотек провели ряд занятий по нашей теме и подготовили необходимую литературу для работы. Также ребята самостоятельно посещали школьную библиотеку, подбирали вместе с библиотекарем материалы по своей подтеме.  
  • Посетили  выставку «От пера до компьютера» в Петропавловской крепости. На выставке были представлены коллекции различных письменных принадлежностей, приспособлений для счета и сопутствующих предметов.
  • Участвовали ребята и в мастер-классе «Искусство письма или попробуй написать красиво» в Петропавловской крепости. Мастер-класс проводил специалист по каллиграфии. Учащимся представилась возможность использовать разнообразные виды приспособлений для письма (гусиные перья, ручки-вставочки) и обучиться каллиграфическому письму по методике XIX- первой половины ХХ столетия.
  • Специалисты глиняного дела провели мастер-класс по работе с глиной, ребята собственными руками смогли сотворить поделки из глины и глиняные таблички.
  • На классных часах и во внеурочное время учащиеся создавали  собственные узелковые письма и пиктограммы, а потом мы все вместе пытались их расшифровать.
  • Создавали ребята и собственные викторины, а потом  проводили их со своими одноклассниками, пытались расшифровать ребусы и разгадать кроссворды, которые придумывали сами.
  • А еще мы решили своими руками попробовать сделать бумагу. Принесли из дома использованные листы, размочили их, взбили блендером, разложили на марлю, раскатали, дали стечь воде, прогладили утюгом  и дали высохнуть. Ребята работали с увлечением и азартом!

Весь полученный в ходе работы над проектом материал был обобщен и оформлен в единую папку. После этого была создана электронная мультимедийная презентация, отражающая тему проектной работы. В самой презентации был  заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно было, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрировался и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывался результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений.

19 марта 2014 года состоялась защита проектной работы на научно- практической конференции «Александринские чтения». Работа заслужила высокую оценку жюри!

Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений:

  • организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
  • предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
  • при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

В ходе работы над этим проектом формировались следующие  метапредметные регулятивные УУД: определение целей деятельности, планирование деятельности и сотрудничество; познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, родителей, добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и «добытую» информацию; коммуникативные УУД: умение вести диалог, способность доброжелательно и чутко относиться к людям и использование вежливых слов в ходе общения с другими людьми.

Конечно, проектная деятельность требует больших затрат времени, энергии, но эффект даёт очень весомый. Проектная деятельность способствует  формированию метапредметных умений, а также  включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль метода проектов в научно-исследовательской деятельности учащихся

В настоящее время в образовании повышается интерес к исследовательской деятельности как к эффективной образовательной технологии, позволяющей решить указанные задачи воспитания, социализации и развити...

РОЛЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Статья обращена к педагогам, которые здоровье ребёнка считают самой главной ценностью....

Роль метода проектов в развитии познавательной активности личности.

Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков - на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышлени...

Программа районного семинара "Роль метода проекта в патриотическом воспитании учащихся"

Программа семинара учителей Красносельского района г.Санкт-Петербурга....

Роль метода проектов в формировании метапредметных умений

Проектная деятельность ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний (порой и путем самообразования) для активного включения в освоение новых способов...

Роль метода проектов в формировании УУД на уроках английского языка

о роли меиода пректов на уроке английского языка...

«Роль метода проектов в формировании лингвосоциокультурной компетенции при обучении английскому языку».

Для формирования лингвосоциокультурной компетенции метод проектов имеет ключевое значение. Он является комплексным обучающим методом, расширяет индивидуальную картину мира учащихся, критически усвоить...