Краеведческий подход к изучению предметов естественнонаучного цикла
статья на тему

Мокрова Ирина Михайловна

 В статье автор рассуждает о педагогической ценности обучения естественным наукам на основе изучения родного края и делится опытом работы в данном направлении, представляя предметные материалы, содержащие краеведческий компонент Выборгского района г. Санкт-Петербурга. Информация статьи предназначена, в первую очередь, учителям химии, биологии, географии, физики. Она будет полезна учителям других предметов и студентам педагогических вузов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Краеведческий подход к изучению предметов естественнонаучного цикла»

Вложите, учителя, в детей любовь к Отчизне,

чтобы в детях сердца от чувств высоких этих

 отважней стали и святей.

Ю.Марцинкявичус

"Между Родиной и родным краем существует неразрывная связь. Любовь начинается с родной местности, расширяется затем до пределов всей страны. Любовь к родному краю питает любовь к Родине. Познать свой край, изучить его — значит полюбить его еще более глубоко." А.С.Барков

    Педагогическая ценность обучения естественным наукам на основе изучения родного края была осознана очень давно. Уже достаточно отчетливо эта идея формулировалась в “Великой дидактике” Я. Коменского в первой половине XVII в. В дореволюционной русской школе принцип родиноведения в обучении  получил определенное развитие в первой половине XIX в. В 1840 г. в предисловии к учебнику Ф. Студитского сказано, что географию нужно начинать с “того места, где живут люди”. 

  Краеведческий подход в преподавании предметов естественнонаучного цикла учит учащихся видеть, наблюдать, создавать: ведь близкое в природе, человеческой жизни, хозяйстве понятнее, проще, яснее, чем чужое и далекое .Примеры  местной природы, хозяйства более понятны и доступны, помогают перейти от теории к реальной жизни. Естественнонаучные предметы - это те предметы, которые с первого урока способствуют не только наблюдению, исследованию учащимися явлений окружающего мира, но и формируют личность ученика, его нравственную позицию, воспитывают чувство любви к своим родным местам, ответственности за их судьбу. Я убеждена: все ,что делается по изучению родного Выборгского района города Санкт-Петербурга, западает в душу ребят, что они с гордостью будут рассказывать о том месте где они живут. И пусть не все наши выпускники станут великими  учеными, успешными предпринимателями, но равнодушными к Родине точно не будут. 

     Предметные материалы, содержащие  краеведческий компонент района, можно разделить по  следующим разделам:  

- "Мой район - мой дом"

    В этом разделе представлены различные виды проектов (исследовательский, творческий, информационный, практико-ориентированный ),связанные с Выборгским районом.

    Проектная деятельность позволяет изучить материал  выходящий за пределы учебной программы, используя наиболее полную информацию как из традиционных источников (книги, словари, энциклопедии), так и из сети Интернет.

     Работа над проектом дает неограниченные возможности для развития и саморазвития учащегося, предполагает творческий поиск, а учитель дает советы по организации работы, консультирует при отборе материала, приходит на помощь при затруднениях. Разработка проекта — это коллективная работа учащегося и учителя, одна из форм сотрудничества.

- "Выборжцы за здоровый образ жизни"  

    

    Видеоролик "Улыбка",  фильм "Школа-территория здоровья",созданные учащимися 10 классов, разработки уроков, сценарии внеклассных мероприятий направлены на сохранение своего здоровья и пропаганду здорового образа жизни.

- "Естественнонаучный задачник моего района"

    Трудные и непонятные задачи по химии, физике, биологии, тесты по географии решаются легко и с большим удовольствием, если в условии задачи приведены данные родного района, знакомые с детства озера, дороги, парки.

- "Зеленый патруль"

 Хватит только любоваться природой родного Выборгского района! Пришло время действовать! Любители природы из гимназии №622  решили начать со своего пришкольного участка. В этом им помогли недели экологии, уроки о бережном отношении к природе и созданное в гимназии обращение "Школа- сад."

- "Флора и фауна моего района"

    Выявление и описание достопримечательностей местной природы, изучение и учет редких видов растений провели ученики 9 классов.

- "Через познание к сохранению и созиданию"

    Всесторонее изучение Выборгского района через призму естественных наук предполагает не только обогащение ребят знаниями, но и вовлечение в посильную общественно-полезную работу.

- "Экологический мониторинг"

    Как воспитать человека, который бы видел вокруг себя не только дождь и грязь? Насилие над природой оборачивается утратой моральных ценностей. Одна из задач экологического мониторинга -почувствовать важность нравственного отношения к природе.

В окно смотрели двое: 

* Один увидел дождь и грязь,

* Другой листвы зеленной вязь

И небо голубое.

В окно смотрели двое.

- "Я бы в медики пошел, пусть меня научат"

    Профориентационная работа, элективные курсы по физике, химии, выстраивание индивидуальной траектории обучения,для ребят , выбравших профессию врача, позволяют учащимся гимназии поступать в медицинские ВУЗы своего Выборгского  района.

    

    Материалы рубрики представлены на сайте гимназии, педагоги гимназии используют их на уроках, во внеклассной работе. Информация может быть полезна учителям других учебных учреждений, жителям района.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни через предметы естественнонаучного цикла (из опыта работы).

Обобщён опыт работы по формированию здорового образа жизни через предметы естественнонаучного цикла....

Системный подход в изучении предметов естественнонаучного направления - осознанный выбор профиля в старшей школе

Анализ работы региональной экспериментальной площадки на базе МОУ "СОШ №100"...

Системно-деятельностный подход в изучении предметов естественно-научного цикла

В рамках модернизации образования системно-деятельностный подход в обучении становится все более и более актуальным. Инновационные методы в обучении позволяют развивать творческую, инициативную личнос...

«Реализация краеведческого аспекта в предметах естественнонаучного цикла согласно требованиям стандартов нового поколения»

В статье автор пытается найти ответы на вопрос:«Как в свете новых требований к школе  и результатам образования эффективно учить детей?»...

"Применение интегрированного подхода в преподавании предметов естественнонаучного цикла"

Цель интегрированного преподавания - научить школьников видеть мир целостным и свободно ориентироваться в нём....