Проектная деятельность в преподавании химии и во внеурочной деятельности
статья на тему

Мокрова Ирина Михайловна

 Автор статьи делится опытом реализации метода проектов в урочной и внеурочной деятельности с учетом основных положений технологии проектного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

 Проектная деятельность в преподавании химии и во внеурочной деятельности

 Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Метод проектов является оптимальным для решения данной задачи по сравнению с традиционным обучением, когда идет передача научных знаний учащимся.

 Метод проектов отличается тем ,что:

  •  учащимся предлагаются практические ситуации для того, чтобы они могли развивать способности (предоставление возможности работать самостоятельно, быть активными, исследовать, анализировать, размышлять, принимать решения и осуществлять их)
  •   для решения практических проектных задач      

 учащиеся используют уже полученные знания

 и умения и в то же время осваивают новое.

Цели проектного обучения помогают:

Развивать у школьников исследовательские умения.

Обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умения искать путь решения поставленной задачи.

Развивать у учащихся умение творчески подходить к способу подачи материала.

Развивать у учеников «командный дух» и «чувство локтя»; коммуникабельность и умение сотрудничать.

Способствовать повышению личной уверенности  каждого участника проектного обучения.

Основной тезис метода проектов: «Всё, что я познаю - я знаю, для чего мне это надо, где и как я могу применить эти знания».

Метод проектов – это целенаправленная,  в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального  продукта.

Проект – это пять «П»:

  • Проблема
  • Проектирование/планирование/
  • Поиск
  • Продукт
  • Презентация

Шестое «П» - это портфолио проекта

В своей работе автор использует разные виды проектов. По характеру доминирующей в проекте деятельности (поисковый, исследовательский, творческий, ролевой, прикладной, практико-ориентированный); по предметно-содержательной области (монопроект/межпредметный); по характеру контактов (в пределах одного класса/ школы/ города);

по количеству участников (индивидуальный/ парный/ групповой/ коллективный); по продолжительности (краткосрочный/среднесрочный/ длительный).

Предлагаемые учащимся проекты  могут быть разными по продолжительности:

  • Мини-проекты – урок.
  • Краткосрочные проекты – 4-6 уроков.
  • Недельные проекты – проектная неделя.
  • Долгосрочные/годичные/ проекты.

Основные требования , которые предъявляются

к учебным проектам:

  • Значимость проблемы
  • Интегрированные знания
  • Поисково-исследовательская деятельность
  • Самостоятельная деятельность учащихся
  • Проектирование деятельности по созданию и

реализации проекта

  • Наличие результата работы - продукта
  • Значимость результата
  • Создание проектной папки
  • Презентация
  • Рефлексия

Все проекты,  реализуемые в урочной и внеурочной деятельности независимо от типа имеет практически одинаковую структуру.Это:

1.Постановка проблемы:

  • Формулировка вместе с научным руководителем темы, проблемы, гипотезы работы.
  • Выдвижение путей решения проблемы.
  • Деление на группы.

2. Планирование деятельности по реализации проекта:

  • Составление развернутого плана работы.
  • Выбор форм продукта.

3.Подготовка продукта:

  • Сбор информации.
  • Структурирование информации.
  • Проведение исследования.
  • Изготовление продукта.
  • Оформление продукта.

4. Подготовка презентации:

  • Работа с подготовленным текстом рецензентов и                                 оппонентов, подготовка доклада.

5. Презентация:

  • Защита.
  • Самооценка.

6. Рефлексия научного руководителя.

 При работе над проектом  большое внимание уделяю паспорту проекта. В паспорт входит:

  • Название
  • Руководитель
  • Консультанты
  • Учебный предмет, в рамках которого проводилась работа
  • Учебные дисциплины, близкие к теме проекта
  • Возраст учащихся
  • Состав проектной группы
  • Тип проекта
  • Заказчик (социальные проекты)
  • Цель
  • Задачи
  • Вопросы
  • Аннотация (актуальность, краткое содержание, воспитательный аспект)
  • Оборудование
  • Предполагаемые продукты проекты
  • Этапы

(продолжительность, форма, содержание, выход)

  • Предполагаемое распределение ролей

Немалую важность имеет проектная папка, которая содержит :

  • Паспорт
  • Планы выполнения проекта и отдельных этапов
  • Промежуточные отчёты
  • Вся собранная информация по теме
  • Результаты исследований и анализ
  • Записи всех идей, гипотез, решений
  • Отчёты о совещаниях в группах
  • Краткое описание возникших проблем

     и способы преодоления

  • Эскизы, чертежи, наброски
  • Материалы к презентации
  • Другие рабочие материалы

     Много времени отводим обсуждению видов презентаций проектов. Это может быть:

  • Деловая игра
  • Демонстрация
  • Защита на Ученом совете
  • Игра
  • Научная конференция
  • Отчет исследовательской экспедиции
  • Пресс-конференция
  • Реклама
  • Телепередача
  • Экскурсия
  • Заочное путешествие

Особую роль в своей работе уделяю  межпредметным проектам. Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время, так как требуют серьезной подготовки по нескольким областям знаний. Но именно эти проекты позволят реализовать поставленные задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К СТАНДАРТАМ II ПОКОЛЕНИЯ

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в соврем...

Современные образовательные технологии деятельностного типа: проектно-исследовательская деятельность в преподавании химии

Тезисы выступления на VI окружной педагогической конференции «Деятельностный метод как средство реализации современных целей образования»...

Методическая разработка: «Как организовать курс внеурочной деятельности ГБОУ СОШ на примере курса внеурочной деятельности по математике в 5-х классах ГБОУ СОШ №4 Кусто»

В настоящей методической разработке я представлю методы организации внеурочной деятельности по математике в пятых классах....