ДЕСЯТИБАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
статья на тему

Ходакова Ирина Васильевна

. ДЕСЯТИБАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Десятибалльная система оценивания знаний, умений, навыков обучающихся – шаг к созданию здоровьесберегающей среды в образовательной организации.

Оценка – это сплав эмоционального и интеллектуального отношения к действительности. Усилия по соблюдению единых правил «оценочной безопасности» могут существенно способствовать росту эмоционального и психологического здоровья детей, уровень которого сегодня падает стремительнее, чем даже уровень физического здоровья. Ведущими целями введения 10-балльной системы оценивания являются:

1) повышение здоровья, снижение тревожности и невротизации детей;

2) создание более достоверной, надежной, доказательной системы оценки учебного труда обучающихся, ориентированной на измерение прироста обученности, перевод обучающегося из позиции объекта образовательных в позицию субъекта своего собственного образования;

 3) усиление положительной мотивации к обучению на фоне формирования ключевых компетентностей обучающихся;

4) реализация интегративного подхода в оценке учебных достижений обучающихся в единстве знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных свойств личности (индивидуальности) и личностных качеств;

 5) создание условий для стимулирования учебно-познавательной деятельности обучающихся и достижения более высоких результатов на основе введения инвариантной оценочной шкалы, применимой к разноуровневому обучению;

6) формирование опыта самосознания, самоконтроля, самокоррекции, самооценивания в плане сопоставления своих достижений в овладении знаниями, приёмами и способами интеллектуальной и практической деятельности;

7) обеспечение социальной защищенности личности обучающегося.

Десятибалльная система даёт возможность школьнику задуматься и перейти с уровня внешней оценки к внутренней, а значит, помогает формированию способности действовать самостоятельно и рефлексивно, способствует ослаблению зависимости от внешней оценки, таким образом, является условием развития способности к самооценке.

Ученик, получив «5» баллов может оставаться довольным: ведь это всё равно «4», и, самое интересное, что учитель даёт ему такую возможность. Но постепенно ребёнок понимает, что у меня «5» баллов, а у другого «6» или даже «7». Это психологи называют рефлексией. Способность к рефлексии своей деятельности помогает человеку двигаться вперёд в своём развитии, видеть это движение, планировать его на уровне своих возможностей. В пятибалльной системе продвижение вперёд для многих остаётся нереализованным: слишком уж велика разница между «тройкой» и «четвёркой», «четвёркой» и «пятёркой». Преодолеть эту разницу не всякому ребёнку под силу, так и остаётся он вечным троечником. Именно десятибалльная система не тормозит развитие школьника, не сужает его возможности, и это путь, позволяющий успешно применять технологию научения не палкой, а успехом

Работа учителя направлена на становление у ребёнка способности к оценке границ своих знаний и умений.

В конечной оценке учебного процесса ученик сможет точно знать следующее:

 · какими были его успехи в усвоении учебного материала в целом;

 · на каком уровне он его усвоил, какие его умения и навыки; · какова оценка его творческой деятельности;

 · в какой мере он способен проявить своё личностное отношение к изучаемому материалу;

· удалось ли ему продвинуться вперёд в повышении своих результатов в учебном труде;

· как действовал в коллективе одноклассников и взрослых.

С введением 10-балльной системы изменяется позиция учителей, а также требования к их профессиональным качествам и содержанию педагогической деятельности. Учитель получает не только большую свободу, но и большую ответственность. Современная педагогика утверждает, что, пока учитель не возбудил в детях желание, учить их бесполезно. И тут на первый план выходит понятие мотивации – «системы мотивов или стимулов, побудителей человеческого поведения и деятельности», к которым относится и десятибалльная система оценивания, приводящая к возрастанию именно внутренних мотивов.

Благодаря внедрению десятибалльной системы, у ученика появляются эталоны достижения, реалистический уровень притязаний к оцениванию, вероятность достижения успеха, самооценка на основе индивидуального стандарта качества, повышается личная ответственность, значимость достижения успеха, привлекательность успеха. При такой организации работы школьники охотно включаются в учебно-познавательную деятельность, испытывая при этом не только напряжение и усталость, но и приятные положительные эмоции от достигнутого индивидуального результата. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическая диагностика знаний, умений, навыков обучающихся

представлены примеры тематических диагностических заданий для занятий по нравственному воспитанию детей....

Методическая разработка положения о системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций учащихся и форме, порядке и периодичности текущего контроля по математике

Положениео системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций учащихсяи форме, порядке и периодичности текущего контроля по математике.1.      Общие положения....

Методическая разработка положения о системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций учащихся и форме, порядке и периодичности текущего контроля по математике

Положениео системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций учащихсяи форме, порядке и периодичности текущего контроля по математике1. Общие положения2. Цель и задачи разработки сист...

Положение о системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций и учебных достижений учащихся по русскому языку и литературе МБОУ «Славгородская СОШ" города Славгорода Алтайского края

Положение действует на основании Закона РФ «Об образовании»от 29.12.2012г, Типового положения об общеобразовательном учреждении,  Методического письма Министерства просвещения от 1 се...

Анализ системы оценивания знаний, умений и навыков в системе образовательного процесса

В данной работе проведён анализ различных систем оценивания знаний учащихся....

ДЕСЯТИБАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

. ДЕСЯТИБАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИДесятибалльная система оценивания знаний, умений, навы...