Индивидуальная работа с учащимися
статья на тему

Марина Александровна Симбирская

Главная задача работы с подростками состоит в умении понять новые требования общества к вступающим в самостоятельную жизнь подросткам, помочь им найти свое достойное место в мире взрослых, минимизировать трудности приспособления, уберечь от неверного пути.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnaya_rabota_s_uchashchimisya.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ,

    Главная задача работы с подростками состоит в умении понять новые требования общества к вступающим в самостоятельную жизнь подросткам, помочь им найти свое достойное место в мире взрослых, минимизировать трудности приспособления, уберечь от неверного пути.

 Ребенок – центральная фигура в любом образовательном учреждении. От его духовных, морально-нравственных, деловых качеств зависит его дальнейшая жизнь. В связи с этим возрастает значение и необходимость активной, действенной, целенаправленной и систематической воспитательной работы

    Одной из составляющих в воспитательном процессе является индивидуально-воспитательная работа. В этом важном деле каждый педагог должен определить степень своего участия в воспитательном процессе, в работе с подростками.

Индивидуальный подход в воспитательной работе – это не простое общение с детьми, это педагогической искусство, педагогическое мастерство. Выполнение этой задачи во многом зависит от умения педагога организовать и вести индивидуально-воспитательную работу, терпения и желания достичь конкретного результата. Знание индивидуальных особенностей подростков помогают качественно решить воспитательные задачи. Правильно организованная индивидуальная работа способствует формированию нравственной культуры, способности к самоорганизации.

Для умелого прогнозирования воспитательного процесса, достижения определенного уровня воспитанности подростков необходимо изучить и знать причины их поступков, научиться управлять их поведением. Успех в воспитательной работе зависит во многом от того, сумеет ли педагог при выборе средств воздействия на подростка найти ключ к уму и сердцу, учесть присущие конкретному подростку черты характера, психологические особенности, жизненный опыт, помочь раскрыть и реализовать свои возможности.

Под индивидуально-воспитательной работой понимается система психолого-педагогических воздействий по отношению к каждому подростку, направленная на максимально целесообразный учет его возрастных, социальных и индивидуально-психологических особенностей в целях всестороннего развития.

Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы формируются:

  • на основе всестороннего знания и учета индивидуальных особенностей воспитанников, изучения его личностных качеств, его сильных и слабых сторон (психолого-педагогическая характеристика, наблюдение, беседы с учеником, тренером, родителями);
  • осуществляется выбор оптимальных форм, методов, приемов психолого-педагогического воздействия в целях формирования у подростка необходимых положительных качеств и их дальнейшего развития, оказания помощи в выявлении причин имеющихся у них недостатков;
  • систематический анализ достигнутых результатов.

Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы:

  1. Создать психолого-социальные условия для успешной адаптации   воспитанников училища.
  2. Выявление психологических и социальных причин нарушения межличностных отношений воспитанников (если такие имеются).
  3. Организация и проведение мероприятий по коррекции нравственных представлений воспитанников,  изучение особенностей личности:
  • Изучение личностных особенностей учащихся
  • Диагностика  развития личности.  
  • Коррекция чувства неполноценности, неуверенности в своих силах, стабилизация самооценки.
  • Помощь в преодоление проблем, связанных с особенностями подросткового возраста.
  • Помощь в овладении методами самовоспитания, развития самостоятельности.
  • Развитие форм, средств и способов общения.
  • Работа по преодолению детских поведенческих проявлений в раннем юношеском возрасте.
  • Повышение мотивации к учебе и умственному труду.
  • Помощь в повышении уровня воспитанности
  • Помощь в овладении новыми знаниями.
  • Тесная работа с тренером и учеником, взявшим обязательства по предметам.
  1. Психолого-педагогическое просвещение родителей и тренеров.
  2. Консультационная работа с педагогами, родителями, тренерами, воспитанниками.

Основные принципы индивидуальной воспитательной работы:

  • Повседневное внимание каждому подростку, сочетаемое с высокой требовательностью и заботой о его жизни, быте, досуге. Все требования должны быть конкретными, понятными и определенными.
  • Органически сочетаться с уважением к воспитанникам
  • Соблюдение чувства меры в критике недостатков воспитанника и опора на его положительные качества. Критика должна быть принципиальной, доброжелательной. Критиковать можно поступки, но не личность.
  • Подход к подростку должен быть с “оптимистической гипотезой”, глубокой верой в него.
  • Недопущение стихийности и самотека в отборе и использовании путей и средств в решении воспитательных задач.
  • Оперативно реагировать на поведение каждого воспитанника.
  • Оперативно изменять формы и методы воздействия на личность при необходимости;
  • Планомерность в деле оказания воспитательного влияния на подростка.
  • Преемственность и согласованность воспитательных воздействий.

Методы и формы индивидуальной воспитательной работы.

Методы воспитательного воздействия – это конкретные пути и способы достижения определенной цели, совокупность средств, приемов, способов воздействия на сознание, чувства, волю, поведение с целью формирования необходимых качеств.

Индивидуальная воспитательная работа ведется по следующим направлениям:

  • Изучение документов личного дела.
  • Ознакомительная беседа. В ходе беседы необходимо показать дружеское расположение к воспитаннику, проявить искренний интерес, поощрять стремление подростка рассказать о себе.
  • Непосредственное изучение осуществляется в ходе беседы, наблюдения, смоделированной ситуации, совместной деятельности.
  • Психологическое изучение и рекомендации по совместной воспитательной работе с подростком.
  • Использование наказаний: порицание, выговор.
  • Учет нарушений ПВР.
  • Немедленное реагирование на нарушения поведения.
  • Использование поощрений: благодарность, похвальная грамота, звонки тренеру и родителям.
  • Групповые психологические (с психологом) и воспитательные занятия (тематические классные часы, диспуты, общешкольные мероприятия)
  • Вовлечение в занятия по интересам (поручения).
  • Моделирование проблемных ситуаций.
  • Использование критики.
  • Общие классные: дела: трудовые дела, культурно-массовые мероприятия, проведение досуга.
  • Воспитание успехом.

Характер бесед зависит от обстоятельств: ознакомительная, решающая воспитательные задачи, экстренная. Ознакомительную беседу проводит психолог, воспитатель. У каждого педагога свои цели беседы: получить впечатление о семье, уровне семейных отношений, о сформированности познавательных способностей, уровне воспитанности, состоянии психо-эмоциональной сферы, личностных качеств воспитанника, мотивации к учебе.

Индивидуальная работа ведется планово. Это позволяет систематизировать работу с воспитанниками, не упустить из поля индивидуального воздействия ни одного подростка. Индивидуальная работа ведется в соответствии  с определенными маршрутами для каждого воспитанника, графиком индивидуальной работы. Попутно идет и групповая работа по привитию нравственных качеств, обучение этическим нормам, воспитание   правовой культуры, сотрудничества, осуществляется патриотическое воспитание во время групповых воспитательных мероприятий.

Воспитатель прослеживают динамику изменений в поведении, эмоциональном состоянии, развитии познавательных способностей, повышению уровня воспитанности и т.д. Такие характеристики вносятся в журнал индивидуальной работы с воспитанником. Воспитатели в характеристике учитывают следующие результаты наблюдений, изменений личностного роста:

  • Взаимоотношения в коллективе, с воспитателем, культура общения.
  • Отношение к внешнему облику, речевая культура.
  • Как ориентируется в различных жизненных ситуациях.
  • Как адаптировался в коллективе.
  • Преобладающие эмоциональные состояния.
  • Развитие волевых качеств.
  • Отношение к порученному делу
  • Отношение к учебе.
  • Нравственная культура.
  • Отношение к родителям, родным.
  • Отношение к самому себе.
  • Изменения в поведении, достижения, что не удалось сделать.
  • Нарушения в поведении.
  • Поощрения.

Воспитатель в своей характеристике, которая также заносится в журнал индивидуальной работы с воспитанником, учитывает следующее:

  • Как относится к учению? Проявляет ли интерес к занятиям, любознательность, творческий подход в учении.
  • Уровень развития познавательных способностей.
  • Способность работать самостоятельно
  • Причины плохой успеваемости: запущенность материала, неумение учиться, нежелание, отсутствие силы воли, лень.
  • Работоспособность на уроке.
  • Мотивация учения
  • Устойчивость познавательных интересов.
  • Методы коррекции на следующий период.

Психологическая характеристика ученика составляется по следующим направлениям:

  • Состояние эмоционально-волевой сферы.
  • Уровень тревожности.
  • Уровень агрессивности.
  • Нравственная культуры подростка.
  • Самооценка.
  • Уровень притязаний.
  • Общительность
  • Самокритичность
  • Стремление к успеху.
  • Развитие волевых качеств
  • Самоконтроль

В  коллективах отделения функционируют элементы ученического самоуправления. На  первом собрании учащиеся выбирают актив класса,   распределяют поручения.

Актив класса совместно с воспитателем или самостоятельно, оказывают помощь учащимся, у которых возникают проблемы в той или иной области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная работа с учащимися

Карточки и тесты для индивидуальной работы с учащимися...

Программа индивидуальной работы с учащимися.

Предназначена для классного руководителя....

«Организация индивидуальной работы с учащимися на уроке математики»

Выступление на ГМО учителей математики «Организация индивидуальной работы с учащимися на уроке математики». Сегодня это очень актуальная тема. Учитель, применяющий индивидуальный подход к каждому ребе...

«Дневник индивидуальной работы с учащимся» для классных руководителей

««Дневник индивидуальной работы» поможет социальному педагогу и классному руководителю, в решении  проблем с документацией. Он регулярно заполняется и хранится у социального педагога, помог...

Дневник индивидуальной работы с учащимся

«Дневник индивидуальной работы» поможет классному руководителю в решении  проблем с документацией. Он регулярно заполняется и хранится у классного руководителя, помогает лучше узнать ученика, осо...

Доклад: «Организация индивидуальной работы с учащимися состоящими на внутришкольном учёте»

Доклад: " Организация индивидуальнойц работы с учащимися состоящими на внутришкольном учёте"....

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯКЛАССА СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ       ПЕДАГОГ  ДЕГТЕВА- РОДИНА ГАЛИНА НИКОЛАЕВ...