Эссе "Портфолио учителя как показатель профессиональной компетентности". Публикация.
статья на тему

Пестрякова Надежда Ивановна

Данный материал был опубликован в рамках участия в VII Международном педагогическом форуме "Формирование профессиональной компетентности современного педагога", г Санкт-Петербург. 2015 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_pestryakovoy_n.i.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

Тюменская область, ХМАО,

г.Покачи

МАОУ СОШ  № 1

 Эссе на тему:

«Портфолио учителя как показатель профессиональной компетентности».

Пестрякова Надежда Ивановна,

учитель музыки,

стаж работы 35 лет,

высшая квалификационная категория.

Тема, которую я раскрываю в своем размышлении, является особенно важной в настоящий момент. Жизнь показывает, что есть проблемы музыкального воспитания детей в современной ситуации кризиса культуры и образования. Происходит снижение нравственного, эстетического уровня образования и культуры, поэтому тщетны наши воззвания к прекрасному, доброму, вечному.

В обществе сегодня культивируются другие ценности и идеалы. Только образование, способствующее становлению личности, её неповторимой индивидуальности, духовности, раскрытию творческого потенциала, способно поддерживать на должном уровне духовные ценности общества. Поэтому воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений, навыков, а должно быть органично включено в него.

Урок музыки всегда является мощным средством эстетического и нравственного воспитания школьников. В содержание ФГОС второго поколения входит в том числе и музыкальная деятельность, способствующая личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Такая работа с учащимися требует от учителя музыки большой самоотдачи, компетентности.

Философия жизни современного учителя – сложное и многогранное проявление духовного мира его личности. Философская культура учителя становится основой современного типа образования, необходимый элемент его профессиональной компетентности. Без осознанного мировоззренческого самоопределения трудно выбрать направление и способы социальной, профессиональной и личностной самореализации.

Быть компетентным – значит быть самостоятельным, предприимчивым и ответственным. Компетентностный педагог – это педагог, знающий основы педагогической науки и нормативное обеспечение, теории и методики обучения и воспитания, владеющий практикой их применения. В том числе педагог должен быть мобильным и конкурентноспособным на рынке образовательных услуг.

В концепции модернизации образования определены 5 основных компетентностей, которые являются характеристиками не только выпускника ОУ, но и педагога XXI века:

1. Компетенции в сфере познавательной деятельности;

2 .Компетенции в сфере гражданско-общественной деятельности;

3 .Компетенции в сфере социально – трудовой деятельности;

4. Компетенции в сфере бытовой деятельности;

5. Компетенции в сфере культурно - досуговой деятельности.

              Итак, государственная политика направлена на создание единого образовательного пространства и как результат такой деятельности – интеграция российской системы образования в европейское образовательное сообщество.

              Как помочь педагогу  сориентироваться в новых современных условиях, когда в условиях системы модернизации общего образования обновляются профессиональные требования к педагогу? Акцент переносится с профессиональных знаний на уровень профессиональной компетентности – т.е. изменяются содержание и формы квалификационных испытаний работников образования, которые должны отражать современные цели и задачи системы образования.

             Согласно действующему Положению об аттестации "…аттестация педагогических работников проводится на основе экспертной оценки уровня квалификации, профессиональной компетенции, качества и результативности педагогической деятельности".

             Одной из форм проведения аттестационных испытаний педагогических работников является портфолио педагога.

             Философия портфолио заключается в том, чтобы показать "всё, на что способна конкретная личность за определенный промежуток деятельности". Смещение акцента с того, чего не знаю и не умею, на то, что знаю и умею.

             Идея создания портфолио очень удачно соотносится с концепцией модернизации российского образования, суть которой – создать условия, обеспечивающие "запуск" механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности и способствующие мотивации достижения успеха.

             Значение слова произошло от франц. Porter - излагать, формировать, нести и folio означает "лист", "страница". В переводе с итальянского слово "портфолио" означает "папка с документами", "папка специалиста". Словом, портфолио – это досье, собрание достижений, фиксация успехов.

             Само понятие пришло из Западной Европы XV – XVI веков. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам наброски своих строительных проектов в особой папке, которую называли "портфолио".  Представленные документы позволяли заказчикам составить впечатление о профессиональных качествах претендентов. Сам термин "портфолио" пришёл в педагогику из политики и бизнеса. Каждому знакомы понятия "министерский портфель", "портфель инвестиций". Портфолио могут быть служебные, профессиональные, деловые и т.д.

Основное предназначение портфолио – смещение акцента с оценки на самооценку. Т.е. показать всё, на что способен хозяин портфеля. Сегодня широкое применение портфолио и активная его разработка ведётся в рамках предпрофильной подготовки. Портфолио обучающегося выполняет роль индивидуальной накопительной оценки и т.о. помогает определить рейтинг обучающегося. Портфолио в данном случае выступает одной из форм (одним из методов) педагогической диагностики обучающегося.

Как в мировой, так и в отечественной практике портфолио рассматривается не только как средство педагогической диагностики обучающегося, но и как:

  • метод оценки профессионализма педагога;
  • банк собственных профессиональных накоплений (система накопления документов). Т.о. портфолио – это набор материалов, демонстрирующий умение педагога решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровень профессионализма работников;
  • результат самообразования;
  • как одна из форм для определения рейтинга профессионального мастерства педагога.

        Чтобы разработать портфолио, необходимо определить цель его создания - "Для чего?". Это постановка вопроса, открытой, комплексной задачи, формулировка проблемы. Само портфолио служит свидетельством степени достижения поставленной (перед самим собой) цели.

Целевые ориентиры портфолио для педагога:

  • систематизация и обобщение опыта;
  • определение направления дальнейшего развития;
  • объективная оценка профессионального уровня;
  • помощь в развитии карьеры;
  • социальное партнерство (с детьми, родителями, коллегами);

Главное помнить, что основной целью портфолио является реализация компетентностного подхода, соответствующего идеологии практико-ориентированного обучения.

Итак, портфолио педагога представляет собой:

  • набор документов, фиксирующих профессиональное развитие (дипломы, сертификаты, справки, грамоты, заключения аттестационной комиссии, характеристики, рекомендации и т.д.);
  • методический "портфель" - описание используемых методов работы с анализом их эффективности, наиболее удачные методические разработки, примеры творческих работ;
  • описание процесса и результатов работы;
  • результаты аттестаций и иных видов оценки работы педагога.

           Педагог искусства 21 века должен обладать универсальными способностями, креативным стилем педагогического мышления, уметь организовать учебную деятельность в условиях комфортной образовательной среды, обладать информационной компетенцией.

          Профессиональная позиция педагога искусства – это преданность своей профессии, совершенствование мастерства педагогического мастерства, достижение необходимых результатов, знание современных технологий, которые позволяют быть конкурентноспособным в условиях образовательных услуг. Развивая свою индивидуальность средствами профессии, осознавать перспективу, зону ближайшего развития, способствовать становлению личности, её неповторимой индивидуальности, духовности, раскрытию творческого потенциала, способности поддерживать на должном уровне ценности общества, его менталитет, гарантировать их обогащение и развитие.

            В идее портфолио заключены большие возможности для модернизации системы образования и дополнительного образования в том числе. Ценность портфолио, на на мой взгляд, состоит в том, что он позволяет участникам образовательного процесса развивать или формировать когнитивно-личностные качества (компетентности), которые выдвигаются миром образования и труда как необходимые каждому человеку для активного участия в жизни современного демократического информационного общества. 

Список литературы

  1. Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе / Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. – М.: Просвещение, 2011. – 190с. – (Работаем по новым стандартам). –ISBN 978 -5-09-022055-2.
  2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект /Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова, – Просвещение, 2008. – 39 с – (Стандарты второго поколения) – ISBN 978 -5-09-019046-6.
  3. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – 48с. – (Стандарты второго поколения) – ISBN 978 -5-09-020559-7.
  4. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009. – 48 с. – (Стандарты второго поколения) – ISBN 978 -5-09-020813-0.
  5. Т.В. Красноперова, к.п.н. статья «Современный урок музыки в условиях реализации ФГОС» // Проблемы и перспективы развития общего и профессионального музыкального образования в условиях реализации ФГОС нового поколения: материалы Международной заочной научно-практической конференции, 12-19 апреля 2013 г., г. Абакан / под ред. Н. П. Шишлянниковой.
  6. Красноперова Т.В. Образование как система конструирования собственного образа. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 22 августа. http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-5.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru. 
  7. Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении: Научно-методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 63 с.  ил. (Серия «Новые стандарты»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности учителя русского языка и литературы МОУ "Основная образовательная школа №10 г.Вольска Саратовской области" Долговой Елены Владимировны

Таблица критериев и показателей профессиональной компетентности и результативности деятельности учителя-словесника отражает отчетный период 2007-2012 год. Ссылки на документы даны в графе "Подтверждаю...

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ. ПОДГОТОВКА К ЕГЭ И ГИА ПО НОВОЙ ФОРМЕ.

доклад на тему: "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ  УЧАЩИХСЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ.ПОДГОТОВКА К ЕГЭ И ГИА ПО НОВОЙ ФОРМЕ."...

«Показатели профессиональной компетентности при аттестации на первую и высшую квалификационные категории учителей»

Выступление с докладом по аттестации учителей в соответствии с новым порядком....

Статья "Электронный портфель учителя иностранного языка как показатель профессиональной компетентности"

Выступление на теоретико-методологическом семинаре в педагогическом колледже....

Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности учителя

Критерии и  показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности учителя...

Тезисы доклада: Мониторинг физического развития учащихся как показатель профессиональной компетентности учителя физической культуры

Выбирая конкретные объекты педагогиче­ского мониторинга, мы исходим из того, что мони­торинг является элементом системы инфор­мационного обеспечения компетентных педагогических решений. Мониторинг на ...