Активные методы обучения в образовательном процессе
методическая разработка на тему

Алексеева Валентина Георгиевна

Образовательные технологии. Активные методы обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_tehnologiya_amo_-_kopiya.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Активные методы обучения в образовательном процессе.

Содержание

Введение                                                                                                   2

Классификации активных методов обучения                                       3                                                                                        Характеристика активных методов обучения                                       5 Подробный конспект образовательного мероприятия                         7

Введение

Известно, что привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра. Дети с большим удовольствием играют с друзьями во дворе или на переменках, и с гораздо меньшей охотой читают серые скучные учебники и огорчаются необходимости запоминать придуманные взрослыми длинные заумные фразы. Значит надо использовать игру для обучения, объединив эту форму организации деятельности и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы.

 Изменения в обществе и экономике, стремительно развивающиеся, требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным; находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни

Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются создание благоприятных условий для реализации природных способностей, а также раскрытие и развитие потенциала ребенка.

 Преимущества игровой среды очевидны. В ней отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, проявить инициативу и самостоятельность. Поэтому именно естественная игровая среда является оптимальной для достижения целей, которые ставит перед школой общество. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду как на уроке, так и во внеклассной деятельности. 

Цель работы: рассмотреть активные методы обучения.
Задачи:
1. Выделить теоретические основы активных методов обучения;
2. Рассмотреть классификации активных методов обучения.

Особенности методов

Появление методов активного обучения связано со стремлением преподавателей  активизировать познавательную деятельность обучающихся. В образовательном процессе в явном виде проявляется три вида активности: мышление, действие и речь. Например, на лекции используется мышление (в первую очередь память), на практическом занятии - мышление и действие, в дискуссии - мышление,   речь и иногда эмоционально-личностное восприятие, в деловой игре - все виды активности, на экскурсии - только эмоционально-личностное восприятие. Экспериментальные данные свидетельствуют, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20-30% информации, при самостоятельной работе с литературой -  до 50%, при проговаривании -  до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой игре) - до 90%. Отсюда следует, что применение методов активного обучения наиболее эффективно в образовательном процессе.

Классификации активных методов обучения.

Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения. Причина этого в том, что пока нет общепринятого определения активных методов. Поэтому иногда  к методам активного обучения относят современные формы организации обучения такие, как обучение в сотрудничестве, интерактивный семинар, проблемное обучение, обучающие игры, тренинг. В других случаях, авторы сужают понятия АМО, относя к ним отдельные методы, решающие конкретные задачи, как, например, в определении, размещенном в глоссарии федерального портала российское образование:

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. (http://www.edu.ru/index.php?op=word&page_id=50&wid=11).

Возможности активных методов различны не только в смысле «активизации учебной и учебно-производственной деятельности», но и в смысле многообразия достигаемых образовательных эффектов тоже. Помимо диалога, активные методы используют и полилог, обеспечивая многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса.

К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.   

АМ начала образовательного мероприятия

Такие методы, как «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Измерим друг друга» или «Летающие имена» эффективно и динамично помогут вам начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.

АМ выяснение целей, ожиданий и опасений

Такие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.

АМ презентации учебного материала

В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Стриптиз», «Кластер», «Мозговой штурм» позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.

АМ организации самостоятельной работы над темой

Для работы над темой урока можно использовать методы «Ульи», «Визитные карточки», «Экспертиза», «Карта группового сознания». Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор», «Приоритеты», «На линии огня». Для представления материала самостоятельной работы обучающихся – «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка».

Активные методы релаксации

Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 5 – 10 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы «Энергия - 1», «Роботы», Постройся по росту», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Шест», и многие другие позволят вам это сделать, не выходя из класса.

АМ подведения итогов урока

Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы как: "Мухомор", «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Ресторан», «Комплименты». Эти методы помогут вам эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.

Характеристика активных методов обучения.

Процесс возрастания объема информации и объема знаний в информационном обществе стремителен и бесконечен, чтобы обеспечить конкурентоспособность специалистов, экономики, страны на мировом рынке необходимо непрерывно осваивать постоянно появляющиеся новые знания и умения. Однако, невозможно бесконечно увеличивать сроки обучения. Решение данного противоречия, необходимо искать на пути интенсификации получения образования, именно поэтому активные методы обучения сегодня становятся важной составляющей образовательного процесса.

Активные методы обучения совместно с технологией модерации как раз и позволяют за счет новых форм представления информации, ее восприятия, обсуждения, анализа и осмысления повысить в несколько раз эффективность и качество обучения.

Кроме интенсификации освоения учебной информации, АМО позволяет так же эффективно в процессе урока и во внеклассной деятельности осуществлять воспитательный процесс. Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества.

Параллельно с обучением и воспитанием, применение АМО в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся так называемых мягких или универсальных навыков. К ним обычно относят способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др. А сегодня многие уже понимают, что, несмотря на свою мягкость, эти навыки в современной жизни играют ключевую роль как для достижения успеха в профессиональной и общественной деятельности, так и для обеспечения гармонии в личной жизни.

Это далеко не все эффекты, которые проявляются при использовании АМО, но и они уже убедительно показывают преимущества использования активных методов обучения.

Таким образом, использование АМО и технологии модерации позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся, уверенности и мотивированности учителя, соответствия результатов деятельности школы ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества.

В качестве иллюстрации ко всему выше сказанному предлагаю вам подробный конспект урока. Урок  построен на основе технологии модерации с использованием АМО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения в образовательном процессе

В данной работе описан мой опыт работы по географии в эколого-патриотическом направлении...

Курс "Технология модерации и активные методы обучения в образовательном процессе"

Материалы данного курса представлены на сайте Международного Института Развития «ЭкоПро» Образовательного портала Мой университет  http://www.moi-universitet.ru/ Подробное описание данной технол...

Использование активных методов обучения в образовательном процессе

Использование АМО позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся, уверенн...

Конспект - урока на конкурс "Активные методы обучения в образовательном процессе"

Аннотация урока.Третий открытый профессиональный  конкурс  педагогов «Активные методы обучения в образовательном процессе». Тема урока: What’s your favorite subject?Предмет: Английский ...

Активные методы обучения в образовательном процессе.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала....

Активные методы обучения в образовательном процессе. Интегрированный урок "Понятие о предложении".

Интегрированный урок русского языка и истории "Понятие о предложении" предусматривает прочное усвоение материала. К уроку прилагается интересная презентация, активизирующая мыслительную деятельность у...