Организация проектно-исследовательской деятельности в школе через интеллектуальные метапредметные игровые проекты
статья на тему

Андросова Виктория Евгеньевна

Технологии организации проектно-исследовательской деятельности в гимназии в условиях ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ИГРОВЫЕ ПРОЕКТЫ

                                                           

Санкт-Петербург

2012

Описание педагогического проекта

Тема: Организация проектно-исследовательской деятельности в школе через интеллектуальные метапредметные игровые проекты

Аннотация

  • Характеристика образовательного учреждения

Эффективность и успешность образовательного процесса, формирование  гармоничного уклада гимназии, перспективы её развития являются продуктом синтеза многих факторов. Гимназия № 159 «Бестужевская» расположена в районе, отдалённом от центральной части города, соответственно, от большинства культурных и исторических очагов (музеи, театры, памятники архитектуры и др.). Не случайно она носит имя генерал-фельдмаршала графа Алексея Петровича Бестужева – дипломата, великолепно образованного, значимого государственного деятеля своей эпохи, пережившего периоды правления нескольких государей. Дипломатия, внешняя политика – изучение этого аспекта его деятельности даёт перспективы для развития коммуникативной сферы гимназистов, исторический уклон повышает возможность формирования у них навыков исследовательской деятельности. Педагогический коллектив нацелен на повышение образовательных результатов, на приобретение системообразующего стержня для развития образовательной системы и на поступательное формирование уклада гимназии.

  • Проблемы и противоречия.

Выявляются лакуны, связанные с поиском характерных свойств, присущих именно Бестужевской гимназии. Противоречия характеризуются недостаточностью культурологической составляющей в целевом компоненте развития гимназии, отсутствием системности в организации и взаимосвязи учебной и воспитательной деятельности.    

Гимназия готова решать названные проблемы, стремясь стать в микрорайоне центром культуроориентированной образовательной деятельности. Гимназия способна участвовать в педагогическом проекте, результатом которого является создание педагогического продукта, полезного в качестве модели для других образовательных учреждений подобного типа. 

Для решения проблемных задач привлекается сплочённый профессиональный педагогический коллектив

- 24 педагога имеет высшую квалификационную категорию, 18 – первую, 1 кандидат наук, 1 аспирант РГПУ им. А.И. Герцена, 3 победителя конкурса лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование»;

- педагоги гимназии активно участвуют в конкурсах педагогических достижений районного и городского уровней.

Учитываются достаточно высокий уровень образовательных результатов:

- средний балл  ЕГЭ  по русскому языку составил 69,16, по английскому языку – 77,38,  по истории – 69,17,  по литературе – 68,75, по обществознанию – 70,58; за последние два года две ученицы получили 100 баллов по русскому языку и литературе соответственно;

- учащиеся гимназии традиционно являются призерами и победителями олимпиадно-конкурсного движения в районе и городе, лауреатами и победителями районных, городских, межрегиональных научно-практических конференций: «Первые шаги в науке», «Шаг в будущее», «Сервантесовские чтения», «Лицейские чтения», «Наследники Ломоносова», «Интеллектуальное возрождение», «У Крюкова канала», гимназические чтения «Конференция победителей» и др.;

- наблюдается стабильная востребованность гимназии контингентом поступающих (наметилась тенденция к увеличению контингента гимназии, количество желающих поступить в 1 класс значительно превышает количество имеющихся мест в 1-х классах).

Принимается во внимание нацеленность педагогического коллектива, учащихся и родителей на позитивные изменения. По данным анкетирования свыше 70% родителей учащихся хотят, чтобы гимназия имела характерные отличия, определяющие ее престиж, высокий статус на уровне района и города, оригинальную воспитательную систему; свыше 65% старшеклассников хотят, чтобы в гимназии были собственные «фирменные» мероприятия; свыше 80% учителей хотят, чтобы гимназия имела высокий статус на уровне района и города.

Отмечается удачный опыт реализации школьного исследовательского макро-проекта в рамках ежегодной городской межпредметной олимпиады, организованной НИИ общего образования РГПУ им. А.И. Герцена и ГМП «Исаакиевский собор» - «Музей – культур, талантов и идей связующая нить» (гимназия заняла 3-е место в 2011/2012 уч. г. и стала победителем в номинации «Самое оперативное решение»); участие гимназии в экспериментальной работе по освоению культурологического наследия в рамках творческого сотрудничества с  РАО «Северо-Западное отделение» по теме «Проектирование культурно-образовательной среды на базе музеев России».

  • Актуальность темы определена вызовами времени и требованиями к процессу и результатам современного образования, отражёнными в ФГОС второго поколения. Особенно это касается организации проектной деятельности учащихся, ориентации на самостоятельность учащихся в различных видах деятельности, а также формирования у них совокупности универсальных учебных действий (постановка цели, выявление проблем и выбор решения, поиск и анализ информации, формулирование выводов, убедительно-эстетичное представление работы и др.).

Важность обусловлена требованиями, сформулированными в материалах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» («Основные направления развития общего образования», п. 1. «Переход на новые образовательные стандарты»): предполагается, что ученик будет обладать «целостным социально ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий», что возможно «лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов».

Своевременность данной работы подтверждается запросами «Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 «Петербургская школа 2020» и «Концепции развития системы образования Калининского района Санкт-Петербурга на 2011-2015 гг. с перспективой до 2020 г.». Данный проект развивает и углубляет основные направления образовательной программы гимназии.

  • Цель – создание системы культуроориентированных развивающих и обучающих метапредметных игровых проектов как основы усиления культурологического компонента уклада гимназии.

 

  • Задачи

- создание из сотрудников гимназии инициативной группы участников реализации проекта, определение основных направлений деятельности  творческих коллективов;

- создание методики разработки интеллектуальных метапредметных игровых проектов;

- разработка системы горизонтальных и вертикальных организационных и педагогических связей, отражающих интегративный характер проекта.  

  • Ключевая гипотеза. Разработка и внедрение на основе системно-деятельностного подхода комплекса культуроориентированных развивающих и обучающих метапредметных игровых проектов позволит повысить образовательные результаты в части формирования у учащихся универсальных учебных действий и окажет положительное воздействие на формирование культурологического компонента уклада гимназии.

 

  • Комплекс основных мероприятий

- разработка научно-методических рекомендаций по осуществлению проекта;

- организация творческих педагогических коллективов по основным направлениям проекта (проектно-исследовательская деятельность учащихся, межпредметная интеграция, интеграция урочной и внеурочной деятельности, организация внутришкольных мероприятий, мониторинг и диагностика и т.д.);

- разработка ряда метапредметных игровых проектов для учащихся;

- разработка методов сопровождения проектно-исследовательской деятельности учащихся в контексте решаемой проблемы;

- определение методов мониторинга и диагностики;

- повышение квалификации педагогических кадров в русле проблемы;

- привлечение специалистов по научным и сопутствующим вопросам.

Этап

Содержание

Сроки

Проектировочный

Разработка концепции проекта и научно-методических рекомендаций, разработка ключевых моментов проекта, анализ ресурсов, определение основных направлений и стратегии деятельности, создание временных творческих коллективов.

декабрь 2012– январь 2013

Технологический

Анализ собственного и передового педагогического опыта, создание методики разработки интеллектуальных метапредметных игровых проектов с культурологическим системообразующим компонентом.  Разработка методик сопровождения проектно-исследовательской деятельности учащихся. Разработка системы горизонтальных и вертикальных организационно-педагогических связей, отражающих интегративный характер педагогического проекта.

Внедрение разработок.

Февраль 2013 - январь 2014

Рефлексивный

Фоновый мониторинг успеваемости, диагностика отдельных позиций, анализ результатов, внесение коррективов в исходные положения.

Февраль 2014 – май 2014

  • Стратегия достижения планируемых результатов

Теоретические методы

  1. Анализ литературы по изучаемой проблеме
  2. Мысленный эксперимент

2. Теоретическое моделирование

Эмпирические методы

1. Педагогическое наблюдение (фиксация и анализ поведения, проявления детей в системе учебных и общественных отношений, их деятельности).

2. Сбор и статистическая обработка полученных данных: анкетирование, тестирование, интервьюирование, сбор высказываний и суждений детей, учителей и родителей.

3. Педагогический эксперимент.

4. Мониторинг успеваемости.

5. Диагностические исследования по отдельным позициям

Методы обучения и творческой активизации участников проекта

  1. Проблемный семинар
  2. Круглый стол
  3. Мозговой штурм
  4. Анализ конкретных ситуаций
  5. Работа в творческой группе
  6. Работа в проблемном творческом педагогическом коллективе
  7. Индивидуальное собеседование
  8. Научная консультация

  • Ожидаемые эффекты, продукт

Для гимназии: усиление культурологического компонента уклада, сплочение коллектива при решении общих задач, обретение ряда внутренних «фирменных» мероприятий, связывающих урочную и внеурочную деятельность, привлечение внимания к гимназии, развитие системы внешних связей.  

Для учащихся: улучшение образовательных результатов, развитие определённых групп универсальных учебных действий (проектно-исследовательских), повышение мотивации к учёбе и участию во внеклассной работе, пополнение портфолио.

Для родителей: укрепление семейных связей при выполнении специальных совместных заданий в рамках игр-проектов, повышение заинтересованности в успешном развитии гимназии.

Для учителей: повышение профессиональной квалификации, пополнение портфолио, освоение новых методик в русле новых ФГОС.

Педагогический продукт представляет собой пакет разработок интеллектуальных метапредметных игровых проектов, методику разработки подобного игрового проекта, методические рекомендации по реализации педагогического проекта.  

 

  • Оценивание результатов (реализация обратной связи)

Ведётся в двух направлениях. Оценивание образовательных (в частности, метапредметных) результатов ведётся с применением методик образовательной системы «Школа 2100». Оценивание процесса реализации проекта осуществляется как по собственным методикам, так и с привлечением экспертов в области педагогики и психологии.

  • Степень новизны проекта и возможная диссеминация опыта

Новизна выражается в метапредметном характере полученного результата, а также в создании новой системы взаимосвязанных игровых проектов и педагогических мероприятий. Возможно распространение  на уровне системы школ, решающих образовательные задачи подобного типа, на уровне района.  

  • Ресурсы

Кадровый состав, готовый к реализации проекта: коллектив учителей начальной школы и учителей дисциплин гуманитарного цикла. Уровень квалификации учителей – первая и высшая квалификационная категория. 100% учителей начальной школы повысили свою квалификацию в области ФГОС второго поколения, 100% учителей гуманитарного цикла повысили свою квалификацию в области современных инновационных технологий. Многие учителя являются членами районных творческих групп, олимпиадных комиссий, экспертами ЕГЭ и ГИА, подготовили лауреатов и победителей олимпиад, конкурсов, научно-практических конференций районного и городского уровней. Также планируется привлечение к решению задач проекта учителей других дисциплин.

Материально-техническая база, соответствующая задачам проекта. Для реализации задач проекта в гимназии имеется библиотека, локальная компьютерная сеть, позволяющая выходить в глобальную сеть Интернет, малый актовый зал, компьютеры – 58, 5 интерактивных досок, 9 ноутбуков, 29 мультимедийных проекторов, принтеры и МФУ – 29 шт., сканеры – камера-документ – 1. Многие учебные кабинеты оснащены телевизорами, магнитофонами, видеотехникой. 

Имеющаяся материально-техническая база будет использована для организации исследовательской и проектной деятельности учащихся, для организации обучения педагогов-участников проекта, для подготовки методических материалов в рамках реализации проекта, для осуществления мониторинга, диагностических исследований по программе проекта. Также планируется использовать возможности социальных партнеров гимназии: учреждений высшего профессионального образования, учреждений дополнительного образования района и города, различных общественных институтов, предприятий-шефов.

Методические ресурсы. Для реализации задач проекта в целях научно-методического сопровождения планируется привлечение специалистов НИИ общего образования РГПУ им. А.И. Герцена, специалистов ГБОУ ИМЦ Калининского района Санкт-Петербурга, специалистов ГБОУ ЦПМСС (педагог-психолог), специалистов по работе со школами ГМП «Исаакиевский собор».

  • Финансирование

Источники финансирования – бюджетные. Предполагаемый бюджет проекта – 45000 рублей на два года.

Основные мероприятия:

- организация диагностических исследований, мониторинга по программе проекта;

- создание условий для исследовательской и проектной деятельности учащихся;

- повышение профессиональной квалификации педагогов;

- обеспечение методической литературой участников проекта;

- организация взаимодействия с социальными партнерами для реализации задач проекта.

Возможно привлечение к реализации мероприятий проекта предприятий-шефов,  различных общественных институтов.

  • Перспективы развития

Предполагается полученный педагогический продукт использовать как основу для формирования уклада гимназии с усиленным культурологическим компонентом. Планируется развивать и обогащать систему разработанных мероприятий в целях повышения эффективности работы гимназии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический проект на тему : «Организация проектно – исследовательской деятельности обучающихся на уроках литературы как способ достижения метапредметных результатов».

1.Актуальность .        Методический проект разработан на основе  обобщения педагогического опыта , в котором найдены и апробированы типовые решения педагогичес...

Тема «Применение технологии проектного обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся».

Модернизация российского образования требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Обращение к таким формам обучен...

Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся как один из эффективных методов формирования метапредметных результатов

Однако сегодня приоритетным становится  не сумма знаний, а сам путь познания, так как учеба как простое воспроизведение знаний уже не отвечает современным требованиям модели  выпускника....

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе

В статье представлен опыт работы учителя русского языка и литературы по организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся....