Статья на тему "СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ"
статья на тему

Рапшина Ирина Александровна

Стать знакомит с этапами системы контроля достижения образовательных результатов обучающихся.  В статье сделан акцент на результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с ФГОС. Рассказывается об  итоговой оценке за выполнение проектной, исследовательской работы и примерные критерии их выставления.

Также в статье отмечено, что соблюдение указанных принципов контроля позволит учителю организовать образовательный мониторинг – постоянное отслеживание хода образовательного процесса в целях выявления и оценивания его промежуточных результатов, факторов, их определяющих, а также принятие и реализация управленческих решений по регулированию и коррекции, позволяющий успешно предупреждать  не успешность обучения и способствовать обеспечению качества образования, реализации задач Стандарта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья20.14 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Система контроля достижения образовательных результатов обучающихся должна включать следующие этапы:

1. Текущий контроль проводится как во время, так и после каждого логического этапа урока (отработки понятия, термина, причинно-следственной связи, действия, учебного приема и т. п.).
Цель текущего контроля - не «поставить оценку за работу на уроке», а выявить эффективность процесса учения каждого обучающегося, уровень достижения запланированных результа тов; причины, препятствующие достижению цели данного этапа урока и внести оперативные корректировки в образовательный процесс для обеспечения запрограммированного образовательного результата. Безоценочный контроль на данном этапе способствует и формированию положительного психологического климата, так как нацелен на выявление проблем, возникающих в процессе обучения, и их решение, На данном этапе эффективны само- и взаимоконтроль. Формы контроля - беседа, выполнение упражнений, учебной задачи и т. п.

  1. Промежуточный контроль шроводится с аналогичной целью после отработки подсистемы (блока) контролируемых элементов - урока. Учитель отслеживает достижение образовательного результата всеми обучающимися. Отрицательные оценки не выставляются. Формы контроля - выполнение заданий, беседа, тестирование и др.
  2. Предварительный контроль проводится после отработки системы контролируемых элементов (темы, раздела) согласно главной цели контроля. Результат контроля оценивается у каждого школьника. Обучающиеся должны быть заранее ознакомлены с вопросами предварительного контроля, типом контрольных заданий. Формы контроля - практическая работа, пилотный проект, тестирование, творческое задание, составление комплексной характеристики объекта, аналитический ответ и т. п.

Целесообразной является возможность обучающихся повысить свой результат. Темы, выносимые на школьный мониторинг знаний по каждой учебной дисциплине, определяются значимостью темы в общей логике предмета; Форма проведения диагностической работы определяется учителем. Содержание работы - основные предметные и метапредметные результаты, указанные в программе.

4. Итоговый контроль проводится после отработки предметных и метапредметных результатов учебного курса. При итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной   образовательной   программы   основного   общего образования должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач. Формами итогового контроля могут быть выполнение и защита проектных, исследовательских, творческих работ.

Согласно Стандарту итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования включает результаты:

-промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования,"

-государственной (итоговой) аттестации выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Проведение итогового контроля в форме выполнения и защиты творческих (проектных, исследовательских) работ позволяет углубить знания школьников в выбранной ими предметной
области; способствует формированию научного мышления, развитию индивидуальных способностей, приобретению опыта исследовательской работы; является эффективным средством реализации идей Стандарта. Кроме того, в результате работы создается произведение, позволяющее использовать его в образовательном процессе. Недостатком такой формы контроля является отсутствие возможности проверить овладение конкретным школьником всем перечнем контролируемых результатов.

Творческая работа должна:

- быть самостоятельной (индивидуальной или групповой), проектной или исследовательской (не скопированной в сети Интернет), выполненной на протяжении продолжительного времени (не менее 1/3 учебного года), при консультативном сопровождении учителя;

- представлять собой продукт, который может быть использован в образовательном процессе школы (разработка экскурсии, мультимедиапроизведение, видеофильм, слайд-фильм, макет, картографическое произведение, справочник, дидактический материал, компьютерная программа, геоинформационная система и др.).

Итоговая оценка за выполнение проектной, исследовательской работы выставляется исходя из следующих примерных критериев:

- «5» - работа носит исследовательский характер, в ней отражены итоги самостоятельной деятельности автора(ов); создан учебный наглядный, дидактический материал, который можно
использовать на уроках, то есть имеющий практическую значимость; создано картографическое, аудио-, видео-, мультимедийное произведение по замыслу и силами автора(ов), которое
можно использовать в школьной практике;

- «4» - работа носит поисковый характер, имеет красочное четкое оформление, что позволяет использовать ее в качестве дидактического материала; использован объемный ряд литературных и других источников;

- «3» - работа носит формальный описательный характер, содержит известный материал; работа соответствует теме, но ее практическое применение не представляется возможным ввиду
известности материала или низкого качества оформления.

Тестирование как форма итогового контроля позволяет вы явить уровень теоретической подготовки обучающихся, но не позволяет в полной мере оценить уровень умений, возможность творческого применения знаний; проявляться индивидуальность школьника. Тем не менее, проведение процедуры аттестации образовательных учреждений, экзаменов в тестовой форме заставляет учителей не пренебрегать ею.

Соблюдение указанных принципов контроля позволит учителю организовать образовательный мониторинг – постоянное отслеживание хода образовательного процесса в целях выявления и оценивания его промежуточных результатов, факторов, их определяющих, а также принятие и реализация управленческих решений по регулированию и коррекции, позволяющий успешно предупреждать неуспешность обучения и способствовать обеспечению качества образования, реализации задач Стандарта. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание модели мотивационной образовательной среды достижения образовательных результатов обучающихся в условиях реализации ФГОС ОО

Практическая значимость  разработанной  модели  обусловлена  тем, что  на ее основе может быть  организован  процесс обуче...

Создание модели мотивационной образовательной среды достижения образовательных результатов обучающихся в условиях реализации ФГОС ОО

Практическая значимость  разработанной  модели  обусловлена  тем, что  на ее основе может быть  организован  процесс обуче...

статья "Создание мотивационно-обучающей среды достижения образовательных результатов обучающихся"

Создание мотивационно-обучающей среды достижения образовательных результатов обучающихся...

статья "Возможности использования технологии интегрированного обучения в коррекционной школе VIII вида в достижении личностных результатов обучающихся"

Статья раскрывает возможности использования технологии интегрированного обучения в формировании БУД учащихся с умственной отсталостью....

Публикация в сборнике "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРИОРИТЕТОВ РАЗВИТИЯ"

статья «Формирование социальных компетенций у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными  нарушениями) в рамках дополнительного образования по программе «Рабочий клининго...

Методическая разработка на тему: «Проектирование образовательного процесса, как необходимое условие достижения образовательных результатов обучающихся на уроках технологии»

В основе метода творческих проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критичес...

Система мониторинга достижения образовательных результатов обучающимися и обеспечение индивидуального подхода в обучении

Система мониторинга достижения образовательных результатов обучающимися и обеспечение индивидуального подхода в обучении...