Авторский мастер-класс по теме «Новые возможности образования: поиск эффективных решений»
учебно-методический материал (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Пыляева Анна Борисовна

Идея: «Сочетание форм, методов и средств обучения для интенсификации учебно-познавательной деятельности обучающихся».

Проблема: В информатике определенное количество тем  требует изучение большого объема информации в рамках 1 урока. Для этого я могу предложить следующее  эффективное решение: сочетание различных форм, средств и инновационных методов обучения. В связи с этим алгоритм данной разработки может быть использован учителем любого учебного предмета.

Цель: «показать сочетание методов, формы и средств обучения с учетом минимизации рабочего времени на примере раздела «Информатизация общества». Информационное общество является неотъемлемой частью любой деятельности. Эта тема может являться как темой педсовета, так и методического семинара, урока классного часа. 

Алгоритм данной разработки может быть использован учителем любого учебного предмета.

Предложенный мини-проект «Информатизация общества» может послужить материалом для проведения классных часов в 8-11 классах.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Прочитайте текст. Выберите слайды, относящиеся к тексту. Расположите слайды по порядку. Представьте информацию.  

I. Информационное общество: понятие, стадии информационной революции

Человеческое общество по мере своего развития прошло этапы овладения веществом, затем энергией и, наконец, информацией.

В информационном обществе главным ресурсом является информация, а именно на основе владения информацией о самых различных процессах и явлениях можно эффективно и оптимально строить любую деятельность. Важно не только произвести большое количество продукции, но произвести нужную продукцию в определенное время, с определенными затратами и так далее.

В качестве критериев развитости информационного общества можно выбрать три: наличие компьютеров, уровень развития компьютерных сетей и количество населения, занятого в информационной сфере, а также использующего информационные и коммуникационные технологии в своей повседневной деятельности.

Информация сегодня превратилась в мощный реально ощутимый ресурс, имеющий даже большую ценность, чем природные финансовые, трудовые и иные ресурсы.

Основные особенности и характеристики информационного общества:

  1. наличие информационной инфраструктуры, состоящей из трансграничных информационно-телекоммуникационных сетей и распределенных в них информационных ресурсов как запасов знаний;
  2. массовое применение персональных компьютеров, подключенных к трансграничным информационно-телекоммуникационным сетям (ТИТС).
  3. подготовленность членов общества к работе на персональных компьютерах и в трансграничных информационно-телекоммуникационных сетях;

Информация становится стратегическим ресурсом, который становится таким же ценным и влиятельным в постиндустриальную эру, каким были капитал и рабочая сила в эру промышленную.

Информационная революция, вопреки распространенному заблуждению, заключается не только в распространении новых технологий. Она заключается в распространении общественных отношений нового типа. Технология лишь дает людям инструменты для определенных видов деятельности и помогает их осуществлять. Однако сама по себе она не делает ничего.

Информационная революция прошла три основные стадии.

Первая стадия (с 1837 по 1963 год) была отмечена внедрением телеграфа и радио. В этот период крупные монополии контролировали использование информационных ресурсов.

Вторая стадия (с 1964 по 1990 год) началась с внедрением компьютера IBM 360-й серии. В этот период происходи переход влияния от поставщиков информационных услуг к крупным корпоративным пользователям. Первые упоминания понятия информационного общества относятся к 60 гг. 20 в. (США, Япония).

Третья стадия началась в 1991 году и связана с приватизацией основной части сети Интернет. Основоположник сети Интернет Тед Нельсон 1960 г.

С середины 90-х годов XX века — с той самой поры, когда Интернет из специализированной военной сети на деле превратился в сеть глобальную, Сеть с большой буквы — представление об информационном обществе, то есть обществе, которое основывается на умении всех и каждого обрабатывать (в широком смысле этого слова) информацию, — представление об информационном обществе «обрело плоть и кровь», а само информационное общество из красивой гипотезы неожиданно стало сугубой реальностью.

Впервые об обществе, основанном на работе с информацией, заговорили в начале 50-х годов прошлого столетия — в связи с появлением кибернетики и математической теории связи. Впрочем, сам термин «информационное общество» стал обиходным значительно позднее — ближе к концу XX столетия, в период «всеобщей информатизации и компьютеризации».

В известном смысле пионерами и пророками информационного общества следует считать основоположников кибернетики и математической теории связи — американских ученых Клода Шеннона, Норберта Винера, Джона фон Неймана, Алана Тьюринга, а также советских математиков школы А. Н. Колмогорова, прежде всего — самого Андрея Николаевича Колмогорова. Именно их работы и изыскания сделали возможным тот бум компьютерных технологий и программного обеспечения, свидетелями которого мы являемся сегодня.

Прочитайте текст. Заполните таблицу на слайде, используя материал из статьи. Представьте информацию.  

II. Информационная культура

Понятие "информационная культура" характеризует одну из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей. Роль этого аспекта в информационном обществе постоянно возрастает; и сегодня совокупность информационных потоков вокруг каждого человека столь велика, разнообразна и разветвлена, что требует от него знания законов информационной среды и умения ориентироваться в информационных потоках. В противном случае он не сможет адаптироваться к жизни в новых условиях, в частности, к изменению социальных структур, следствием которого будет значительное увеличение числа работающих в сфере информационной деятельности и услуг. В настоящее время существует множество определений информационной культуры. Рассмотрим некоторые из них.

Один из ведущих отечественных специалистов в области информатизации Э.П. Семенюк под информационной культурой понимает информационную компоненту человеческой культуры в целом, объективно характеризующую уровень всех осуществляемых в обществе информационных процессов и существующих информационных отношений.

Критерии информационной культуры человека:

  • умение адекватно формулировать свою потребность в информации;
  • эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов;
  • перерабатывать информацию и создавать качественно новую;
  • вести индивидуальные информационно-поисковые системы;
  • адекватно отбирать и оценивать информацию;
  • способность к информационному общению и компьютерную грамотность.

Всё вышеперечисленное должно базироваться на осознании роли информации в обществе, знании законов информационной среды и понимании своего места в ней, владении новыми информационными технологиями.

Уровни реализации информационной культуры

  1. когнитивный уровень - знания и умения;
  2. эмоционально-ценностный - установки, оценки, отношения;
  3. поведенческий - реальное и потенциальное поведение.

Информационная культура личности

Когнитивный уровень (знания, умения)

Эмоционально-ценностный уровень (установки, оценки, отношения)

Поведенческий уровень (реальное и потенциальное поведение)

  1. Интернет-грамотность
  2. Навыки обращения с информацией:
  • умение организовать поиск необходимой информации;
  • умение работать с отобранной    информацией: структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в виде, понятном другим людям;
  • умение общаться с другими людьми с помощью современных средств информатики.
  1. Содержание информационных потребностей и интересов.
  2. Мотивы обращения к различным источникам информации и связанные с этим ожидания.
  3. Предпочтительность каналов получения необходимой информации.
  4. Степень удовлетворения информационных потребностей, самооценка информационной компетентности.
  5. Отношение к девиантному поведению в Интернет.
  1. Способы поиска и каналы получения необходимой информации.
  2. Интенсивность обращения к различным источникам информации и их характеристика.
  3. Применение полученной информации в различных сферах своей деятельности.
  4. Способы распространения новой информации.
  5. Степень включенности в Интернет-сообщество.
  6. Формы деятельности в Интернет.

  Большое значение в формировании информационной культуры имеет образование, которое должно формировать нового специалиста информационного сообщества, обладающего следующими умениями и навыками: дифференциации информации; выделения значимой информации; выработки критериев оценки информации; производить информацию и использовать ее.

Прочитайте текст. Заполните кластер на слайде, используя материал из статьи. Представьте информацию.  

III. Правовые нормы деятельности человека

Информационное общество отнюдь не есть общество всеобщего благоденствия. Те же факторы, которые порождают его позитивные черты, порождают и новые, специфические опасности.

В правовых нормах деятельности человека рассматриваются следующие вопросы:

1. Защита информации;

2. Право в Интернете.

3. Меры обеспечения информационной безопасности;

Защита информации:

Некоторые виды компьютерных преступлений (угроз):

  1. Несанкционированный (неправомерный) доступ к информации.
  2. Нарушение работоспособности компьютерной системы.
  3. Подделка (искажение или изменение), то есть нарушение целостности компьютерной информации.

Меры обеспечения информационной безопасности

  1. Защищенная система, обеспечивающая безопасность обрабатываемой информации..
  2. Средства нападения: компьютерные вирусы, автоматизированные средства взлома, хакерские атаки и другие.
  3. Стандарты информационной безопасности:
  • Россия – документы Гостехкомиссии, УКРФ.

        К защите информации относится осуществление авторских и имущественных прав на интеллектуальную собственность (программное обеспечение в т.ч.).

        В  1996 году в Уголовный кодекс был внесен раздел «Преступления в сфере компьютерной информации»

        Жизненно важной для общества становится проблема информационной безопасности действующих систем хранения, передачи и обработки информации. Выделяют следующие основные группы правонарушителей в информационной сфере: хакеры, фанатически стремящиеся преодолеть защиту той или иной системы; преступники, преследующие цели обогащения; террористы и другие экстремистские группы.

        Правовая охрана программ для компьютера и баз данных впервые в полном объеме введена в Российской Федерации Законом РФ “О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных”, который вступил в силу в 1992 году. Предоставляемая настоящим законом правовая охрана распространяется на все виды программ для компьютера, которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст на языке программирования и машинный код. Для признания и осуществления авторского права на программы для компьютера не требуется ее регистрация в какой-либо организации. Авторское право на программы для компьютера возникает автоматически при их создании. Для оповещения о своих правах автор (Автор - это физическое лицо творческим трудом которого было создано произведение.) программы может, начиная с первого выпуска в свет программы, использовать знак охраны авторского права, состоящий из трех элементов: буквы С в окружности или круглых скобках ©; наименования правообладателя; года первого выпуска программы в свет. Пример: © Корпорация WER, 2009. Все программы по их юридическому статусу можно разделить на три большие группы: лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы. Лицензионные программы распространяются разработчиками на основании договоров с пользователями на платной основе. Некоторые фирмы – разработчики программного обеспечения предлагают пользователям условно-бесплатные программы в целях их рекламы и продвижения на рынок. Пользователю предоставляется версия программы с ограниченным сроком действия или версия программы с ограниченными функциональными возможностями. Бесплатные программные продукты: новые недоработанные (бета) версии программных продуктов (это позволяет провести их широкое тестирование); устаревшие версии программ; драйверы к новым устройствам или улучшенные драйверы к уже существующим.



Предварительный просмотр:

В ПОМОЩЬ К ЗАПОЛНЕНИЮ КЛАСТЕРА «ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ» (раздел «Меры безопасности»)

1. Что вы устанавливаете на своем компьютере для защиты информации, находящейся на нем?

2. Какие существуют средства защиты компьютера от компьютерных вирусов?

3. В каком документе зафиксированы статьи, предусматривающие наказание за преступления, связанные с компьютерной информацией?



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

 

 

 



Предварительный просмотр:

Тест на интернет-зависимость

Для определения степени своей зависимости ответьте на нижеследующие вопросы, используя предложенную шкалу:

0 – это ко мне не относится

1 – редко

2 – время от времени

3 – иногда

4 – часто

5 – всегда

  • Как часто вы остаетесь on-line дольше, чем намеревались?
  • Насколько часто вы игнорируете домашние обязанности, чтобы подольше побыть в сети?
  • Насколько часто вы предпочитаете возбуждение от интернета близости со своим партнером?
  • Завязываете ли вы новые отношения с пользователями интернета?
  • Насколько часто окружающие жалуются, что вы проводите за компьютером слишком много времени?
  • Бывает ли, что ваше обучение в школе или институте страдает из-за того, что вы проводите слишком много времени on-line?
  • Как часто вы проверяете почту, прежде чем заняться необходимыми делами?
  • Как часто продуктивность вашей работы страдает из-за погруженности в интернет?
  • Бывает ли, что вы принимаете оборонительную позицию или становитесь скрытным, когда кто-то спрашивает, что вы делаете в сети?
  • Насколько часто вы стремитесь заместить тревожные мысли о своей жизни успокаивающими мыслями об интернете?
  • Часто ли вы предвкушаете очередной сеанс on-line?
  • Бывает ли, что вы ощущаете, что жизнь без интернета была бы скучной, пустой и безрадостной?
  • Часто ли вы раздражаетесь, кричите и выходите из себя, когда кто-то мешает вам во время сеанса on-line?
  • Насколько часто вы отказываете себе во сне из-за ночных вхождений?
  • Когда вы вне сети, насколько часто вас захватывают мысли об интернет или фантазии о подключении?
  • Как часто вы, находясь on-line, говорите себе: «ну еще несколько минуточек"?
  • Пытались ли вы сократить время пребывания в сети, но безуспешно?
  • Часто ли вы пытаетесь скрыть от других продолжительность вашего пребывания в сети?
  • Как часто вы предпочитаете интернет общению с людьми?
  • Как часто у вас ухудшается настроение, появляется раздражительность или подавленность, когда вы вне сети, исчезающие, как только вы подключились?
  • После того как вы ответили на все вопросы, сложите полученные числа. Чем больше итоговая цифра, тем сильнее у вас выражена зависимость от интернет и серьезнее проблемы, вызванные использованием компьютера.

Ответ на тест по Интернет - зависимости

Итоговая цифра в интервале от 20 до 49 – вы обычный пользователь интернет. Временами вы остаетесь в сети немного дольше, чем обычно, но вы в состоянии контролировать использование Интернета.

Итоговая цифра в интервале от 50 до 79 – вы сталкиваетесь с проблемами по причине чрезмерного использования Интернета время от времени или часто. Вам нужно обратить внимание их на влияние на вашу жизнь.

Итоговая цифра в интервале от 80 до 100 – чрезмерное использование Интернета породило значительные проблемы в вашей жизни. Вам необходимо осознать влияние Интернета на вашу жизнь и заняться проблемами, напрямую связанными с использованием Интернета.



Предварительный просмотр:

        

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Новые возможности образования: поиск эффективных решений» Идея: Сочетание методов, форм, средств обучения при минимизации рабочего времени» на примере раздела «Информационное общество»

Слайд 2

Проблема: определенное количество тем требует изучения большого объема информации в рамках одного урока Решение: сочетание различных форм, средств и инновационных методов обучения (алгоритм данной разработки может быть использован учителем любого учебного предмета)

Слайд 3

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа на тему "Новые возможности для творчества в образовательном процессе" для конкурса "Учитель года - 2015", краевой этап.

Творческая работа на тему "Новые возможности для творчества в образовательном процессе" для конкурса "Учитель года - 2015", краевой этап....

Проблемы повышения качества школьного образования: поиски и решения.

Проблемы повышения качества школьного образования:поиски и решения....

Поиск эффективных решений здоровьесозидания в учреждении дополнительного образования ДДЮТ «На Ленской» Красногвардейского района Санкт-Петербурга (из опыта работы)

Статья рассказывает  о деятельности ДДЮТ "На Ленской" в области здоровьесозидания.Поиск  и реализация действенных  способов  привлечения учащихся учреждения дополнительно...

Новое качество образования. Педагогический опыт решения проблемы

Из опыта моделирования уроков на основе диалектического подхода (разрешения объективных противоречий) как основание перехода к новому качеству образования...

Инновации в образовании. Поиски и решения. Типы инноваций

В данной презентации рассматривается вопрос о том, что такое инновации в образовании и какие типы инноваций бывают....