Социокультурная ситуация в современной школе и ее влияние на коммуникативную культуру учителя
статья ( класс) на тему

Хапаева Мадина Махмудовна

В статье рассматриваются современные изменения в обществе и соответственно требования, предъявляемые выпускнику школы и к учителю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Социокультурная ситуация в современной школе и её влияние на коммуникативную культуру учителя

     В начале 21 столетия проходят радикальные изменения во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества, обусловленные переходом от техногенной к антропогенной цивилизации. Эти изменения естественным образом влияют и на современную школу как один из важнейших социальных институтов.

     Воздействие происходит в нескольких направлениях, среди которых центральное место занимают идеи педагогики и психологии гуманизма, находящие  практическую реализацию в личностно-ориентированном образовании. Личностно-ориентированное образование выдвигает особые требования к педагогической культуре учителя в целом и к коммуникативной культуре, как к одному из её компонентов в частности. Это должна быть культура особого гуманистического типа, в основе которой как главная ценность рассматривается личность ребенка, а общение с ним должно строиться на основе диалога, открытости, уважения.

    С другой стороны, изменения, происходящие в обществе, которое становится открытым и демократическим, влияют на образовательные потребности учащихся. Теоретический анализ источников информации и наши наблюдения указывают, что в настоящее время сущность этих потребностей находит свое проявление в следующем:

  1. Происходит возрастание интереса молодежи к классической культуре, гуманитарным наукам, человеку, как объекту коммуникации.
  2. Требования демократического общества стимулируют каждого человека к уяснению роли общей и коммуникативной культуры в становлении гармонической личности.
  3. падает интерес молодежи к сухим , отвлеченным, далеким от жизни теоретическим курсам. Поэтому усилился интерес учащихся к курсам риторики, к общечеловеческой культуре, что повышает требования к коммуникативной культуре учителя.
  4. Мощным стимулом, влияющим на изменение требований к коммуникутивной деятельности и культуре учителя, стало появление на протяжении последних десятилетий целого созвездия наук об общении, имеющих непосредственное отношение к решению задач эффективного включения выпускника современной школы в жизнедеятельность школы.

    Как видим, общество с одной стороны, а изменившиеся социокультурные установки учащихся с другой, выдвигают новые требования к культуре учителя: толерантности, открытости, демократизма. В связи с этим возникает необходимость системного изучения реального состояния этого феномена. С целью выявления уровня развития коммуникативной культуры учителей, в ходе экспериментальной работы,  респондентам было рекомендовано из 50 предложенных профессиональных качеств выбрать 20 и методом ранжирования разместить их в порядке уменьшения личностной значимости.

   После обобщения эмпирических данных иерархия выделенных качеств выглядела следующим образом:

  1. Высокий уровень владения преподаваемым предметом.
  2. Знание методики преподавания
  3. Общая эрудиция
  4. Требовательность
  5. Умение заинтересовать изучением своего предмета
  6. Трудолюбие
  7. Любовь к профессии
  8. Стремление к самосовершенствованию
  9. Добросовестность
  10. Ответственность
  11. Умение организовать интересный урок
  12. Индивидуальный подход к детям
  13. Педагогический такт
  14. Общительность
  15. Толерантность
  16. Хорошая дикция
  17. Открытость в общении
  18. Любовь к детям
  19. Справедливость
  20. Эмпатия

 Как свидетельствуют результаты ранжирования, для учителей наиболее значимыми качествами являются знание своего предмета и методики преподавания. Не отрицая их значимости, мы обращаем внимание на то, что такие важные качества учителя, как умение осуществлять индивидуальный подход к детям, общительность, педагогический такт, любовь к детям, вошли только во вторую десятку.

    На пути к толерантному сознанию предстоит не только переработка содержания общеобразовательного процесса, обновление технологий обучения и общения, как механизмов развития толерантного сознания учащихся, но и преодоление инерции мышления учителя. Однако, кроме личностных установок педагога не совсем готовой оказалась существующая система повышения квалификации учителей.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационно-коммуникативной культуры учителя.

Тезисы выступления на педагогическом совете....

презентация к педсовету "Коммуникативная культура учителя"

В данной презентации предложены разные аспекты развития коммуникативной культуры учителя...

Коммуникативная культура учителя

Статья подготовлена для выступления на психолого-педагогическом семинаре....

Коммуникативные ситуации на уроках немецкого языка в современной школе.

В данной статье мне хотелось бы поделиться опытом работы по созданию и успешному применению коммуникативных ситуаций на уроках немецкого языка....

"Влияние современной городской среды на формирование коммуникативной культуры человека"

Развитие коммуникативных свойств обусловлено различными факторами. Языковая жизнь города уже давно осознаётся как особый лингвистический феномен. Рост городов и распространение городского образа жизни...

Основные проблемы в деятельности учителя современной школы и пути их решения (из практики учителя предметника)

   Каждый конкретный учитель, в том числе и я, сталкивается в своей практике с определенными проблемами, для разрешения которых следует выявить их причины....

Презентация "Коммуникативная культура учителя"

Презентация к докладу "Коммуникативная культура учителя"...