Индивидуальный проект как одна из форм организации исследовательской деятельности учащихся.
статья на тему

Лебедева Анна Михайловна

"Когда маленькие дети приходят в школу, их глаза светятся. Они хотят узнать от взрослых много нового, интересного. Они уверены, что впереди счастливая дорога к знаниям. Всматриваясь в унылые и равнодушные лица старшеклассников на многих уроках, невольно задаешь себе вопрос: «Кто погасил их лучезарные взгляды? Почему пропало желание и стремление?»" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razumu_vsyo_vremya_nuzhno_rabotat.docx28.22 КБ

Предварительный просмотр:

цИндивидуальный проект как одна из форм организации исследовательской деятельности учащихся.

"Послушайте — и Вы забудете, посмотрите — и Вы запомните, сделайте — и Вы поймете".  Конфуций

"Когда маленькие дети приходят в школу, их глаза светятся. Они хотят узнать от взрослых много нового, интересного. Они уверены, что впереди счастливая дорога к знаниям. Всматриваясь в унылые и равнодушные лица старшеклассников на многих уроках, невольно задаешь себе вопрос: «Кто погасил их лучезарные взгляды? Почему пропало желание и стремление?»"  - Это наблюдение Шалвы Александровича Амонашвили актуально и по сей день.

Поэтому одной из главных задач современного образования можно назвать мотивацию детей к учению.

Исследовательская деятельность является одним из методов воспитания мотивированных детей. Учащиеся, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы и принимают участие в экспериментах, исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, «не потеряться», самоутвердиться, ощутить радость успеха.

Таким образом, задачами проектно-исследовательской работы являются:

  1.  мотивировать детей к учению: «Сильное желание чему-то научиться — это уже 50% успеха» Дейл Карнеги;
  2. формировать у школьника интерес к научному творчеству: «Научиться можно только тому, что любишь»
    Гёте И;
  3. развивать творческое мышление и самостоятельность у своих учеников: "Не уметь хорошо выражать своих мыслей — недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей — еще гораздо больший; самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний." К.Д. Ушинский;
  4. использовать индивидуальный подход в работе с учащимися на своих уроках и во внеурочное время;
  5. выявить склонность учащегося к определенному виду деятельности и обеспечить реализацию его творческого потенциала;
  6. развивать аналитическое и критическое мышление учащихся в процессе творческого поиска и проведения исследований;
  7. Дать более глубокие знания: «Исследование создает новое знание» Нил Армстронг;
  8. помочь учащимся определиться с выбором профессии, подготовить  к    дальнейшему обучению в ВУЗе. Ценность ученической научно-исследовательской работы заключается в том, что дети получают навыки научной работы еще до поступления в ВУЗ. Они учатся работать с литературой, критически подходить к материалам газет, журналов и Интернета, выполнять эксперимент, анализировать результаты.

Ученическое исследование - это маленькое открытие уже открытых научных закономерностей, но поскольку ребенок проходит практически все этапы настоящей научной работы, проходит самостоятельно, лишь направляемый учителем, поэтому она ценна возможностью раскрыть творческие способности школьника.

И чем раньше это сделать, тем лучше. К 8 – 11 классу, когда учащимся необходимо написать серьезную научно-исследовательскую работу, мы сталкиваемся с нежеланием учащихся принимать участие в НОУ, незнанием структуры написания работы. А уже в 3 – 4 классах учащиеся могут представлять свои исследовательские проекты на районном уровне.

Считаю необходимым проводить школьное НОУ и в 5 – 7 классах. Это позволит определить склонность учащихся к тем или иным предметным областям (учащиеся могут попробовать написать исследовательские работы по нескольким предметам), выявить учащихся, имеющих склонности к научно-исследовательской деятельности. Кроме того, за этот период ученики освоят структуру написания работы, будут разбираться в методах и приемах исследовательской деятельности и работы таких учащихся будут гораздо более самостоятельны, нежели на сегодняшний день.

 "…Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать…" - писал  Антуан де Сент-Экзюпери.

Исследовательская деятельность учащихся предполагает наличие основных этапов, принятых в науке:

Этапы работы над научным исследованием.

  1. Выбор темы. Аргументация актуальности взятой  для исследования темы
  2. Формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования
  3. Организация исследования:
  1. изучение теории, посвященной данной проблематике.
  2. На основе изученных материалов написать анализ собственного изучения темы
  3. выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработка путей  ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, подбор методик исследования и практическое овладение ими,
  4. сбор собственного материала, его анализ и обобщение,
  5. собственные выводы.
  1. Оформление работы в соответствии с требованиями, подготовка выступления

Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения (А.В. Леонтович
«Исследовательская деятельность учащихся» (сборник статей), М.2003, Издание МГДД(Ю)Т.)

1) Тема – это визитная карточка исследования, которая должна быть сформулирована лаконично.

  Тема должна вызывать интерес у учащегося. Исходить можно от интересующей учащегося проблемы. Например, если Мария Жадаева интересовалась проблемой фашизма в современном обществе, то и тему я предложила соответствующую «Страшная роль нацизмафашизма в судьбе поколения (на примере произведений Анны Зегерс)».

Тема может быть лично близка учащемуся. Так, экскурсия «Мы этой памяти верны» была создана на основе исследовательской работы Слюняевой Ирины, которая исследовала историю своей семьи: прабабушки и прадедушки – участников Великой Отечественной войны.

Желательно, чтобы тема была интересна школьнику не только на данном этапе, но и представляла интерес для дальнейшего профессионального развития ребенка. Например, тема очерка «Медики-горьковчане» была выбрана Антоном Ким не случайно: его интересовала мотивация советских медицинских сестер и врачей, которые помогали не только «своим», но лечили и фашистов. Антон Ким интересуется психологией и хочет связать с ней свою будущую профессиональную деятельность.

Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.

Выбрать тему учащемуся не сложно, если он точно знает, что его волнует и вызывает интерес. Для того, чтобы учащийся определился с темой, можно предложить ему для обдумывания следующие вопросы:

1. Что мне интересно больше всего?

2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (поэзией или прозой,  страноведением или грамматикой).

3.  Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

4.  Что позволяет мне получать лучшие оценки в школе?

5.  Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

6.  Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Нельзя забывать об аргументации актуальности выбранной темы.

Актуальность может заключаться недостаточной изученности темы (И.Захаренкова «Своеобразие творчества Б.Ахмадулиной»), в общественно-политических явлениях современной жизни (М. Жадаева «Страшная роль фашизма в судьбе поколения»), подтверждением актуальности может служить социологический опрос (М. Жадаева).

2)  Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим? Выделим наиболее типичные цели. Ими может быть

·  определение характеристик явлений, не изученных ранее;

·выявление взаимосвязи неких явлений;

·изучение развития явлений;

·описание новых явлений;

·обобщение и выявление общих закономерностей;

·создание классификаций.

Формулировку цели исследования можно представить различными способами, а именно  следующими употребляемыми в научной речи клише:

-выявить…;

-установить…;

-обосновать…;

-уточнить…;

      -разработать… .

 Задачи исследования уточняют цель и описывают основные шаги. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Определение задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным.

3) Организация исследования. Прежде надо составить план и ответить на вопрос: «Как узнать что-то новое о том, что исследуешь?» Для этого надо:

  1. изучить теорию, посвященную данной проблематике. Например, работая над темой исследования «Диалектизмы в творчестве С.Есенина Жорина Д. сначала выяснила, что такое диалектизмы, их классификацию, роль диалектизмов в художественных произведениях. Захаренкова И. в работе «Своеобразие творчества Б.Ахмадулиной» сопоставила мнения исследователей творчества поэтессы о своеобразии ее творчества и выяснила, что проблема недостаточно изучена. Борисова Д. вычленила особенности женской прозы.
  2. На основе изученного теоретического материала выдвигается гипотеза. Гипотеза исследования – это предположение, догадка еще недоказанная логически и неподтвержденная опытом. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «если…., то…». Для решения проблемы потребуется гипотеза или несколько гипотез – предположений о том, как проблема может быть решена.
  3. Сбор собственного материала, его анализ и обобщение – это и является основной частью исследования. Учащиеся анализируют, обобщают, сопоставляют, наблюдают, проводят социологические исследования. Результатом этой деятельности является подтверждение или опровержение гипотезы. Так специфика литературы и русского языка предполагает работу с текстом (письменным или устным). Так, в своей работе Борисова Дарья выявляла специфику женской прозы, анализируя образы и приемы их создания, в произведениях Л. Улицкой и Т.Толстой. Захаренкова Ирина выявляла специфику творчества Б. Ахмадулиной, анализируя изобразительно-выразительные средства стихотворений поэтессы в разные периоды ее творчества.

Также при проведении исследования могут использоваться такие методы как интервью, организация экскурсий,  теоретический анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий архивов и фондов музеев, библиотек. Так, при написании очерка «Доктор архитектуры. А.Л. Гельфонд» была организована экскурсия в музей архитектурно-строительного университета, проводилось фотографирование объектов архитектуры, сопоставление полученных теоретических данных с реальными объектами. При исследовании профессиональной деятельности Атясова анализировались научные работы профессора, воспоминания о нем коллег и родственников. А при написании очерка «Медики-горьковчане» был проведен глубокий теоретический анализ и обобщение периодических изданий из фондов редкой литературы библиотеки им.Ленина. Такой метод как интервью, поиск и отбор исторической литературы активно используется при создании экскурсий. Так, высокую оценку (1 место в городком конкурсе «Юный экскурсовод») получила экскурсия «История детских движений школы №138»

  1. В результате проведенного исследования учащиеся делают собственные выводы и оформляют свою работу.

Индивидуальный проект – один из эффективных способов повышения мотивации к обучению, помогает учащимся почувствовать себя самостоятельными а свою деятельность важной. Кроме того, работа над индивидуальным проектом помогает организовать внеурочную деятельность учащихся, учит их планировать свою деятельность, что, несомненно, помогает не только в обучении, но и в повседневной жизни.

"У каждого человека есть задатки, дарования, талант к определенному виду или нескольким видам (отраслям) деятельности. Как раз эту индивидуальность и надо умело распознать, направить затем жизненную практику ученика по такому пути, чтобы в каждый период развития ребенок достигал , образно говоря, своего потолка", - отмечал В.А. Сухомлинский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая разработка "Метод проектов - как одна из форм организации творческой деятельности учащихся"

Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в  1920-е годы нынешнего столетия в США. Русских педагогов метод проектов привлек еще в начале XXвека и активно ис...

"Исследовательская деятельность как одна из форм организации внеклассной деятельности по биологии".

Исследовательская деятельность как одна из форм организации внеклассной деятельности по биологии...

Организация исследовательской деятельности учащихся, как одна из форм работы с одарёнными детьми.

Не существует сколько-нибудь достоверных тестовна одарённость, кроме тех, которые проявляются врезультате активного участия хотя бы в самоймаленькой исследовательской работеА.Н.Колмогоров...

Проектная технологиия как одна из форм организации исследовательской деятельности учителя математики ( из опыта работы)

Данный материал обобщает опыт организации исследовательской деятельности с использованием различных педагогических технологий. Особый акцент- проектная деятельность , в условиях  работы в сельско...

Проект по биологии"Из опыта организации исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии."

Из опыта организации исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии...

Индивидуальный образовательный маршрут как эффективная форма сопровождения исследовательской деятельности учащихся

В статье рассматривается одна из наиболее эффективных и последовательных форм образовательной деятельности в школе, способствующая максимальному раскрытию способностей учащихся, их потенциала и интере...