"Использование дифференцированного подхода как залог успешности обучения детей с ОВЗ".
учебно-методический материал на тему

Ахкамова Лариса Николаевна

Выступление на городской конференции для учителей русского языка и литературы "Технологии преподавания русского языка в мультикультурном контексте",Уфа 2016

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги, здравствуйте.

Меня зовут Ахкамова Лариса Николаевна, в школе работаю 19-ый год.

15 лет я не знала,что такое дети с ОВЗ(не доводилось работать в таких классах). Сейчас,в течение  трех лет, работаю в классе ,где 5 из 18 детей имеют справку ПМПК и относятся к 7 виду.

Национальный состав-  рус-13,баш -3,тат-1,мариец -1.

Безусловно, комфортнее работать в классах, где нет таких детей. Но в последнее время ,к сожалению, картина состояния здоровья учащихся только ухудшается.

Получив в руки такой класс, я сначала растерялась, потому что количество ошибок при проверке первой контрольной работы повергло меня в шоковое состояние…орф.-более 15,пункт.-столько же,а про ГЗ и говорить нечего -  а в отчаяние впадать нельзя. Дети должны пройти ГИА.

Как научить?

Ответ очень прост, и мы все с вами его знаем – нужно, чтобы дети полюбили твой предмет, чтобы им было интересно.

В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья мы регулярно сталкиваемся с различными проблемами, связанными с:  а)психологической незрелостью учащихся (умение сделать выбор, умение адекватной самооценки, низкая учебная мотивация, восприятие новых форм заданий), б)нарушением словесно-логического мышления (умение выстраивать синтаксические единицы в соответствии с нормами и правилами русского языка, в)нарушением норм и правил русского литературного языка (орфографическая и пунктуационная зоркость, умение применять правило).

 Как известно, дифференцированное обучение – это работа по одной программе, но на разном уровне сложности в рамках классно- урочной системы с целью развития личности каждого учащегося.

Чаще всего нам приходится работать в классе, где и так собраны учащиеся с разным уровнем подготовленности, разными способностями,а теперь и есть и дети с ОВЗ, Согласимся с известным психологом Н.А. Менчинской в том, что «эффект обучения зависит не только от его содержания и методов, но и от индивидуальных особенностей личности школьников»..

 Ещѐ К.Д. Ушинский, рассматривая вопросы организации учебного процесса, рекомендовал делить классы на группы, чтобы давать ученикам задания в соответствии с  их подготовкой.

Хотя вопрос о дифференцированном обучении хорошо разработан теоретически, многие практические вопросы остаются открытыми, а именно:

как организовать учѐт индивидуальных особенностей учащихся;

 как лучше разделить их на подгруппы (т.е. выделить сильных, средних и слабых) и установить причины, по которым ученик не успевает по предмету, ;

как методически правильно построить урок; как организовать постоянную работу с хорошо успевающими учениками;

 как проводить дифференцированные проверочные работы и оценивать их; исходя из каких критериев отбирать учебный материал для каждой группы и как предъявлять его (в учебнике дифференцированных заданий недостаточно).

Почти каждый класс можно разделить на три группы: ученики с высокими – средними - низкими учебными возможностями. Критериями деления учащихся на группы являются объѐм имеющихся знаний, культура умственного труда, уровень познавательной активности, способность к абстрактному мышлению, умение анализировать и обобщать, утомляемость от интеллектуальной деятельности, уровень самостоятельности, уровень работоспособности (желание и умение учиться). Эти критерии взаимосвязаны, так как уровень самостоятельности учащихся на уроке при организации интеллектуальной деятельности в значительной степени зависит от способности к абстрактному мышлению ученика.

Ученики с высокими учебными возможностями имеют достаточный объѐм знаний, высокий уровень  познавательной активности, способности к абстрагированию, обобщению, анализу. Работа с сильными учащимися предполагает тщательную  организацию их учебной деятельности, подбор заданий высокой сложности.

Ученики со средними учебными возможностями имеют определѐнный объѐм знаний, средний уровень познавательной активности, у них сформированы способности к абстрагированию, обобщению и анализу. При работе с данной группой школьников главное внимание  уделяю развитию их познавательной активности, воспитанию самостоятельности и уверенности в своих силах, постоянно создаю условия для дальнейшего развития этих ребят.

Учащиеся с низкими учебными возможностями отстают от своих сверстников в интеллектуальном и речевом развитии. Они плохо читают (даже в 7 классе), не могут выделить главное в учебной информации.

Дифференцированный подход позволяет в условиях классно- урочной системы реализовывать творческие возможности всех учащихся. На мой взгляд, работа с сильными учениками должна идти не по пути увеличения объѐма заданий, а за счѐт разнообразия заданий. Например, таких как составление текстов диктантов, составление карточек  – заданий по изученному материалу, составление обобщающих таблиц для работы на уроке, сочинение лингвистических сказок ( миниатюр), работа с дополнительной литературой, проверка индивидуальных заданий, выполняемых учащимися, которые имеют более низкий уровень подготовки, выполнение обязанностей консультанта при групповой работе, работа «учителем» (проведение фрагментов урока) и т.п.

Говоря о детях с пониженной обучаемостью, психолог З.И. Калмыкова утверждает, что в основе их отставания лежит расхождение требований, предъявляемых к познавательной деятельности школьников, с реально достигнутым уровнем умственного развития. И я с этим согласна. Проблема преодоления неуспеваемости – это и психологическая проблема. Ученик, испытывающий трудности в обучении, должен иметь щадящий режим. Таким школьникам необходимы опорные схемы, таблицы. В классе у нас имеется стенд «Подсказки на каждый  день» с материалом к урокам по изучаемой теме,постоянно работаем с 3 частью(приложением) к УМК Львовой (словарики,образцы разборов,памятки). Этой группе школьников нужно предъявлять посильные проверочные задания. При объяснении нового учебного материала или во время его закрепления слабым учащимся предлагаются опорные карточки, так как им требуется зрительно-текстовая опора и индивидуальный темп работы.

Этой группе учащихся требуется точное ограничение учебных заданий, большое количество  тренировочных работ и дополнительное разъяснение нового материала на уроке.

 Некоторые формы и методы работы со слабыми учащимися, которые я при меняю : выполнение заданий с наличием образца, развитие зрительной памяти (например, объяснить правописание записанных на доске  нескольких  слов, составить с ними словосочетания, разобрать по составу, на основе опорных слов составить предложения, мини-текст), выполнение заданий со вспомогательными вопросами.

Итак, дифференцированное обучение предполагает соблюдение следующих условий: педагог хорошо знает учащегося, его индивидуальные и психологические особенности, его сильные и слабые стороны; ученики достигли определѐнного уровня умений самостоятельного приобретения знаний. Дифференцированное обучение имеет развивающее (развитие мышления, воображения, памяти, воли) и воспитывающее  (воспитание мировоззрения, интерес к знаниям, чувство ответственности, товарищества) значения. При  данной технологии обучения возможен переход учащихся с одной группы в другую. Переход обусловлен изменением уровня развития ученика, происходит восполнение пробелов и повышение учебной направленности, выражающейся побуждением интереса к получению знаний .

Дифференцированный  подход  необходим  на  различных   этапах урока.

I-ый  этап. Повторение пройденного материала.

Опрос- ученики сами задают вопросы по изученным темам,сначала отвечает слабый ученик, затем его ответ дополняют более сильные ученики.Оценки получают и те ,кто задавал вопросы и те, кто отвечал.

Самостоятельная работа учащихся различной сложности. 1-ая группа выполняет самостоятельную работу, получая при этом различные творческие задания, например, сочинить лингвистическую мини- сказку. 2-ая и 3- я группыпрорабатывают правила по опорным схемам, затем учащиеся 2 группы выполняют работу самостоятельно, а учащиеся из 3 группы выполняют ту же работу по образцу или по опорным схемам.

  • 2 этап. Фронтальное объяснение учителем материала всему классу. Более «сильные» учащиеся самостоятельно делают выводы, составляют правила. Далее происходит анализ способов применения новых знаний на практике (работают все группы).

2а -этап. Выявление качества усвоения знаний учащимися всех групп и умение применять усвоенный материал на практике. 1-ая группа. Самостоятельная работа по углублению и расширению знаний в новой, незнакомой ситуации. Учащиеся не должны тратить время и силы на ненужное повторение. Вторичное объяснение нового материала по основным вопросам с применением опорных схем.  2-ая группавыполняет работу самостоятельно по образцу или опорным схемам. Учащиеся 3-ей группы занимаются доработкой по объяснению нового материала: теория по учебнику и выполнение типовых тренировочных упражнений под руководством учителя с целью овладения навыками учебной работы.

  • 2 б -этап. Проверка результатов выполнения самостоятельной работы. Выполнение самостоятельной работы слушают 2-ая и 3-я группы, делая пометки в своих работах, затем прослушиваются работы 2- й и 3-й групп.
  • 3 этап. Словарная работа. На мой взгляд, большую роль в дифференцированном подходе играет взаимопроверка словарных диктантов. 1-я группа проверяет работы учащихся 2-й и 3-й групп, помогает в разборе ошибок, допущенных в диктантах. При такой проверке учащиеся «слабой» группы более тщательно проговаривают слова из диктанта и лишний раз вспоминают и проговаривают то или иное правило.
  • 5 этап. Домашнее задание задаѐтся различной сложности. Более «сильным» ученикам даются творческие задания, а ученикам из «слабых» групп даются типовые задания, выполненные на уроке.

Таким образом, дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполняет пробелы в знаниях, шире использует познавательные возможности учеников, постоянно поддерживает интерес к предмету. Дифференцированный подход в обучении на уроках русского языка помогает формировать учебную деятельность учащихся. Овладев этой деятельностью, ученики сами начинают еѐ совершенствовать, что приводит к развитию их интеллектуальных способностей.

Дифференцированный подход в обучении, таким образом, ставит перед учителем, учащимися задачу развивающего обучения. В решении проблемы есть один важный аспект- повышение уровня мотивации в овладении нормами современного русского языка. Тема дифференцированного подхода на уроках русского языка имеет много интересных аспектов и перспективных направлений. Но уже в начальной стадии работы по ней наблюдается повышение интереса учащихся к занятиям русским языком, стремление овладеть нормами литературного языка.

 Исходя из педагогического опыта, стоит отметить, что занятия легче для учителя и увлекательнее для учащихся проходят в коллективной работе (а вовсе не в индивидуальной). Во-первых, ученики любопытствуют, чья была ошибка, во-вторых, с большим желанием находят и поясняют правильный ответ. Ребёнок при такой форме работы не чувствует себя «белой вороной» из-за большого количества ошибок, а наоборот, увлечённо и быстро выполняет упражнения.

 Очень важно ставить перед учащимся с ОВЗ конкретную задачу в освоении определённой темы, например: «Твоя задача – научиться выполнять фонетический разбор слов». Это помогает ребёнку видеть свои слабые стороны и определять для себя способы решения проблемы. Дополнительные задания нужны для того, чтобы ребёнок учился нести за себя ответственность: пропустил занятия – самостоятельно изучи материал.

Дифференцированное обучение – вытекает из того (как было сказано ранее), что учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки. Я применяю его не только по отношению к учащимся, имеющим недостаточный уровень подготовки, но и к детям, опережающим класс. Увеличиваю объём работы учащихся не за счёт количества записанных слов, словосочетаний или предложений, которые выполняются на том же самом дидактическом материале,а усложняю задание. Например, при изучении темы «Обособленные определения» учащимся предлагается списать упражнение и расставить знаки препинания. Дополнительные задания сильным учащимся: указать, чем выражено определяемое слово и обособленное определение; начертить графическую схему; с помощью схемы показать, как можно превратить обособленное определение в необособленное.

Есть и другие  формы и приёмы работы, которые я использую на своих уроках.

  1. Детям предлагаю вставить в данных словах пропущенные орфограммы. Учащиеся  с более высоким уровнем подготовки должны самостоятельно подобрать слово с аналогичными орфограммами и обозначить их.
  2. Учащиеся должны поставить существительные в форму творительного падежа и подчеркнуть орфограммы. Задача более сильных учеников состоит в следующем: указать, какие ранее полученные знания необходимы для выполнения этого задания.
  3. Самостоятельный подбор сильными учащимися дополнительных заданий к упражнению и выполнение их.
  4. Предлагается ситуативная задача. Для слабых учеников:

Представьте, что вы готовитесь  к докладу, у вас возникли сомнения, как правильно произносить слова: феномен, договор, средства, ходатайствовать,  хаос, отчасти, квартал. Поставьте ударение в словах, используя словарь.

Для сильных учеников:

Представьте, что вы корректор журнала. Вам нужно подготовить для набора научную статью  «Какую роль играют в тексте фразеологизмы». Проверьте текст, исправьте орфографические и фактические ошибки. Используйте для проверки словарь.

Творческие задания формируют не только навыки связной речи, но и развивают творческие способности. Слабо подготовленные дети создают текст на основе иллюстративного материала. Сильным учащимся предлагается текст:

Лето. Ярко светит солнце. Иду по лесу. Шумят сосны. Лепечут берёзы. Запах дыма. Выхожу на поляну. Кто-то оставил горящий костёр. Начался лесной пожар.

Опишите ваши чувства и ваши действия, используя вводные слова.

На уроках развития речи сильным ученикам можно дать задание, ориентирующее на самостоятельное высказывание. Вот несколько примеров таких тем:

Есть вещи, которые лучше бы не делать (Эйнштейн)

В жизни нельзя прожить  без…   ( концовку учащиеся формулируют сами).

Реализация дифференцированного подхода к учащимся требует тщательного подбора дидактического материала.

 Рука об руку с дифференцированным обучением идут здоровьесберегающие технологии. Разноуровневое обучение бережёт психологическое и физическое здоровье школьника. Выполняя задание по своим силам, обучающийся  чувствует себя защищённым. А начинается всё с улыбки, с которой учитель заходит в класс. Его спокойная, но не монотонная речь снимает эмоциональное напряжение школьников, вносит нотку доверительных отношений. Обязательными атрибутами урока считаю физкультминутку, смену видов деятельности и лирические отступления, что способствует периодической смене позы ученика. В канву урока непременно ввожу тексты, пропагандирующие спорт. Можно предложить составить предложение, отражающие последние спортивные новости. Немаловажным считаю момент прощания с детьми. Их обязательно надо похвалить. Например: я сегодня вами довольна…

Таким образом, дифференцированный подход в обучении приносит положительные результаты: уменьшается нагрузка на учащихся, которым иногда физически трудно учиться в рамках обычной программы. Решается проблема неуспеваемости, потому что каждый учится так, как может. Именно поэтому в классе улучшается психологический климат, становится реальностью усвоение каждым общеобразовательного минимума. Конечно, получить положительный результат сразу не получится. Это долгая, кропотливая совместная работа. Но мы с вами знаем, ЧТО ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ!

Желаю всем успехов!

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дифференцированного подхода в обучении.

В данной работе даётся определения следующих терминов: дифференцированный подход. разноуровневый подход, индивидуальный подход; выделяются два основных вида дифференциации. предлагаются технологии про...

«Формирование мелкой моторики у детей дошкольного возраста как залог успешного обучения в школе»

Процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация дви...

Проект педагогического совета на тему "Использование современных образовательных технологий – залог успешного обучения"

Данный проект предлагает план проведения педагогического совета по теме "Использование современных образовательных технологий – залог успешного обучения". Разработан творческой группой....

Статья по теме «Использование дифференцированного подхода в процессе обучения математике"

В современных условиях важно осознать и  принять принципиально новую педагогическую установку- каждый у4ченик может выбрать для себя уровень усвоения и отчетности в результатах своего учебного тр...

Использование специальных (коррекционных) педагогических приемов в обучении детей с ОВЗ для успешного освоения АОП

Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педаг...