МАТРИЦА АНАЛИЗА УРОКА «ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ»
статья на тему

Погребняк Татьяна Николаевна

Данная работа включает в себя :

  • этапы урока;
  • параметры наблюдения;
  • уровни урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matritsa_analiza_uroka_.doc48.5 КБ
Microsoft Office document icon matritsa_analiza_uroka_.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАТРИЦА АНАЛИЗА УРОКА «ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ»

Уровни

ЭТАПЫ УРОКА.  ПАРАМЕТРЫ НАБЛЮДЕНИЯ

Контроль за подготовленностью учащихся

Изложение нового материала

Самостоятельная работа на уроке

Определение домашнего задания

О

П

Т

И

М

А

Л

Н

Ы

Й

  • создается атмосфера доброжелательности;
  • создается ситуация поддержки и успеха;
  • темп опроса соответствует индивидуальным особенностям СУ уч-ся;
  • концентрируется внимание на главном;
  • обращается внимание на типичные ошибки;
  • разрешается перед ответом у доски пользоваться пособиями;
  • дается план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома;
  • используются алгоритмы, памятки, другие виды оперативной помощи.

 

  • доступность темпа изложения нового материала;
  • акцентирование внимания на главных моментах новой темы;
  • постоянное обращение к СУ уч-ся с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала;
  • привлечение их в качестве помощников при подготовке опытов, приборов, наглядных пособий, помогающих уяснить суть объясняемого материала;
  • учитель использует ТСО, наглядность, сравнение, интеграцию с другими предметами;
  • учитель привлекает СУ уч-ся к высказыванию предложений, выводов и обобщений по сути объясняемой проблемы, высказанной сильным уч-ся.
  • педагог поощряет инициативу уч-ся, создает условия для ее проявления, для эмоциональной открытости и доверия уч-ся;
  • педагог различными методами стимулирует познавательную деятельность уч-ся;
  • при самостоятельной работе педагог учит умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль и самоконтроль.
  • уч-ся, указание на ошибки, проверка, исправления осуществляются не постоянно.
  • объем домашнего задания оптимален;
  • учитель проводит инструктаж о выполнении домашнего задания, предупреждает о возможных ошибках;
  • есть свобода выбора задания;
  • для СУ уч-ся подбирается индивидуальное задание;
  • домашнее задание включает работу над ошибками;
  • домашнее задание проверяется различными способами, учитель получает полную информацию о степени усвоения уч-ся изученного материала.
  • получает достаточную и объективною информацию о степени усвоения уч-ся изученного материала

Д

О

С

Т

А

Т

О

Ч

Н

Ы

Й

  • учитель эмоционален, допускает бестактность по отношению к уч-ся;
  • уч-ся пассивны, отказываются отвечать;
  • не предусмотрены никакие виды оперативной помощи СУ уч-ся при опросе;
  • темп опроса не соответствует индивидуальным особенностям уч-ся.
  • темп изложения нового материала не доступен для СУ уч-ся;
  • методы обучения однообразны, не позволяют всем уч-ся активно усваивать материал;
  • учитель не поверяет в ходе урока степень усвоения уч-ся основных элементов излагаемого материала;
  • уч-ся пассивны, не задают вопросов при затруднениях в усвоении учебного материала.
  • в ходе самостоятельной работы учитель не организует специальным способом познавательную деятельность уч-ся;
  • не предусмотрены никакие виды оперативной помощи СУ уч-ся;
  • учитель не управляет деятельностью уч-ся.
  • домашнее задание непосильное, уч-ся не подготовлены к его выполнению;
  • домашнее задание не дифференцируется;
  • учитель не проводит инструктаж о выполнении домашнего задания;
  • домашнее задание не включает работу над ошибками;
  • домашнее задание проверяется формально, учитель не получает информацию о степени усвоения учебного материала уч-ся.

К

Р

И

Т

И

Ч

Е

С

К

И

Й

  • создается ситуация успеха, стимулирование оценкой, подбадриванием;
  • темп опроса оптимальный;
  • разрешается пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть вопроса;
  • предложение уч-ся  примерного плана ответа.
  • темп изложения нового материала доступен;
  • учитель обращается к СУ уч-ся с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала;
  • учитель добивается ответа СУ уч-ся путем неоднократного повторения;
  • учитель рационально использует ТСО, наглядность, сравнения и т.д.
  • педагог использует индивидуальные, парные, групповые формы работы;
  • удачно подбирает упражнения для самостоятельной работы, но не разбивает на дозы, этапы, не выделяет в сложных заданиях ряда простых;
  • ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее;
  • напоминание приема и способа выполнения задания;
  • более тщательный контроль за деятельностью СУ уч-ся;
  • указание на ошибки, поверка.
  • домашнее задание посильное, логически обоснованное;
  • учитель проводит инструктаж о выполнении домашнего задания, не предупреждая о возможных ошибках и трудностях при его выполнении;
  • учитель предлагает индивидуальные задания СУ уч-ся;
  • домашнее задание проверяется различными способами.

Н

Е

Д

О

П

У

С

Т

  И

М

Ы

Й

  • педагог не настроен на учебное сотрудничество с уч-ся, взаимодействие основано на дисциплинарных ролях;
  • темп опроса не всегда соответствует индивидуальным особенностям уч-ся;
  • оперативная помощь носит формальный характер, не дает информацию о степени подготовленности уч-ся
  • темп урока неоднороден: то напряженный, то излишне замедленный;
  • учитель редко обращается к СУ уч-ся, не владеет достаточной информацией о степени понимания ими нового учебного материала;
  • учитель не добивается правильного ответа СУ уч-ся;

использование ТСО, наглядности не рационально.

  • педагог «не видит» СУ уч-ся в ходе всего этапа урока;
  • используются однообразные приемы и способы организации учебной деятельности (чаще фронтальной);
  • оперативная помощь СУ уч-ся носит формальный характер, оказывается эпизодически, не стимулирует познавательную деятельность;
  • контроль за деятельностью
  • объем домашнего задания завышен или занижен;
  • домашнее задание не дифференцируется;
  • нет свободы выбора задания;
  • все уч-ся получают одинаковое задание;
  • учитель проводит инструктаж о выполнении домашнего задания, предупреждает о возможных ошибках;
  • задание проверяется формально,



Предварительный просмотр:

МАТРИЦА АНАЛИЗА УРОКА «ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ»

Уровни

ЭТАПЫ УРОКА.  ПАРАМЕТРЫ НАБЛЮДЕНИЯ

Контроль за подготовленностью учащихся

Изложение нового материала

Самостоятельная работа на уроке

Определение домашнего задания

О

П

Т

И

М

А

Л

Н

Ы

Й

  • создается атмосфера доброжелательности;
  • создается ситуация поддержки и успеха;
  • темп опроса соответствует индивидуальным особенностям СУ уч-ся;
  • концентрируется внимание на главном;
  • обращается внимание на типичные ошибки;
  • разрешается перед ответом у доски пользоваться пособиями;
  • дается план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома;
  • используются алгоритмы, памятки, другие виды оперативной помощи.

 

  • доступность темпа изложения нового материала;
  • акцентирование внимания на главных моментах новой темы;
  • постоянное обращение к СУ уч-ся с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала;
  • привлечение их в качестве помощников при подготовке опытов, приборов, наглядных пособий, помогающих уяснить суть объясняемого материала;
  • учитель использует ТСО, наглядность, сравнение, интеграцию с другими предметами;
  • учитель привлекает СУ уч-ся к высказыванию предложений, выводов и обобщений по сути объясняемой проблемы, высказанной сильным уч-ся.
  • педагог поощряет инициативу уч-ся, создает условия для ее проявления, для эмоциональной открытости и доверия уч-ся;
  • педагог различными методами стимулирует познавательную деятельность уч-ся;
  • при самостоятельной работе педагог учит умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль и самоконтроль.
  • уч-ся, указание на ошибки, проверка, исправления осуществляются не постоянно.
  • объем домашнего задания оптимален;
  • учитель проводит инструктаж о выполнении домашнего задания, предупреждает о возможных ошибках;
  • есть свобода выбора задания;
  • для СУ уч-ся подбирается индивидуальное задание;
  • домашнее задание включает работу над ошибками;
  • домашнее задание проверяется различными способами, учитель получает полную информацию о степени усвоения уч-ся изученного материала.
  • получает достаточную и объективною информацию о степени усвоения уч-ся изученного материала

Д

О

С

Т

А

Т

О

Ч

Н

Ы

Й

  • учитель эмоционален, допускает бестактность по отношению к уч-ся;
  • уч-ся пассивны, отказываются отвечать;
  • не предусмотрены никакие виды оперативной помощи СУ уч-ся при опросе;
  • темп опроса не соответствует индивидуальным особенностям уч-ся.
  • темп изложения нового материала не доступен для СУ уч-ся;
  • методы обучения однообразны, не позволяют всем уч-ся активно усваивать материал;
  • учитель не поверяет в ходе урока степень усвоения уч-ся основных элементов излагаемого материала;
  • уч-ся пассивны, не задают вопросов при затруднениях в усвоении учебного материала.
  • в ходе самостоятельной работы учитель не организует специальным способом познавательную деятельность уч-ся;
  • не предусмотрены никакие виды оперативной помощи СУ уч-ся;
  • учитель не управляет деятельностью уч-ся.
  • домашнее задание непосильное, уч-ся не подготовлены к его выполнению;
  • домашнее задание не дифференцируется;
  • учитель не проводит инструктаж о выполнении домашнего задания;
  • домашнее задание не включает работу над ошибками;
  • домашнее задание проверяется формально, учитель не получает информацию о степени усвоения учебного материала уч-ся.

К

Р

И

Т

И

Ч

Е

С

К

И

Й

  • создается ситуация успеха, стимулирование оценкой, подбадриванием;
  • темп опроса оптимальный;
  • разрешается пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть вопроса;
  • предложение уч-ся  примерного плана ответа.
  • темп изложения нового материала доступен;
  • учитель обращается к СУ уч-ся с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала;
  • учитель добивается ответа СУ уч-ся путем неоднократного повторения;
  • учитель рационально использует ТСО, наглядность, сравнения и т.д.
  • педагог использует индивидуальные, парные, групповые формы работы;
  • удачно подбирает упражнения для самостоятельной работы, но не разбивает на дозы, этапы, не выделяет в сложных заданиях ряда простых;
  • ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее;
  • напоминание приема и способа выполнения задания;
  • более тщательный контроль за деятельностью СУ уч-ся;
  • указание на ошибки, поверка.
  • домашнее задание посильное, логически обоснованное;
  • учитель проводит инструктаж о выполнении домашнего задания, не предупреждая о возможных ошибках и трудностях при его выполнении;
  • учитель предлагает индивидуальные задания СУ уч-ся;
  • домашнее задание проверяется различными способами.

Н

Е

Д

О

П

У

С

Т

  И

М

Ы

Й

  • педагог не настроен на учебное сотрудничество с уч-ся, взаимодействие основано на дисциплинарных ролях;
  • темп опроса не всегда соответствует индивидуальным особенностям уч-ся;
  • оперативная помощь носит формальный характер, не дает информацию о степени подготовленности уч-ся
  • темп урока неоднороден: то напряженный, то излишне замедленный;
  • учитель редко обращается к СУ уч-ся, не владеет достаточной информацией о степени понимания ими нового учебного материала;
  • учитель не добивается правильного ответа СУ уч-ся;

использование ТСО, наглядности не рационально.

  • педагог «не видит» СУ уч-ся в ходе всего этапа урока;
  • используются однообразные приемы и способы организации учебной деятельности (чаще фронтальной);
  • оперативная помощь СУ уч-ся носит формальный характер, оказывается эпизодически, не стимулирует познавательную деятельность;
  • контроль за деятельностью
  • объем домашнего задания завышен или занижен;
  • домашнее задание не дифференцируется;
  • нет свободы выбора задания;
  • все уч-ся получают одинаковое задание;
  • учитель проводит инструктаж о выполнении домашнего задания, предупреждает о возможных ошибках;
  • задание проверяется формально,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы с одаренными учащимися.

Статья посвящена организации работы в школе с одарёнными детьми....

"Формы и методы работы с одарёнными учащимися на уроках и во внеурочной деятельности"

Данная статья отражает опыт работы с одаренными учащимися по истории и обществоведческим дисциплинам: основные формы, методы, приёмы....

Методы работы со слабоуспевающими учащимися

Методы работы со слабоуспвающими учащимися...

Выступление на тему: «Совершенствование форм и методов работы с неуспевающими учащимися»

В выступлении содержится информация о причинах неуспеваемости обучающихся, которые делятся на внутренние и внешние, и определении способов преодаления неуспеваемости....

Обобщение опыта. Формы и методы работы по подготовке учащихся к конкурсам и олимпиадам различного уровня.

Выступление на РМО учителей истории и обществознания. Обобщение педагогического опыта....

Формы и методы работы по подготовке учащихся к новым видам итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах (ГИА и ЕГЭ).

Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. На территории Мордовии ЕГЭ был введен в качестве эксперимента  еще в 2002 году. Конечно же,  за довольно продолжите...

Формы и методы работы со слабоуспевающими (дифференцированное обучение )

Формы и методы работы со слабоуспевающими (дифференцированное обучение )...