"Создание образовательной среды на уроках русского языка и литературы в старших классах как средство повышения качества образования"
опыты и эксперименты на тему

Денисова Юлия Валерьевна

 Из опыта работы. Об уроках словесности и разнообразных формах организации учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Создание образовательной среды на уроках русского языка и литературы в старших классах как средство повышения качества образования.

   В настоящее время ведутся поиски путей перестройки и обновления системы школьного образования. Теоретически обосновывается и утверждается личностно-ориентированный подход, в основе которого признание ученика субъектом учебного процесса, развитие личности школьника с её индивидуальными особенностями, возможностями.

       С функциональной точки зрения среда определяется  тем, среди чего пребывает ребёнок, посредством чего формируется его образ жизни, что опосредует его развитие и «осредняет» личность. В любом случае образовательная среда должна быть: обучающей, развивающей, воспитывающей, информативной. 

Основой создания среды является взаимодействие. С позиции личностно- ориентированного подхода, среда- это добровольное, свободное образование участников, объединённых для совместного решения проблем и соучастия в деятельности, способных реализовать свои возможности, проявить творческую индивидуальность во взаимодействии.

Основная задача учителя- формирование такой культурной среды, которая может воздействовать на учебный процесс. Образовательная среда станет более устойчивой, если будут учтены неповторимость личности, право на свободу выбора, ответственность каждого участника той или иной ситуации. Поэтому учитель должен быть «дирижёром» формирующейся образовательной среды.

         Главной целью ФГОС является переход от ретрансляции знаний к развитию творческих способностей. И в определенной степени развитие творчества всегда было основной целью обучения на уроках русского языка и литературы. Однако теперь личностно-ориентированный подход в обучении является лишь составляющей системно - деятельностного подхода, который предполагает:

  • готовность к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование социальной среды развития  учащихся;
  • активную учебно-познавательную деятельность школьника не только на уроке, но и во внеурочное время;
  •  достижения желаемого результата на основе УУД.

      Вся моя работа по созданию комфортной образовательной среды ведет к конечному результату: новому качеству образования на основе использования современных педагогических технологий, методов, форм работы.

Актуальными сейчас становятся уроки словесности, включающие органичное соединение русского языка и литературы. Поэтому я стараюсь проводить именно такие уроки как  в 5-ых, так и в старших классах.  Как правило, они включают в себя работу по лингвистическому анализу на материале текстов художественной литературы. Выбираю отрывки из произведений классиков. Язык наших писателей должен, прежде всего,  поражать и вызывать желание подражать.  В начале года даю  предложение-модель (высказывания  Паустовского,  Тургенева,  Пушкина, Гоголя  и др. о русском языке). И  в течение года возвращаюсь к этому высказыванию, записанному в специальную тетрадь для подготовки к ЕГЭ, предлагаю различные формы работы на разных уроках по разным темам. Например, наблюдение за звукописью на уроках повторения фонетики и орфоэпии;  повторение однородных членов предложения можно организовать на материале отрывков из «Евгения Онегина» Пушкина.  Основные термины по разделу «Лексика» лучше и продуктивнее будет повторить с одиннадцатиклассниками на материале из цикла «Записки охотника» Тургенева.  Даже просто обычное списывание  в форме самодиктанта способствует развитию орфографической и пунктуационной зоркости.

     Для того чтобы образовательная среда была комфортной и доступной для всех учеников,  использую  разнообразные формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальную, групповую, парную.

Индивидуальная работа  предполагает освоение материала самостоятельно. Планируя самостоятельную работу учащихся, учитель должен параллельно ставить задачи формирования и развития умений учащихся понимать прочитанные тексты и схематизировать содержание: определять контекст, главные и второстепенные мысли, выделять предмет речи, находить ответы на поставленные вопросы, разбивать текст на части, связывать части между собой, схематизировать прочитанный материал. Здесь в старших классах уместно использовать такой прием как  кластер, позволяющий развить все эти умения (характеристика героя). В 11 классе для индивидуальной работы можно использовать комплексные задания, которые уже включают умения, освоенные ранее: составить план к тексту, схематизировать текст. Очень помогает в подготовке к сочинению по литературе или русскому языку работа по составлению рассказа по готовому плану. Цель индивидуальной работы – развитие интеллектуальных способностей и критического мышления. Эффективна и интересна при индивидуальной работе такая технология,  как «толстые и тонкие вопросы».  Например, в 11 классе, при изучении повести Распутина «Прощание с Матерой»  ученики разрабатывают дома две группы  вопросов:

«тонкие»

«толстые»

Где разворачивается действие повести?

Чем живет остров Матёра?

Кто является хранителем матёринских традиций?

Почему  такое внимание уделяется людям старшего поколения?

Какое место в повести занимает образ Дарьи Пенегиной? (гл.4, 13)

Как Дарья понимает смерть? (гл.10)

Кто из родственников Дарьи представлен в повести?

Какую роль в повести играют образы Павла (гл.5,9) и его сына Андрея?(12) Как война повлияла на поколение Павла?

Кого автор называет «обсевками», «пожогщиками»?

 Какова их роль в раскрытии темы «человек и природа"?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Какие образы-символы встречаются в повести?

Каково значение образов-символов: «листвень» (гл.19), «хозяин острова» (гл.6, 8, 12), «туман» (гл. 22) и др.

При этом осуществляется и работа с текстом, они не просто отвечают на вопросы, а зачитывают цитаты. Данная технология возможна и при групповой работе.

     Для освоения учащимися групповой работы  использую два вида учебных материалов (памяток, алгоритмов, вопросников, таблиц). Одни направляют ход размышления (например, памятка по написанию вступлений к сочинению по литературе), другие – порядок взаимодействия участников.  Члены группы сами устанавливают регламент, самостоятельно направляют свою деятельность. Здесь включается и воспитательный процесс. Групповая работа способствует развитию коммуникации и взаимопонимания, созданию коллектива единомышленников, способных к сотрудничеству и взаимопомощи.  В 11 классе при подготовке к написанию сочинения-рассуждения разделила детей на группы. Заданием было по предложенным текстам из ОБЗ определить проблему и подобрать литературные аргументы. Записи выполняли на распечатанных текстах. Таким образом, в работе участвовали почти все.

     Учебная деятельность в парах является важным видом деятельности при организации обучения.  Я применяю, например, такой вид работы в паре, как тренировка. Например, при повторении тем по орфографии, предлагаю каждому карточку, где записаны виды орфограмм, встречающихся в ЕГЭ. Первый ученик озвучивает название орфограммы, второй – отвечает. Первый сверяет со своими ответами, подготовленными заранее. Если ответ правильный, задает второй вопрос. Если неправильный, предлагает подумать  или отвечает сам.  Потом напарники меняются ролями. Когда все вопросы продиктованы и получены ответы, пара распадается. Такой вид контроля помогает экономить время  и оценить как можно больше учащихся. Причем оценки выставляют друг другу.

     Развитие информационно-коммуникативных технологий также способствует созданию благоприятной образовательной среды.  Расширяются возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществляются межпредметные связи. Но, по моему мнению, самое главное преимущество использования ИКТ на уроках – повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности учащихся. В своей работе я использую готовые программные продукты (тренажеры, дидактические материалы), интернет-ресурсы, текстовые материалы, тесты, презентации учебного материала, разработанные мной для уроков. Для учащихся 10 – 11 классов разработана программа «Подготовка к ЕГЭ», которая состоит из теоретического блока (в форме презентаций по разным темам, вынесенным на ЕГЭ), из практических заданий, подобранных по образцу КИМов. Особое уделяю внимание материалам с сайта ФИПИ из ОБЗ и даю их для самостоятельной работы дома.

Использование ИКТ на уроках словесности позволяет мне:

  • наполнить уроки новым содержанием;  
  • развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность                   учащихся;
  • формировать элементы информационной культуры;
  • прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;
  • поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;
  • идти в ногу со временем.

    Эффективность процесса обучения в настоящее время зависит от того, насколько глубоко новые технологии обучения интегрируются в уже привычные, традиционные технологии. Умелое сочетание информационно-коммуникационных технологий с элементами здоровьесберегающих технологий позволило организовать урочную и внеурочную деятельность, ориентируясь на возможности каждой отдельной личности.

Считаю, что подготовка к ЕГЭ должна вестись в процессе изучения русского языка и развития речи постоянно, чтобы учащиеся были готовы психологически к выполнению подобных заданий.         Как известно, уровень подготовки по русскому языку можно определить с помощью устного опроса, диктанта, изложения, сочинения, многоаспектного анализа текста и др. Использование в практике ЕГЭ такой формы, как тестирование, объясняется стремлением получить максимально объективную оценку подготовки выпускников. В моей творческой лаборатории представлено немало тестов по русскому языку для 5-11 классов практически по всем темам. Но также проверить знания, умения и навыки по какой-либо теме мне помогают тесты, представленные на моем персональном сайте.  

     Процесс творчества должен быть непрерывным и переходить и во внеурочную деятельность. Я веду дополнительные курсы по русскому языку по подготовке к ЕГЭ в 10, 11 классах и использую дидактические материалы элективный курс «Лингвистический анализ художественного текста». Предлагаемые задания и упражнения, наряду с формированием навыков исследования (анализа) художественного текста, направлены на совершенствование речевой культуры, речевых умений и навыков, обучение учащихся умению применять полученные знания в ходе выполнения конкретного задания. Например, отрывок из книги Э. Успенского «Слово о словах», где нужно определить смысл названия, основные признаки текста, а также провести работу над лексикой и синтаксической организацией текста, понаблюдать за образованием глагольных форм, произвести синтаксический разбор. Или «Стихотворение в прозе» Тургенева «Памяти Вревской» дает понятие о семантике каждого отдельного слова, раскрывает функции многоточия. А в заключение, учащиеся пишут рассуждение  на тему: «В чем, по-вашему, счастье». Считаю, что подобные задания являются отличным подспорьем в подготовке к ЕГЭ, особенно в подготовке к написанию сочинения-рассуждения.

Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения и умело использовать и сочетать разнообразные технологии хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные формы организации обучения на уроках русского языка и литературы в старших классах

Интерактивные формы организации обучения на уроках русского языка и литературы в старших классах...

Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в старших классах вечерней школы

Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в старших классах вечерней школы. Презентация на тему....

Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы в старших классах

Данная статья посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы в старших классах и целесообразности методов и приемов преподавания русс...

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка и литературы в старших классах

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка и литературы в старших классах.Новое время требует новых подходов в образовании, новых технологий, в том числе и компьют...

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы в старших классах.

Развитие критического мышления учащихся. Методические приёмы, помогающие формировать критическое мышление школьников....

«Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы в старших классах как условие обеспечения современного качества образования»

       В последние годы жизнь предъявляет школе определённые требования. В качестве самой большой ценности признается свободная, развитая и образованная личность, спосо...

Цифровые образовательные ресурсы на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности урока

Самообобщение опыта использования информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности....