Метод театрализации как метод исследования и активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы в рамках реализации программы ФГООС
статья на тему

Полякова Елена Александровна

Разговор о современном учителе, о технологии развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя  в сфере образования Первостепенная обязанность учителя – организовать и увлечь ребят в активный процесс решения познавательных и практических задач.Постоянный поиск в работе, самосовершенствование, личностно-ориентированный  подход  и любовь к детям, взаимопонимание  и высокий профессионализм помогают учителю  в общении с учениками.Один из методов активизации мыслительной деятельности обучающихся - метод театрализации как метод исследования.  на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon методические рекомендации44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мизансцены на уроках литературы как способ активизации мыслительной деятельности учащихся            

                                                                             Полякова Е.А.

1.Личность учителя.

Разговор сегодня о современном учителе, о технологии развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя  в сфере актуален. Оно и понятно. Новое время требует новых форм работы. Согласно закону РФ «Об образовании»  содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создания условий для ее самоорганизации. Новое поколение стандартов уточняет основные ориентиры современного образования: от предметно-центрированной модели образования – к модели вариативного личностно-ориентированного образования. Основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий и достижение новых уровней развития. Однако, применение форм и содержания образования, переход от накопления информации к развитию мышления, к умению выстраивать свое образование, способность ученика самостоятельно учиться, как показывает практика, без учителя очень сложно. Первая обязанность учителя – организовать и увлечь учащегося в активный процесс решения познавательных и практических учебных задач. Отсюда:

- чему должен научить учитель;

- каково его назначение ;

- в чем заключается педагогическая задача.

Существует известный постулат, что:

ученик начинается с учителя

           А с чего начинается учитель?

        Учитель начинается с личности!

        Идеальный учитель-учитель с сильной харизмой , тот, чья душа притягивает , а его знания обогащают ученика, тот, который всегда находится в поиске ,а  сердце посвящает детям. Такого учителя  хочется слушать, ему хочется рассказывать, его хочется любить!  Это уже не только свойства ума, это свойство души! Это  целостность натуры. Откуда это?  Если такой учитель смог себя выстроил гармонично, он и ученика принимает мудро. Задача учителя – понять ребенка и сформировать как личность; помочь ему к встрече в будущем с добром и злом, через средства своего предмета вывести ребенка на важные жизненные вопросы об устройстве мира, вечном, прекрасном. Однако первостепенная обязанность учителя – организовать и увлечь ребят в активный процесс решения познавательных и практических учебных задач.


Из сочинения кадета

 Размышление о том, каким должен быть учитель.

Урок литературы, что о нем можно сказать? На мой взгляд, здесь много зависит  от преподавателя, хотя и не все, ученик тоже играет немаловажную роль. Одной из основных обязанностей учителя является дать знание, а ученика – принять их. Но в нашей форме преподносить так, чтобы они были интересны ученику. Литература не тот предмет, где можно объяснить что-либо посредством видеофильмов и слайдов, и не тот предмет, где требуется точная формула. Я, считаю, это предмет, где человек должен мыслить и здесь преподавателю необходимо, помимо программы, предоставлять интересные примеры из личного опыта, не только обязательно по программе, исторические фрагменты, давать возможность ученику высказывать свое мнение по произведениям русской и зарубежной литературы, не  насаждать своё мнение .Хотя, как правило, в конечном итоге, учитель всегда прав, так как у него опыта больше, а  у нас ,надо честно признаться, много лени !

2.Мотивация учебного процесса

Нет мотивации, нет желания изучать предмет. «Нельзя заставить учиться того, кто не хочет ».(Сухомлинский).

 Поговорим о литературе. Предмет литературы особенный – требует большой затраты времени на чтение и осмысление прочитанного. Здесь одной любви к чтению фантастики, детективов или «Гарри Поттера» не отделаешься, нужна  мотивация, причем сильная, да и сила воли не помешает. Поэтому учитель призван помочь ученику «не утонуть» в предмете, а  «выплыть», понять  красоту  русского слова,  полюбить творения великих мастеров   с древнейших времён и до наших дней. А это непростая задача! Чтобы достичь положительного результата, воспитать интерес к своему предмету .учителю приходится  находиться в постоянном поиске, использовать на своих занятиях различные формы и  методы работы.

3.Метод театрализации как метод исследования.

 Осмысление литературного произведения через чтение  часто осуществляется  методом  театрализации. При этом осуществляется не только чтение, но и неоднократное перечитывание текста. Могут составляться режиссерские наставления, истолковывающие художественные образы. После чтения по ролям, инсценирование полезно рецензировать представленные версии. Театрализация часто становится моментом обретения идейного смысла, понимания авторского замысла.

Например, развязку в комедии Гоголя «Ревизор», знаменитую «Немую сцену». осмыслить без театрализации невозможно. Экспериментальным путем можно дать ответы на несколько вопросов: «Почему Гоголь настаивал, чтобы „Немая сцена" длилась три минуты? Одна минута театрального молчания - это много или мало? Какой зрительской реакции добивался автор пьесы?»

Ход исследования.

Назначается «секретарь», следящий за временем. Решается, что молчание будет длиться 1 минуту. Исполнители занимают определенные автором пьесы положения и позы. Учащиеся опытным путем убеждаются, что одна минута театрального молчания - это средство удивительной силы воздействия. Мощная театральная пауза. Что должен увидеть в застывшей картине зритель? 

Желательно вспомнить эпиграф, который Гоголь предпослал второй редакции пьесы: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Результат осмысления приходит в процессе работы: до сих пор мы смеялись, потому что так легко смеяться над другими. но, оказывается, автор пьесы добивался иного эффекта.

Он представил нам зеркальную картинку,  где нужно прозреть и  понять, что это не о чиновниках и помещиках пьеса - это о нас, впавших в грех, забывших о высоком назначении человека. Так может совершиться внутреннее прозрение, произойти ревизия, в результате которой человек может понять, что с ним произошло. За 1 минуту (считал Гоголь!) на сцене такой охват невозможен (увидеть, осмыслить, прозреть), нужна более длительная театральная пауза.

О таком прозрении, о такой ревизии Гоголь помышлял, когда создавал пьесу. В «Приложении к Гоголю» сам  писал, что «город , изображенный  в пьесе, - это не город, а душа, чиновники - вовсе не чиновники, а страсти, которые овладевают человеком».

Теперь учащимся, исследовавшим комедию, становятся понятны чувства писателя, которые не принял прижизненные постановки пьесы. Это чувства непонятого автора. Ведь Гоголь верил, что писатель силой слова может изменить человека.

Такая маленькая мизансцена приводит 8-классников к большому и глубокому пониманию сложного творчества великого русского словесника. Вызывает  желание к дальнейшему чтению на новой ступени с более сложным осмыслением авторской позиции, а участие в театрализации вселяет и развивает творческий потенциал ребёнка, уверенность в себе и как результат – мотивацию в изучении предмета и успешность в учёбе в целом. Помните вопрос: с чего начинается учитель? С личности!

Постоянный поиск в работе, самосовершенствование, личностно-ориентированный  подход  и любовь к детям, взаимопонимание  и высокий профессионализм помогают учителю  в общении с учениками. А находка использовать как традиционные методы  работы, так и инновационные  мотивируют  учащихся на предмет, на учёбу, на успешность и твёрдую жизненную позицию. Если  эти качества  есть в учителе - то задача выполнена.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация мыслительной деятельности на уроках математики

О применении различных приёмов, с помощью которых можно активизировать мыслительную деятельность учащихся....

Активизация мыслительной деятельности на уроках геграфии и биологии через коррекцию познавательных интересов школьников с нарушением интеллекта

Вызвать у школьников живой интерес к изучаемому предмету и устойчивое желание узнать о том, что будет изучаться на уроке....

"Активизация мыслительной деятельности на уроках истории и обществознания"

В статье приводится материала рассказывающий о приёмах работы по активизации мыслительной деятельности на уроках истории...

Активизация мыслительной деятельности на уроках математики

Презентация разделена в 4 архива так как содержит много рисунков и анимационные эффекты.Презентация подготовлена для выступлении на МО учителей в школе по теме: "Активизация мыслительной деятельности ...

Урок рефлексии в рамках реализации программы ФГОС. Виды деятельности, приемы работы на уроках русского языка и литературы.

Данный материал расскажет о структуре  урока рефлексии. В статье приведены некоторые виды и приемы работы на каждом из этапов урока такого типа....

Из опыта работы Т.Н.Лукьяненко "Активизация мыслительной деятельности" на уроках русского языка и литературы"

Проблема актуальности мыслительной деятельности учащихся остаётся актуальной уже более двух веков. Введение аттестации выпускников в форме ЕГЭ требует особой подготовки учащихся. Я предоставляю матери...