Из опыта работы Т.Н.Лукьяненко "Активизация мыслительной деятельности" на уроках русского языка и литературы"
опыты и эксперименты по русскому языку (7 класс) на тему

Проблема актуальности мыслительной деятельности учащихся остаётся актуальной уже более двух веков. Введение аттестации выпускников в форме ЕГЭ требует особой подготовки учащихся. Я предоставляю материал, который показывает новые методы, приёмы умственного развития ребёнка на своих уроках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.

Лукьяненко Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 62, Крымский  район

Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь…                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Такова духовная и философская основа  нашей

профессии и технологии нашего труда: чтобы

открыть перед учениками искорку знаний, учителю

надо впитать море света, ни на минуту не уходя от

лучей вечно сияющего солнца знаний, человеческой

мудрости.

                                                                                         В.А.Сухомлинский

Увеличение умственной нагрузки на уроках русского языка заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски  новых  Эффективных методов  обучения и таких методических приемов,  которые активизировали бы мысли учащихся, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

Возникновение интереса к русскому языку у значительной части учащихся  зависит в большей степени от методики его преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа.

Рождение любого урока начинается с осознания его конечной цели – чего учитель может добиться; затем установления средства – что поможет учителю в достижении цели, а затем определения способа – как учитель будет действовать, чтобы  цель была достигнута. Успех в большей степени зависит от умения учителя грамотно выстроить, наполнить содержанием все структурные компоненты урока. Главное – побудить детей думать, размышлять, сомневаться, делать выводы.

Сейчас, когда в педагогике большое внимание  уделяется личности ребенка, задача учителя – предоставить  ему возможность  саморазвития,  способствовать формированию высококультурной,  интеллектуальной, способной действовать в системе динамичных  общественных отношений личности школьника, развитию у учащихся  умений слушать друг друга, излагать свои мысли, критически оценивать  свои ответы и ответы товарищей, работать в коллективе; создавать условия  для обучения  постановке целей и достижению их.

Мастерство учителя состоит в том, чтобы спланировать и провести урок  не только в знаниевой , но и деятельностной форме, организовать знание, которое дает ученику специальные знания о мире в одной отдельно взятой области, становится площадкой, где ему предоставляется возможность усовершенствовать  свой опыт поведения  в разных жизненных ситуациях.

Категория «компетенции» является следствием новой экономики и нового подхода к человеческим ресурсам (М.В. Рыжаков). Но Е.Я. Коган утверждает, что «формирование компетенций – это не смена содержания. Это смена способа, смена технологии». Значит, на уроке надо не только давать знания как таковые, а знания и умения соединять с адекватным восприятием мира.

Только тогда можно говорить о формировании деятельной позиции (позиции исследователя, организатора, коммуникатора). Но деятельная позиция – это позиция активная, и, следовательно, мы, учителя, должны разными способами, методами активизировать познавательную деятельность учащихся, которая на данный момент резко снизилась по разным причинам: во – первых, дети часто не осознают, зачем им вообще надо учиться; во – вторых, не понимают, как использовать полученные знания в практической деятельности; в – третьих, это, конечно, устаревшие методики, используемые учителем на уроке.

И в своей работе я решила поделиться своим опытом, своими наработками в деле активизации познавательной деятельности.

И на этом этапе возможно использование разных позиций.  Учёные под  понятием активность обычно подразумевают возможность ответа на следующие вопросы:

- В чьих интересах и ради чего проявляется активность?

- Каким образом, посредством каких психологических механизмов реализуются?

- Какое направление активности?

^ Как видим, здесь чётко видны три составляющие активности:

- мотивация;

- целеполагание;

- инструментарий.

Если говорить о мотивационной основе активности, то, с нашей точки зрения, первое, с чего следует начать урок – это установка на деятельность. Поэтому мы ставим перед собой задачу нацелить учащихся на успешное выполнение учебного задания: ученик должен ощутить себя «творцом обстоятельств», чтобы ему захотелось преодолеть трудности, которые можно встретить в ходе работы; другими словами, формируется мотив достижения результата.

На этом этапе учащимся можно предложить различные варианты мотивов:

- Стремление самостоятельно решать интересные задачи;

- Попытаться завоевать авторитет в глазах товарищей;

Рассматривать свою деятельность с точки зрения её пользы для самого ученика, для других людей и т.д.

Иначе говоря, с первых минут урока
формируется ситуация успеха: актуализируются для предстоящей деятельности одни эмоции, нейтрализуются (при необходимости) другие (страх, память о неуспехе, равнодушие и т.д.).

Хочу напомнить, что роль учителя при этом меняется. Он превращается в организатора (как уже отмечалось выше) и консультанта (ученик в любой момент может обратиться к учителю за помощью), не навязывающего свою точку зрения, знания, убеждения, а позволяющего ученику стать своим соучастником, поддерживающего инициативу.

Ученик не зажат на уроке принципом «от сих и до сих, ни шагу в сторону», не боится ошибаться, а получает возможность творчески проявлять все ранее накопленные знания и на этой основе приобрести знание новое в результате самостоятельного мышления, поиска, решения. И если учителю удастся справиться с поставленной задачей, то ученики почувствуют потребность в овладении новыми знаниями.


До недавнего времени считалось, что учитель – творец урока, и, естественно, цели ставит он. Сегодняшний день требует воспитывать творцами учеников, поэтому
функцию поставки целей нужно отдать детям. Тогда они чётко и ясно увидят, что должны освоить и какой результат получить.

Однако, прежде чем ставить цели, необходимо ввести новый этап, который можно назвать мобилизующим. На этом этапе ученики осуществляют указанные учителем мыслительные операции (сравнения, сопоставление, группировка, нахождение общего и различий, классификация и т.д.) с предложенным лингвистическим материалом и в результате приходят к формулированию темы и целей урока.
видов мыслительных операций и, соответственно, упражнений.

^ В 7 классе на первом уроке по теме «Предлоги» возможно такое задание:

На доске запись:  Образуйте  словосочетания с предлогом  по. Поставьте существительные в нужной форме, определите падеж. Какие отношения выражает предлог?

1 Ходить по (мостик), бежать по (дорога), гулять по (парк).

2. Задать вопрос по окончани… урока, ушел по истечени… назначенного времени, позвонил по приезд… в город, сообщил по прибыти… из командировки.

3. Скучаю по (мама), тужить по (сын), плачет по (вы), горюет по (мы).

^ 7 класс – первый урок по теме «Причастие». Здесь возможно использование «немого диктанта».

Задание.

1) Посмотрите на меня (это может быть и ученик). Запишите в левый столбик слова, характеризующие меня по высоте, красоте, полноте.

2) Слова какой части речи вы для этого использовали? Какие признаки предмета постоянные или временные – они называют? От слова какой части речи образованы?

3) Сейчас я произведу некоторые действие, а вы опишите, какие признаки я приобретаю в этом случае (слова запишите в правый столбик)? Постоянны эти признаки или нет? От слова какой части речи образованы?

4) Просклоняйте по одному слову из каждого столбика. Какой вывод можно сделать об изменении прилагательных и причастий?

5) Что ещё общего есть у прилагательных и причастий, с вашей точки зрения?

На доске и в тетрадях по мере выполнения задания появляется запись:

4. Какова тема урока? Какие цели урока поставлены? (6 класс «Понятие о причастиях»).






^ Возьмём урок в 7  классе по теме «Предлоги и союзы». 

Проведем конструирование текста.

Речевая ситуация: «Подумайте, может ли ответ ученика на уроке географии начинаться с предложения: «Наша область также граничит с Калмыкией» Почему? Напиши  микротекст на предложенную тему.                                                                                             

При изучении темы «Имя существительное»  в 5 классе предлагаю следующие задания:                                                                                                                                          “Найди ошибку”

Обращаю внимание учащихся на то, что в определении имени существительного допущена ошибка.

Задача группы не только найти ошибку, но и объяснить ее.

1 группа: “Имя существительное-самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет. Имена существительные бывают мужского, женского или среднего рода и изменяются по падежам и числам. В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими и дополнениями”.

2 группа: “Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что ?, относится к мужскому, женскому или среднему роду и изменяется по лицам и числам. В предложении чаще всего бывает подлежащим или дополнением”.

 “Кто больше?” (1мин. )

Проверим вашу эрудицию (обращаемся к словарной статье-эрудит)

Задание: Написать за одну минуту как можно больше имен существительных собственных к данному нарицательному. Кто напишет больше, тот и получит звание “Эрудит”.

1,2,3,4 группы-город… (Барнаул, Алейск, Бийск,Заринск, Змеиногороск. . . )

 “Не ошибись”

Задание 1-3 группы называют имена существительные одушевленные, 2-4 - неодушевленные (по цепочке, без заминки)

 “Третий лишний”

Задание: Повторим род имен существительных.

1 группа - весна, погода, облачко

2 группа - портфель, юноша, плакса

3 группа - сирота, неряха, девочка

4 группа -солнце, огород, ведро

Препятствие №6 “Род, число и падежи крепко в памяти держи”

Задание: Работаем по обобщающей таблице. Докажите, что слова синева и синий обозначающие цвет,являются разными частями речи.

Во-первых,…

Во-вторых,…

В-третьих,.

Работаем по перфокартам (“ключ” накладывается на рабочие перфокарты, прокалывается (х), оценивается)

1 - 3 гр.

2 - 4 гр.

1. работать на фабрик__

1. учиться в школ___

2. приехать из Сибир__

2. жить в переулк___

3. идти по площад__

3. идти по улиц____

4. лежать на крыш___

4. возвращаться с фабрик___

5. плачет от бол___

5. отдыхать в лагер___

6. рыба на блюд___

6. нужны природ___

7. лежит на сен___

7. нет радост__

8. живет в деревн___

8. бежит по дорожк__

9. около рощ___

9. занесло в пол__

10. письмо от матер____

10. подъехал к площад___

 

№п/п

Е

И

1

+

 

2

 

+

3

 

+

4

+

 

5

 

+

6

+

 

7

+

 

8

+

 

9

 

+

10

 

+

№п\п

Е

И

1

+

 

2

+

 

3

+

 

4

 

+

5

+

 

6

+

 

7

 

+

8

+

 

9

+

 

10

 

+

“ Деформированный текст”

Обращаемся к словарной статье – деформация.

Задание: восстановить деформированный текст. Определить синтаксическую роль имен существительных.

Оно чуть помедлило, словно запутавшись в ветках деревьев, и вдруг выкатилось на простор золотым колесом с огненными спицами.

Над соседним лесом показался краешек солнца. Снег засверкал переливающимися огоньками.

После выполнения задания представители каждой группы (первые правильно выполнившие задание) получают звание “Знаток русского языка” (помогают в проверке работ на индивидуальных карточках).

Морфологический разбор имени существительного (индивидуальные тренажеры) 

Деревья в саду покрыты снегом 

1. Часть речи

Н.ф.

2. Пост. призн.

Непост. призн.

3. Синт. роль

Подведем итоги: собрав, систематизировав знания об имени существительном

Особое внимание уделяю компетентностному обучению.
Компетентностное обучение сейчас является перспективным. Объясняется это тем, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико – ориентированный характер, и сама становится предметом усвоения. Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения. Компетентностный подход, как и другие инновационные подходы в обучении, требуют поэтапного внедрения. Но все этапы должны формироваться у школьников не в отдельности, а в системе, заключающейся в сотрудничестве при выполнении общего задания, например, несколько учащихся одновременно работают над проектом по творчеству писателя или поэта на уроке литературы. Они же планируют свои действия, оценивают результаты своей деятельности и т.д.

Итак, воспитанию коммуникативной культуры учащихся способствует научно – практическая деятельность, исследовательская работа, которую я зачастую включаю в выполнение и творческого домашнего задания, где по одной из предложенных тем учащиеся готовят презентацию или сообщение. Каждому ученику предоставлена возможность выбора доступного на данном этапе. Также положительным моментом является то, что в активную познавательную деятельность удается включить слабых учеников, повышая тем самым их интерес к предмету, приучая к самооценке своего труда.

Конечно, я не забываю о том, что в компетентностном образовании урок сохраняется как одна из форм организации обучения, но упор делается на расширении применения иных, неурочных форм организации занятий – группа по проекту, самостоятельная работа в библиотеке или компьютерном классе.

Особую роль в современных условиях компьютеризации процесса обучения приобретают уроки с использованием интерактивных технологий, которые призваны не только систематизировать полученные знания учащихся, но и позволяют учащимся активно участвовать в обсуждении темы, выполнять тестовые задания, осуществлять итоговый контроль, выявлять степень подготовленности каждого ученика по теме и оценить (практические задания в форме тестов, индивидуальных заданий, обобщающие таблицы).

Проведение уроков с использованием интерактивных технологий повышает уровень качества знаний, прививает интерес учащихся к предмету, позволяет каждому ученику выявить свои знания и способности.

Ответ учащегося на уроке рассматривается как публичное выступление. Работая с текстом учебника, учащимся предлагается выбирать уровень вопросов: от стандартных – до более сложных, предполагающих понимание изучаемого материала глубже. Усвоение системных знаний я свожу к многоуровневому тестированию по каждому блоку тем. К примеру, тест после изучения тем по русскому языку в 8 классе «Второстепенные члены предложения», «Однородные члены предложения» и др.

Активизация познавательной деятельности учащихся осуществляется на уроке при работе в группах, которая направлена на создание поисковых ситуаций, возбуждение активного познавательного интереса к знаниям и процессу их добывания, обучение приемам умственных действий.

Важным является то, что компетентностный подход позволяет согласовать цели обучения, поставленные учителем, с собственными целями учащихся, тем самым, повышая степень мотивации учения. Данная система нацеливает ученика и учителя на конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности.

Игра как дидактический метод активного  обучения  позволяет повысить интерес учащихся к учебному предмету, способствует повышению уровня мотивации в обучении русскому языку, формирует осознанную потребность знаний и умений.

Использование игровых технологий позволяет снять напряжение  в преодолении трудностей при изучении сложных тем школьного курса русского языка, вести преподавания предмета на уровне эмоционального осознания темы, что сегодня является важным фактором в понимании учебной темы. Участие в играх способствует обогащению словарного запаса учащихся, усвоению сложных грамматических форм, формированию умения различать правильную и неправильную речь (свою и чужую).

При изучении темы «Числительное» в 6 классе я  использую элементы игровой технологии:  Конкурс на составление лучшей схемы «Имя числительное», ребусы

5- 20, 30 Ь

50 – Ь – 80

500 –Ь – 900

Кроссворд «Числительное», игру «Четвертое лишнее», «Продолжи числительное», составление сказки и синквейна о числительном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Развитие и совершенствование речи на уроках русского языка и литературы как средство адаптации глухих учащихся».

Усвоение языка глухими находится в неразрывном взаимоотношении с развитием их мышления. Обучая глухих языку, школа дает в...

Обобщение педагогического опыта работы по теме: «Использование ЭОР на уроках русского языка и литературы с целью повышения мотивации учащихся к предмету»

Обобщение педагогического опыта работыпо теме: «Использование ЭОР на уроках русского языка и литературы с целью повышения мотивации учащихся к предмету»Ереминой Ольги ЮрьевныУчителя русского язык...

Обобщение и систематизация опыта по теме: "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в 5-9 классах"

Согласно «Концепции модернизации российского образования» в основу обновленного содержания положены ключевые компетентности. «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать...

Обобщение педагогического опыта по теме:«Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы».

Работа состоит из 4-х разделов. I. Введение.II. Теоретическая база опыта.III. Пути осуществления активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.1. Технология развит...

Обобщение опыта работы по теме "Межпредметная связь на уроках русского языка и литературы"

В данной статье помещен опыт работы учителя русского языка литературы по теме самообразования"Межпредметная связь на уроках русского языка и литературы"....

Обобщение опыта работы по теме «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы в 5 классах (ФГОС ООО)»

Обобщение опыта работы по теме «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы в 5 классах (ФГОС ООО)». В статье освещается теоретический материал и предложены для внимания 2 ученических...

Из опыта работы совместной деятельности учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы . Учет специфических ошибок при оценивании работ учащихся с дисграфией и дислексией.

В настоящее время в школе достаточно велик процент учащихся с дисграфией и дислексией. Дисграфия связана с нарушением письма, но не  связана нарушением  интеллекта, она не является результат...