Технология развития критического мышления на уроках обществознания, права (из опыта работы)
учебно-методический материал на тему

Ступаченко Наталья Викторовна

Данная технология -  одна из современных образовательных технологий,  применяемой в школе. Публикация позволяет познакомиться с ее структурой, результатами, некоторыми наиболее успешными вариантами ее использования:"Понятийное колесо","INSERT",  "Кластеры", "Фишбоун".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология развития критического мышления на уроках обществознания, права

Из опыта работы

учителя истории, обществознания Ступаченко Н.В.

СОШ №1 г. Белоярский

Данная технология -  одна из современных образовательных технологий,  применяемой в школе.

Давайте разберемся первоначально с самим понятием «критическое мышление»?

Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения критического мышления. Под ним они  понимают тип мышления, основанный на когнитивных навыках и стратегиях и позволяющий приходить к результатам, которые отличаются своей взвешенностью, логичностью и целенаправленностью. Что важно – психологи нас заверяют, что критическое мышление не является врождённой способностью, а значит, его можно развивать. И не просто можно, но и нужно, поскольку способность мыслить критически позволяет человеку выявлять и противостоять попыткам манипулирования, приучает к чёткости мысли, структурированности, корректной интерпретации информации.

Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:

  • Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу.
  • Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.
  • Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими
  • Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.
  • Развитие умения анализировать полученную информацию.

В основе технологии – трехфазовая структура урока

1)Вызов:

  • актуализация имеющихся знаний;
  • пробуждение интереса к получению новой информации;
  • постановка учеником собственных целей обучения.

2) Реализация смысла:

  • получение новой информации;
  • учащиеся соотносят старые знания с новыми.

3) Рефлексия:

  • размышление, рождение нового знания;
  • постановка учеником новых целей обучения.

Некоторые  стратегии  технологии РКМ, которые я  использую  на уроках.

Технология “Понятийное колесо” - в законченном виде напоминает колесо, в центре которого пишется ключевое (изучаемое на уроке) понятие (тема), а вокруг него, соединенные лучами слова – ассоциации (словосочетания), которые предлагают дети.

Пример: урок обществознания в 9 классе по теме: “Что такое культура”.

Цель урока: актуализировать имеющиеся знания о культуре; создать условия для формирования новых знаний о культуре и ее формах.

Стадия вызова: учитель предлагает учащимся перечислить известные им определения культуры (синонимы, слова– ассоциации, словосочетания), изобразив их схемой. В дальнейшем работу на уроке можно строить, используя готовое понятийное колесо.

Стратегия ЗХУ

Эту стратегию можно  использовать как для чтения, так и для прослушивания лекции. Удобен данный формат тогда, когда лекция предваряет исследовательскую работу учащихся- она выполняет функцию установочной, предполагает дальнейшую самостоятельную работу.

Также данная стратегия “ЗХУ” применяется с использованием одноименной таблицы:

“З”  (Знаем)

“Х” ( Хотим узнать)

“У”  (Узнали)

Пример: урок права в 10-м классе «Экономические, социальные и культурные права человека»

Цель урока: Создать условия для усвоения нового материала о правах человека, согласно Конституции РФ.

Фаза вызова: актуализация знаний и смыслов. Заполняя графу “З” учащиеся составляют список знаний, обсуждают их и обобщают. В процессе обсуждения могут аргументировать свою точку зрения. Учитель уточняет и обобщает их высказывания.

Пробуждение познавательного интереса. Заполняя графу “Хотим узнать”, учащиеся формулируют свои познавательные запросы, которые, соответственно, порождают мотивацию к их удовлетворению.

Определение направления в изучении темы. Учащиеся самостоятельно определяют основные понятия и направления изучения темы, наполняя содержанием графу “Х”.

Фаза реализации смысла: активное восприятие информации. Слушая лекцию, учащиеся отбирают ту информацию, которая им была необходима для удовлетворения своих познавательных запросов, связанных с темой.

Сопоставление нового и старого знания. Слушая лекцию, учащиеся могут корректировать знания в графе “З”.

Фаза рефлексии: в графу “У” учащиеся записывают новую для себя информацию, что способствует осознанию приобретенного знания; помогает систематизировать материал, развивает умение определять понятийный аппарат, связанный с темой, отражает процесс работы с информацией.

Стадия Реализация смысла: активная рабоа с разнообразными источниками информации: таблицами, схемами, документами, с учебником, учебным фильмом.

На данной стадии применяется прием “Инсерт”  ("INSERT")

Справка: Авторы приема — ученые Д. Воган и Т. Эстес. Позднее прием модифицировали Ч. Темпл, К. Меридит и Д. Стилл, которые предложили использовать "инсерт" в технологии критического мышления.

Название приема представляет собой аббревиатуру:

I — interactive (интерактивная).

N — noting (познавательная).

S — system  for (система).

E — effective (для эффективного).

R — reading (чтения).

T — thinking (и размышления).

Таким образом, инсерт — это прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП), используемый при работе с текстом, с новой информацией.

Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте или документе.

Пометки следующие: (они могут и варьироваться)

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

На практике: заметки учащиеся делают на полях карандашом.

Данный прием требует активного и внимательного чтения. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. При использовании этой стратегии важно, чтобы отмеченные вопросы (?) не остались без ответа. Удовлетворить эту познавательную потребность может как учитель так и те учащиеся, у которых не возникло проблем с пониманием прочитанного.

После прочтения или прослушивания текста учащимся можно предложить заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.

Затем в парах, группах, фронтально осуществляется обсуждение отдельных категорий таблицы.

Прием “Кластеры” (гроздь): предполагает выделение смысловых единиц текста и его графическое оформление в виде грозди.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Последовательность действий:

1. В начале, посередине чистого листа (классной доски), документа Word,  слайде Present  Point написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

классический кластер

В начале урока учитель записывает в центре доски тему (ключевое слово) и просит учеников сделать запись в тетради, подумать и записать вокруг данного слова все, что приходит на ум в связи с этой темой. Через несколько минут можно предложить учащимся обменяться своими идеями в парах, затем поделиться ими со всем классом и записать их на доске.  

Пример:

                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                             

При более сложных темах можно помочь учащимся  основными категориями:

         

Возможная форма работы с кластером на уроке: класс делится на группы.

Первый этап урока. Учащиеся в группах читают материал параграфа, обмениваются новой информацией, находят ключевую идею темы и смысловые единицы, связанные с ней.

Второй этап урока. Составление кластера. На каждой парте есть бумага, цветные карандаши и фломастеры. На этом этапе работы ученики проявляют творчество при составлении кластера. Но главное – содержание.

Третий этап урока. Защита кластеров.

Четвертый этап урока. Оценивание работы в группах и подведение итогов.

Для создания кластера в качестве формата домашнего задания или в компьютерном классе удобно использовать готовую программу Draw.io

Draw.io — это сервис, предназначенный для формирования диаграмм и схем.

С помощью веб-сервиса Draw.io можно создавать:

  • Диаграммы.
  • Вставка в диаграмму изображений.
  • Графики.
  • Блок-схемы.
  • Формы.

Также доступен экспорт готовых схем в изображение (PNG, GIF, JPG, PDF)

https://startpack.ru/repository/application/441/image/1586.jpg

https://startpack.ru/repository/application/441/image/1588.jpg

Прием “Фишбоун”

В основе — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) — японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.

         Схемы Фишбоун дают возможность:

  • организовать работу участников в парах или группах;
  • развивать критическое мышление;
  • визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
  • ранжировать факторы по степени их значимости.

Эффективно ее применение во время Мозгового штурма.

http://katti.ucoz.ru/_pu/57/94022584.jpg

Схема Фишбоун может быть составлена заранее. С применением технических средств ее можно сделать в цвете.

При их отсутствии используется обычный ватман либо ежедневный инструмент учителя — цветной мел.

Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

http://katti.ucoz.ru/_pu/57/s72771529.jpg

Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.

Верхние косточки  — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.

Нижние косточки— факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.

Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.

Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний - материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.

Формы работы на уроке

  • Индивидуальная работа. Всем учащимся раздается для анализа одинаковый текст и перед каждым ставится цель — заполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 10 минут. Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы на доске.
  • Работа в группах. Каждая из групп получает свой текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение – в группах. Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления на уроках обществознания

В статье перечислены некоторые приемы, позволяющие развивать у учащихся критическое мышление...

Формирование ключевых компетенций школьников на уроках литературы на основе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». (Из опыта работы)

«Концепция модернизации российского образования» ставит задачу по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответствен...

Использование методов проблемного диалога и технологии развития критического мышления на уроках обществознания

Основной задачей образования становится создание условий развития школьника, которые обеспечат в будущем его готовность жить и успешно действовать в обществе. Это означает, что основным результатом об...

Технология развития критического мышления на уроках обществознания

Включение технологии развития критического мышления в систему школьного образования дает возможность личностного роста, повышает мотивацию к обучению так как обращена, прежде всего, к ребенку, к его и...

Методический семинар "Технология развития критического мышления на уроках обществознания"

Методическая разработка  «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР» На тему:Развитие критического мышления  на уроках обществознанияОбществознание как  предмет препо...

Методический семинар "Технология развития критического мышления на уроках обществознания"

Методический семинар "Технология развития критического мышления на уроках обществознания"...

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО (из опыта работы учителя английского языка )

В данном материале рассматривается ТРКМЧП, применяемая автором в своей работе на уроках английского языка по УМК "Английский в фокусе"....