Шесть приёмов создания проблемных ситуаций на уроках бурятского языка
статья на тему

Шарланова Наталья Цыремпиловна

Технология проблемного обучения универсальна: открывать знания можно на любом предмете и на всех школьных ступенях.
Дети лучше усваивают то, что открыли сами и выразили по-своему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnoe_obuchenie_word_2.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:

Шесть приёмов создания

проблемных ситуаций на уроках  бурятского языка

          Важнейшим показателем профессионализма является примерно такая формулировка педагогического кредо: «не давать информацию в готовом виде. Работать так, что учащиеся сами открывают новое знание». Это означает, что учитель осуществляет проблемное обучение.
Технология проблемного обучения универсальна: открывать знания можно на любом предмете и на всех школьных ступенях.
Дети лучше усваивают то, что открыли сами и выразили по-своему. Значит, проблемный урок даёт более прочные знания, чем традиционный, подтверждая мысль, что ничему нельзя научить – можно только научиться.

          С проблемной ситуации начинается научное творчество. И проблемный урок должен начинаться аналогично.

           Проблемная ситуация действительно возникла, если у класса появился эмоциональный отклик. Эмоциональное переживание возникает у школьника в определенный момент урока – при столкновении с противоречием. Можно выделить 6 приёмов проблемных ситуаций: 3 – с «удивлением», 3 – с «затруднением».

Приём  №1. Урок родного языка в 7-м классе по теме «Дахуул үгэ»
Сравнив данные таблицы, учащиеся приходят к выходу, что послеслогов в бурятском языке больше. (По данным М.Н. Мангадаева, Улан-Удэ, 1982 г.) Но  текстах на бурятском языке их меньше, чем в русском. (Выявление на основе сравнения). Ученики испытывают удивление. (Возникновение проблемной ситуации).
Приём № 2.   Он чуть сложнее предыдущего, потому что учителю придётся столкнуть разные мнения своих учеников, а не предъявлять ребятам чьи-то чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал.
Пример. Урок бурятского языка в 5-м классе по теме «Орёо үгэнүүд» (Сл. слова)

Учитель

Ученики

–  В словах на доске выделить корень (практическое задание)

Ученик у доски в последнем слове «hайндэр» выделяет один корень.

– Все согласны?    

Нет. В слове «hайндэр» два корня: hайн – и – дэр.
Разные мнения вызывают реакцию удивления (возникновение проблемной ситуации).     

 
Таким образом, приемы 1 и 2 создают противоречие между двумя и более положениями.
Приём № 3. В сравнении с предыдущим он самый сложный, так как выполняется в два шага. Сначала учитель обнажает представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем сообщением, экспериментом или наглядностью предъявляет научный факт.
Пример. Урок бурятского языка в 7-м классе по теме «Дахуул үгэ».

Учитель

Ученики

– На доске два столбика предложений:
Самолёт дээгүүр ниидэнэ.
Стол дээрэ ном хэбтэнэ. Найдите послелоги. Что можно о них сказать? 

– «Дээгүүр», «дээрэ» являются послелогами.

– Проверим. Вспомните, что такое «Дахуул үгэ»?

– Не отвечают на вопрос, не обозначают предмет, действие, состояние, признак.

– Но тогда «Дахуул үгэ» не отвечает на вопрос (предъявление научного факта)  

(Возникновение проблемной ситуации)

– Сделайте разбор по составу предложений. 

Сделав разбор по составу предложений, учащиеся делают вывод, что в первом случае «дээгүүр» – наречие, во втором – послелог, «дахуул үгэ».


 Мы рассмотрели все приёмы создания проблемной ситуации с удивлением. Переходим к проблемным ситуациям с затруднением. В их основе лежит единственное противоречие – между необходимостью выполнить задание учителя и невозможностью это сделать.
Приём № 4. Самый простой: учитель даёт задание, не выполнимое вообще, в принципе. Оно вызывает у школьников явное затруднение.
Пример. Урок родного (бурятского) языка в 7-м классе по теме «Деепричастна түхэлэй хамаадал» (Деепричастие)

Учитель

Ученики

– Уридшалhан, үргэлжэлhэн, болзоогой, хизаарлаhан деепричастнуудые нюурта ба өөртэ хамаадалай залгалта нэмээд, үгтэhэн формодо оруулха. 

Дети выполняют задание:  ябамсаарни, ябазалааршни, ябабалтнай, ябамсаараа, ябаhаараа и т.д.

– (Проделать то же самое с другими глаголами). Илгаhан, холбоhон деепричастнуудые нюурта ба өөртэ хамаадалай залгалта нэмээд, үгтэhэн формодо оруулха.

– Испытывают затруднение (возникновение проблемной ситуации).


Приём № 5. Состоит в том, что учитель даёт практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т.е. задание, не похожее на все предыдущие. Не зная способа выполнения нового задания, ученики испытывают затруднение.
Пример. Урок родного языка в 9-м классе по теме «Сэхэ ба өөршэлэн хэлэлгэ» (Прямая речь).
Ученикам даются два простых предложения, с которыми они успешно справляются. Третьей предлагается осложнённое предложение. Поскольку с этим типом заданий дети ещё не сталкивались, они в затруднении (возникновение проблемной ситуации).
Приём № 6. Из всех приёмов создания проблемной ситуации с затруднением он самый сложный, потому что выполняется в два шага. Сначала учитель даёт практическое задание, похожее на предыдущее. Не замечая скрытого подвоха, ученики его выполняют, применяя уже имеющиеся у них знания. Затем учитель должен аргументировано доказать, что задание школьникам всё-таки не выполнено. После чего у ребят и возникает требуемое замешательство.
Пример. Урок в 5-м классе по теме «Йотированные гласные».

Учитель

Ученики

– Какую тему мы проходили на прошлом уроке?
– Сделаем фонетический разбор слов…

– Гласные. Легко выполняют ряд заданий, применяя известное правило.

– А теперь сделайте фонетический разбор слов «үнеэн», «яяр» (задание сходное с предыдущими).

Дети допускают ошибку.

– Давайте проверим. Что вы замечаете? (доказывает, что задание не выполнено)  

Осознают ошибку, реакция затруднения, возникновение проблемной ситуации. 

            В применении приёмов создания проблемной ситуации существует определённая предметная специфика. Но я лично убедилась и в обратном: если хорошенько напрячься, то по каждому предмету можно придумывать проблемные ситуации всеми шестью (6) приёмами.

Список литературы:

  1. «Проблемный урок или как открывать знания с учениками» Е.Л. Мельникова.- Москва: АПК и ПРО,  2006 – с. 23-31

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар -практикум «Педагогические приёмы создания ситуации успеха»

Семинар - практикум для педагогов дополнительного образования Центра детского творчества  Цель: содействие формированию у педагогов  потребности использования  в своей работе принципа «...

Методы и приёмы организации ситуации успеха как одного из направлений социализации обучающихся в рамках реализации ФГОС.

Многие наши современники высказывают мысль о  том,  что  ученик  тогда  тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении,  когда  им  движут здоровые мо...

"Методы и приёмы организации ситуации успеха в учреждении ДО"

Условия создания ситуации успеха. Действия педагога по созданию ситуации успеха в ДО....

Методы и приёмы организации ситуации успеха

В данной методической разработке представлены технологические операции по созданию ситуации успеха...

Использование на уроках биологии и во внеурочной деятельности педагогических приёмов создания ситуации успеха ученика

Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех результат подобной ситуации.Ситуация успеха – это переживание субъектом своих личностных достижений.Главный смысл ...

"Методы и приёмы создания ситуации успеха на уроке"

С чего начинается создание ситуации успеха на уроке? Возможно с необычного начала урока,с предвкушения необычности, способности учителя удивлять.....