Методы и приёмы организации ситуации успеха как одного из направлений социализации обучающихся в рамках реализации ФГОС.
статья на тему

Камардина Наталья Игоревна

Многие наши современники высказывают мысль о  том,  что  ученик  тогда  тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении,  когда  им  движут здоровые мотивы и интересы, подкрепленные успехом.

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя.

Что же такое успех?

Что необходимо педагогу для создания ситуации успеха на разных этапах урока?

Почему это происходит? 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и приёмы организации ситуации успеха как одного из направлений социализации обучающихся в рамках реализации ФГОС

Цель: познакомить с новыми методиками преподавания, новыми способами организации содержания образования, систематизировать приемы и методы конструирования ситуации успеха на уроке и во внеурочной деятельности в условиях введения  и реализации ФГОС.

   «Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться».

                                                                                                             В.А.Сухомлинский

Многие наши современники высказывают мысль о  том,  что  ученик  тогда  тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении,  когда  им  движут здоровые мотивы и интересы, подкрепленные успехом.

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя.

Что же такое успех?

Что необходимо педагогу для создания ситуации успеха на разных этапах урока?

Почему это происходит?

Что такое успех? (с социально – психологической точки зрения)

Успех – это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, самой личности и результатами ее деятельности.

Что такое успех? (с психологической точки зрения)

    Успех – это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому человек стремится, либо совпал с его ожиданиями, либо превзошел их.

Что такое ситуация успеха? (с педагогической точки зрения)

Ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения.

Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Так почему же он теряет интерес к учебе?

Виновата ли в этом школа и ее методы обучения?

Какую роль при этом играет учитель?

Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?

В процессе учебной деятельности положение учителя и ученика далеко не равнозначно. Учитель связан с учениками целой системой формальных и неформальных связей, за характер которых он несет ответственность перед обществом, перед семьей учащегося, перед учеником и перед своей совестью. Нужно чаще разговаривать с учеником, выбирая для этого темы интересные для него, пожелания, потребности, чтобы помочь ему успешно пройти сложный путь личностного самоопределения. Учитель должен стремиться быть откровенным и открытым, постараться вселить силы в учащегося, то есть учитель и ученик должны находиться в равноправных позициях: откровенность учителя должна быть направлена к ученику, как к человеку. Педагог должен видеть личность, признавать ее неповторимость, незаменимость, уважать мысли, чувства учащихся, право на свободу выбора. Этим он признает их равенство, их право на сотрудничество, в каких бы официальных отношениях они не состояли.

           В  переживании   ситуации   успеха   особенно   нуждаются   учащиеся, испытывающие определенные затруднения в учении. В связи  с  этим  необходимо подбирать такие задания,   с  которыми  учащиеся  этой  категории  могли  бы справиться без особых затруднений и лишь потом переходить  к  более  сложным упражнениям. В опыте передовых  учителей  с  этой  целью  используются так называемые сдвоенные  задания,  где  первое  подготавливает   к  выполнению более сложного задания.

          Надежным путем  создания  ситуаций  успеха  является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и  характеру помощи учащимся при ее осуществлении.

        

Условиями создания ситуации успеха являются:

  • взаимодействие в процессе познания
  • использование разнообразных форм организации учебной деятельности
  • использование активных приемов и средств работы
  • самостоятельная и творческая деятельность учащихся
  • организация рефлексивной деятельности на уроке

Взаимодействие в процессе познания включает:

  • создание положительного психологического микроклимата
  • выстраивание урока в рациональном режиме
  • эмоциональные разрядки на уроке
  • личностно –ориентированный подход

Методы и приемы, моделирующие ситуацию успеха

Этап урока

Методы и приемы, моделирующие ситуацию успеха

Обоснование выбранных приёмов

Организационный

Устранение пробелов в знаниях, полученных на предыдущих уроках: анализ ошибок, допущенных в работах разного вида (контрольных, самостоятельных, домашних).

Мысль, что мы все пробуем, ищем, ошибаемся, добавляет уверенности, «убирает» страх перед ошибкой, перед трудным заданием.

 

Проверка домашнего задания

Закрепление пройденного и устранение ошибок в задании, выполненном самостоятельно.

Предоставляется возможность исправить допущенные ошибки и получить более высокую оценку за выполненную дома работу; анализ ошибок даёт возможность избежать их в дальнейшем.

Постановка целей и задач урока

Авансирование успешного результата: «Тема трудная (лёгкая, есть сложности и т.д.), но я не сомневаюсь: у вас всё получится, вы обязательно справитесь». Внесение мотива: без этого невозможно дальнейшее изучение темы, вы должны друг другу помочь, быть внимательны.

Помогает учителю выразить свою твёрдую убеждённость в том, что дети обязательно справятся с проставленной задачей, внушает ребёнку уверенность в свои силы и возможности. Показывается, ради чего совершается эта деятельность, кому будет от этого хорошо.

Этап урока

Методы и приемы, моделирующие ситуацию успеха

Обоснование выбранных приёмов

Объяснение нового материала

Мобилизация активности: побуждает к выполнению различных действий, использование на уроках метода интерпретации. Лавирование между известным и неизвестным, предоставление возможности рассмотреть со всех сторон любые ситуации, явления, процессы, события. Скрытое инструктирование ученика в способах и формах совершения деятельности («Обратите внимание на…», «С чего лучше начать…», «Догадайтесь, почему…»). Персональная исключительность: «Это можешь сделать только ты», «У тебя получится лучше (не хуже), чем у других», «Помоги мне…», использование метода проекта. Метод «педагогического рисунка»: выполняя работу, учитель действует одновременно с детьми, допуская при этом какието неточности, промахи.

Дети при изучении новой темы могут предлагать свои решения проблемы, высказывать свои версии, что тоже помогает снять страх перед неправильным ответом. Помогает ребёнку избежать поражения, всё достигается путём намёка, пожелания. Используется жизненный опыт ученика. Обозначает важность усилий ребёнка в предстоящей или совершаемой деятельности. Снимает страх перед сложностью работы.

Закрепление изученного

Использование ситуации «от простого к сложному». Высокая оценка детали: «Особенно мне понравилось…», «Вот здесь ты был молодец…»

Успешное выполнение простого задания даёт уверенность в том, что возможно успешное выполнение более сложного. Помогает пережить эмоционально успех не результата в целом, а какойто его отдельной детали, что тоже помогает ученику почувствовать себя успешным.

Переживание учеником ситуации успеха:

  • повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы,
  • позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
  • стимулирует к высокой результативности труда;
  • корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, заниженную самооценку;
  • развивает инициативность, активность;
  • поддерживает в классе благоприятный психологический климат.

Таким образом, ситуация успеха в учебной деятельности – комплекс оптимальных приемов, который способствует включению каждого ученика в активную учебную деятельность на уровне его потенциальных возможностей и развивает эти возможности, воздействуя на эмоционально-волевую и интеллектуальную сферу личности школьника. Сегодняшняя успешность ребёнка в учебной деятельности – завтрашний его успех в жизни!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методы и приёмы организации ситуации успеха как одного из направлений социализации обучающихся в рамках реализации ФГОС Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа № 2»

Слайд 2

Цель: познакомить с новыми методиками преподавания, новыми способами организации содержания образования, систематизировать приемы и методы конструирования ситуации успеха на уроке и во внеурочной деятельности в условиях введения и реализации ФГОС.

Слайд 3

«Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться». В.А.Сухомлинский

Слайд 4

Что такое успех? ( с социально-психологической точки зрения) Успех – это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, самой личности и результатами ее деятельности.

Слайд 5

Что такое успех? ( с психологической точки зрения) Успех – это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому человек стремится, либо совпал с его ожиданиями, либо превзошел их.

Слайд 6

Что такое ситуация успеха? ( с педагогической точки зрения) Ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Слайд 7

УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА организация рефлексивной деятельности на уроке использование активных приемов и средств работы самостоятельная и творческая деятельность учащихся взаимодействие в процессе познания использование разнообразных форм организации учебной деятельности

Слайд 8

Взаимодействие в процессе познания создание положительного психологического микроклимата эмоциональные разрядки на уроке выстраивание урока в рациональном режиме личностно – ориентированный подход

Слайд 9

Методы и приемы, моделирующие ситуацию успеха Этап урока Методы и приемы, моделирующие ситуацию успеха Обоснование выбранных приёмов Органи-зационный Устранение пробелов в знаниях, полученных на предыдущих уроках: анализ ошибок, допущенных в работах разного вида. Мысль, что мы все пробуем, ищем, ошибаемся, добавляет уверенности, «убирает» страх перед ошибкой, перед трудным заданием. Проверка домашнего задания Закрепление пройденного и устранение ошибок в задании, выполненном самостоятельно. Предоставляется возможность исправить допущенные ошибки и получить более высокую оценку за выполненную дома работу; анализ ошибок даёт возможность избежать их в дальнейшем. Постановка целей и задач урока Авансирование успешного результата. Внесение мотива: без этого невозможно дальнейшее изучение темы, вы должны друг другу помочь, быть внимательны. Помогает учителю выразить свою твёрдую убеждённость в том, что дети обязательно справятся с проставленной задачей, внушает ребёнку уверенность в свои силы и возможности. Показывается, ради чего совершается эта деятельность, кому будет от этого хорошо.

Слайд 10

Методы и приемы, моделирующие ситуацию успеха Этап урока Методы и приемы, моделирующие ситуацию успеха Обоснование выбранных приёмов Объяснение нового материала Мобилизация активности, использование метода интерпретации, предоставление возможности рассмотреть со всех сторон любые ситуации, явления, процессы, события, скрытое инструктирование ученика в способах и формах совершения деятельности, персональная исключительность, использование метода проекта, метода «педагогического рисунка». Дети при изучении новой темы могут предлагать свои решения проблемы, высказывать свои версии, что тоже помогает снять страх перед неправильным ответом. Помогает ребёнку избежать поражения, всё достигается путём намёка, пожелания. Используется жизненный опыт ученика. Обозначает важность усилий ребёнка в предстоящей или совершаемой деятельности. Снимает страх перед сложностью работы. Закрепление изученного Использование ситуации «от простого к сложному». Высокая оценка детали: «Особенно мне понравилось…», «Вот здесь ты был молодец…» Успешное выполнение простого задания даёт уверенность в том, что возможно успешное выполнение более сложного. Помогает пережить эмоционально успех не результата в целом, а какой­то его отдельной детали, что тоже помогает ученику почувствовать себя успешным.

Слайд 11

Переживание учеником ситуации успеха: повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности; стимулирует к высокой результативности труда; корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, заниженную самооценку; развивает инициативность, активность; поддерживает в классе благоприятный психологический климат.

Слайд 12

Ситуация успеха Успех Успешность Успешная личность

Слайд 13

Вывод Таким образом, ситуация успеха в учебной деятельности – комплекс оптимальных приемов, который способствует включению каждого ученика в активную учебную деятельность на уровне его потенциальных возможностей и развивает эти возможности, воздействуя на эмоционально-волевую и интеллектуальную сферу личности школьника. Сегодняшняя успешность ребёнка в учебной деятельности – завтрашний его успех в жизни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовет "Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений социализации обучающихся"

В настоящее время воспитание детей и молодёжи рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на феде...

«Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения уровня социализации учащихся» Доклад на семинаре по дефектологии

Материал поможет раскрыть, что главный смысл деятельности учителя состоит в том,чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию  успеха...

методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации обучающихся

Для ребенка радость, разделенная с другими, становится не одной, а многими радостями. Также и неуспех, разделенный с другими, становится чем-то иным. Оптимальный вариант: радость одного становится рад...