«Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения уровня социализации учащихся» Доклад на семинаре по дефектологии
методическая разработка

Митрошина Ольга Григорьевна

Материал поможет раскрыть, что главный смысл деятельности учителя состоит в том,чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию  успеха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_dok_24.04_na_sem_.po_def_etouspeh_-.docx66.18 КБ

Предварительный просмотр:

     «Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения уровня социализации учащихся»                           

Доклад на семинаре по дефектологии

Ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики.

Многие современные педагоги высказывают мысль о том, что ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.

Виктор Федорович Шаталов утверждал, что для того чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать эффект «соленого огурца». Главное - создать рассол, тогда какой бы огурец не был плохой или хороший, попав в рассол, он просолится

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”. Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Переживание учеником ситуации успеха:

повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;

стимулирует к  результативности труда;

корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;

развивает инициативность, креативность, активность;

поддерживает в классе благоприятный психологический климат С чего начинается создание ситуации успеха на уроке?

Успех начинается с признания детьми права учителя учить. Возможно, с необычного начала урока. С создания психологического климата, обстановки жизнерадостности, разумного сочетания репродуктивных и творческих методов. С предвкушения необычности, способности учителя удивлять.

Алгоритм создания ситуации успеха на уроке.

Первое обязательное условие – атмосфера доброжелательности в классе.

Второе условие – снятие страха – авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи.

Ключевой момент – высокая мотивация: во имя чего? Ради чего? Зачем?

Реальная помощь в продвижении к успеху.

Краткое экспрессивное воздействие на учеников – педагогическое внушение (Успехов! За дело! И т.д.)

Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы

Правила, обеспечивающие ситуацию успеха.

Не наказывать отрицательной отметкой, грубой критикой в адрес ученика.

Подбадривать за малейший успех, одобрять за малейшую победу в соревновании с самим собой или другими учащимися, за помощь другим, чтобы радость победы была нравственной.

Своевременно отметить успехи и достижения учеников во всех видах деятельности . Особенно важно делать это публично, чтобы все знали о поощрении именно данного ученика.

Использовать на определенном этапе обучения более дифференцированную систему оценок: поощрительная оценка за старание, за усилия, прилежание, за неожиданный, хотя и слабый ответ слабоуспевающего ученика, и оценки за качество результата.

Применять на уроках задания, предполагающие соревновательность, развивающие сообразительность и догадку, содержащих творческие элементы. Ведь ученик, даже не обладающий выраженными способностями, возможно, хорошо рисует, быстро считает и т д.

Типы ситуаций успеха

Неожиданная  радость - чувство удовлетворения от того, что деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя.

Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива. Ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия.

Радость познания Учебный труд может доставлять радость не столько от познания нового, сколько от других факторов. Радость познания по своей сути альтруистична. Познание опирается на самообразование, на самопознание. Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может родиться без серьезных причин. Ее главное условие – общение.

Выращивание познавательного интереса и есть предмет заботы учителя, формирующего радость познания.

3.Технологии ситуации успеха

Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей

Технологически создание любого типа ситуации успеха состоит из последовательности следующих операций

Помогает преодолеть

неуверенность в собственных

силах, робость, боязнь самого

дела и оценки окружающих.

«Мы все пробуем и ищем, только так

может что-то получиться».

«Люди учатся на своих ошибках и

находят другие способы решения».

«Контрольная работа довольно легкая,

этот материал мы с вами проходили».

2. Авансирование успешного результата

Помогает учителю выразить

свою твердую убежденность в

том, что его ученик

обязательно справиться с

поставленной задачей. Это, в

свою очередь, внушает

ребенку уверенность в свои

силы и возможности.

«У вас обязательно получиться..»

«Я даже не сомневаюсь в успешном

результате».

3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности

Помогает ребенку избежать поражения.

Достигается путем намека, пожелания.

«Возможно, лучше всего начать с…»

«Выполняя работу, не забудьте о…»

4. Внесение мотива

Показывает ребенку ради чего,

ради кого совершается эта

деятельность, кому будет

хорошо после выполнения.

«Без твоей помощи твоим

товарищам не справиться…»

5. Персональная исключительность.

Обозначает важность усилий

ребенка в предстоящей или

совершаемой деятельности.

«Только ты и мог бы….»

«Только тебе я и могу доверить…»

«Ни к кому, кроме тебя, я не могу

обратиться с этой просьбой…»

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение.

Побуждает к выполнению

конкретных действий.

«Нам уже не терпится начать работу…»

«Так хочется поскорее увидеть…»

7. Высокая оценка детали.

Помогает эмоционально

пережить успех не результата

в целом, а какой-то его

отдельной детали.

«Тебе особенно удалось то объяснение».

«Больше всего мне в твоей работе

понравилось…»

«Наивысшей похвалы заслуживает эта

часть твоей работы».

Отдельно лист .Приложение

4.Приемы создания ситуации успеха.

1. "Эмоциональное поглаживание".комплимент

Учитель с легкостью раздает комплименты. На уроке много раз говорит "молодец", "умница ", "Ребятки, я горжусь вами!". Мы с вами знаем, каков преобладающий тон школьных отношений. Ребенок часто слышит из уст учителя «тупица», «разгильдяй» и тому подобные определения. Они ложатся на сознание и душу ребенка чугунной гирей, унижая его человеческое достоинство. Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия, — в этом залог успешного воспитания.

2. «Холодный душ»самоуверенность ученика отрезвляет

На уроке у способных учеников можно наблюдать, что периоды подъема, взлета могут сменяться расслаблением; добросовестное отношение к своим обязанностям иногда «пробуксовывает». Такие ученики очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи. Оценки переживают бурно. Как правило, семьи у них хорошие, заботливые. Отношение коллектива благожелательное. Они пользуются симпатиями одноклассников, учителей. Ахиллесова пята этих школьников – быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в самоуверенность. Для таких учеников педагогический прием «Холодный душ» может быть полезен.

3. «Умышленная ошибка» сделать ошибку и ученик её найдёт

Мы ведь привыкли, что только учитель может указывать учащимся на ошибки. Когда же такая возможность предоставляется ученику, надо видеть, какой гордостью светится его лицо: обнаружил ошибку у самого учителя!

Прием «умышленная ошибка» можно применять с учетом возраста только на известном учащимся материале, который используется в доказательстве в качестве опорного знания.

4. «Эврика» раскрывающему неизвестные для ученика ранее возможности

Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

5 . «Эскалатор» поступательно вверх,

Учитель ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.

6. «Шанс» неожиданно раскрыть для самого себя(ученика) собственные возможности

Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но он этот момент не упустит, сумеет его материализовать.

7. «Сопереживание» понимание.

Этот прием взывания к чувствам ученика можно применять в том случае, когда есть надежда, что искренне обращение учителя к лучшим чувствам  детей получит понимание.

8. «Взлет» вера в себя с помощью учителя

Главная роль отведена учителю. Интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ученике, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя.

9. «Следуй за нами» Реакция окружающих

Смысл в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий

10. «Обмен ролями»

Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные самостоятельные акты «обмена ролями», превращаясь из формы деловой игры в специфический прием создания ситуации успеха. Девиз этого приема: «Чем ярче личность, тем ярче коллектив».

11. «Заражение» успех отдельного  школьника станет стимулом для успеха других

В случае, если успех отдельного  школьника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.

Механизм «заражения» построен на передаче настроения от одной микрогруппы к другой. Общая радость не представляет собой однородного целого, она всегда отражает сумму успехов нескольких микрогрупп школьников. Ее осознание, переживание определяется ролью этих микрогрупп. Главное в том, чтобы в достижениях школьника окружающие видели результаты своего труда, а сам ребенок понимал, что его радость – это радость поддержки, радость состояния «своего среди своих».

12. «Горизонт» стремление к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами

Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человеческого разума.

13. «Отсроченная отметка» о д в и ж е н и и вперед, о достижении ребенка

Отметка выставляется лишь тогда, когда ребенок заслуживает либо положительную, либо повышенную отметку. Не следует при этом путать с оценкой! Отметка — зафиксированная оценка. Оценка может быть разной, она нужна всегда и обязательно. А отметка лишь тогда, когда она говорит о д в и ж е н и и вперед, о достижении ребенка. Не следует торопиться с плохими отметками, ребенку нужно дать шанс!

14. «Интеллектуальная инверсия»?

(изменение положения компонентов, расположение их в обратном порядке)

Происходит непрерывный процесс взаимообогащения знаниями. Схематически его можно представить так: учитель получает знания, передает их учащимся, а те, в свою очередь, накопив определенный запас и способность самостоятельно их приобретать, обогащают интеллектуальный фонд педагога. Итак, у школьников тоже формируется свой интеллектуальный потенциал. Можно даже говорить о потенциале класса.

Формула: потенциал учителя рождает группу потенциалов, которые постоянно взаимодействуют друг с другом, чтобы «заряжать» ученические потенциалы, учитель должен неустанно пополнять свой, а стимулом для этого процесса служит умственный рост учеников, «подключаясь» к которому педагог получает новый заряд энергии.

15. “Исповедь” или “Когда учитель плачет”. есть надежда, что искренне обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание,

Этот прием можно применять в тех случаях, когда есть надежда, что искренне обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание,

породит ответный оклик. Как его применять – дело техники опыта, интуиции и культуры педагога. Здесь надо все точно просчитать, правильно

спрогнозировать возможные реакции.

   Одним из самых критических моментов в жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — это их переход из-под опеки государства к самостоятельной жизни. Уровень их социализации является главным критерием в оценке труда педагогов интернатных учреждений. Практика показывает, что основной проблемой выпускников наших учреждений является разрыв между их представлениями о жизни и существующей реальностью, полное отсутствие способностей к профессиональному самоопределению и ориентации в условиях современной экономической ситуации.

    **** У детей  в нашей  школе- интернате, где  из  53 обучающихся -30 детей: сироты, ограничены контакты с внешним миром и обеднены условия для приобретения собственного опыта. Особенно это проявилось в пандемию. Низкий уровень социальной компетентности, свойственной воспитанникам-сиротам, впоследствии нарушает процесс  включения их в жизнь общества, снижает возможность усвоения принятой системы ценностей, норм, знаний и представлений. Поэтому в нашей школе и  проводится( я думаю согласятся многие, кто не согласен: высказывайтесь)   на должном уровне специальная работа по социально-бытовому развитию ребенка-сироты для достижения более успешной социализации ***** чтобы, выйдя из стен интерната, он меньше испытывал огромнейшие затруднения, оказавшись один на один с самостоятельной жизнью.

       ***Чтобы наши дети были более социализированы необходимо

  чаще на своих уроках применять методы и приемы, которые помогут ученику почувствовать себя успешным.

Беседы, наблюдения и опыт, помогают понять, что большинство детей теряет интерес от того, что испытывают на уроках серьёзные трудности. Поэтому уроки должны быть нацелены на создание условий для успеха каждого ученика, через успех – к самосовершенствованию и заботе о здоровье каждого обучающегося.

     ***  Как конкретно я применяю методы и приёмы при организации ситуаций успеха для повышения уровня социализации учащихся и  развитию навыков социальной адаптации?.

Что же я учитываю, составляя конспекты и планирование занятий  по сбо,осж.Формирование социально-бытовых знаний и умений, навыков представляет собой целенаправленную систему работы.  Вначале полноценное восприятие ребёнком необходимых сведений, правильное формирование действий, приёмов, операций, затем – разнообразное их закрепление и регулярное применение на практике. Ребёнок должен получить конкретные результаты в освоении необходимых ему в жизни социально – бытовых знаний и умений. Ведь цель  моей педагогической работы – достижение каждым умственно отсталым ребёнком максимально возможного для него уровня социально – бытовой умелости.

Стараюсь  чётко планировать свою работу, ориентируясь на достижение конкретных результатов в подготовке воспитанников. При выборе методов и приёмов, а так же вариантов применения каждого метода, учитываю социально-бытовой опыт каждого ребёнка, уровень его развития, индивидуальные особенности и возможности, т.е. осуществляю дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся.  см. по Павловой Н.П.Прикладываю усилия ,чтобы  сделать максимально наглядным весь учебный материал. Использую  натуральные предметы, изображения, фотографии, схемы(Кто присутствовал на моих открытых уроках и внеклассных мероприятиях всё это могли наблюдать). Стараюсь формировать  представления в ходе экскурсий, наблюдений за реальными объектами, жизненными ситуациями, оценивать действия людей в этих ситуациях, моделировать подобные ситуации на занятиях.Проводила(2года  не проводим) экскурсии:магазины,на почту,в аптеку,на рынок,на автовокзал,в больницу,на.хлебзавод,ЦЗН,в административное здание и т.д.Разработан блок моделирования реальных ситуаций и проблемных жизненных ситуации, ситуации из жизни на противопожарную тему. Игровые технологии на уроках Большое значение имеют сюжетно-ролевые игры, в процессе которых учащиеся обыгрывают жизненные ситуации и т. д.
Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от ученика преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы.
***Игра — активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация. Игровые ситуации на уроках выступают как средство побуждения, стимулирования школьников к учебной деятельности. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с давних времен.
В своей работе я использую игровую деятельность в следующих случаях: В качестве части урока (при работе с терминами).Словарная разминка (фронтальный опрос с элементами соревнования по группам). Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала. Кроссворды, головоломки, ребусы и т. д
.Одно из преимуществ игры — то, что она всегда требует активных действий каждого ребенка. Поэтому с ее помощью в непосредственной образовательной деятельности можно организовать не только умственную, но и моторную активность детей, поскольку выполнение игровых заданий во многих случаях связано с различными движениями.
Целесообразно включенные в обучение игры или их элементы придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач
. Игра активизирует взаимодействие когнитивного и эмоционального начала в учебном процессе. Она не только вдохновляет детей мыслить выражать свои мысли, но и обеспечивает целенаправленность действий, следовательно, дисциплинирует ум ребенка .
****Таким образом,  игра на уроках пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, коммуникативных умений, вызывает положительные эмоции, наполняет жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствует самоутверждению ребёнка

Таким образом, дети непринуждённо организуются и  создаются ситуации успеха,которые напрвлены на социализацию учащихся.(Разработки показать)(МРС-папка,,Противопожарные ситуации,
При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитываю интересы и склонности ребенка. Согласно принципу систематичности и последовательности обучения постепенно увеличиваю уровень сложности игры или задания, которые определяю строго индивидуально для каждого ребёнка.
Принципы подбора:

  • реальность сюжета;
  • случаи из жизни;
  • охват разных сфер жизни;
  • доступность для понимания;
  • постепенное повышение сложности сюжетов;
  • направленность на закрепление и приобретение новых знаний и умений.

Из игровых методов обучения социально-бытовой ориентировке особо необходимо отметить метод моделирования реальных ситуаций, который является вариантом сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевые игры могут применяться как метод обучения и как форма организации учебной деятельности.
****Применения этого методического приёма на уроках позволяет решать ряд важных задач:расширение социального опыта;

  • приобретение знаний о различных сферах жизни и быта людей;
  • накопление практического опыта и его использование;
  • развитие навыков культуры общения;
  • формирование целенаправленной деятельности;
  • подчинение нормам поведения;
  • развитие спонтанной диалоговой речи;
  • формирование привычки анализировать условия, находить верные решения.

Сюжетно-ролевые игры применяются при изучении различных разделов программы: «Семья», «Культура поведения», «Транспорт», «Средства связи», «Медицинская помощь», «Торговля», «Учреждения и организации», «Экономика домашнего хозяйства», «Трудоустройство». ---По каждому разделу программы подбирается большое количество сюжетов. Моделирование реальных ситуаций позволяет закреплять и расширять знания учащихся о различных сферах жизни и быта людей, Например, о продовольственных и промтоварных магазинах, правилах покупки товаров в них, о приемных пунктах прачечных, о различных видах городского транспорта, правилах поведения в транспорте, условиях покупки железнодорожных и авиабилетов и т. д., накапливать практический опыт их использования.
***Таким образом, можно сказать, что проведение урока в форме сюжетно-ролевой игры дает ребенку важные знания и навыки, которые пригодятся ему в будущей жизни.
Участие школьников в разыгрывании ситуаций имеет большое значение для развития у них навыков общения.---- Основной характеристикой общения является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. Для того чтобы человек обратился к другому с определённой целью, необходимо наличие у первого побудительных мотивов, умения сформулировать обращение, просьбу или вопрос.
Выполнение роли требует подчинения определённым правилам, нормам поведения, которые служат как бы эталоном для играющего. Наличие партнёров повышает необходимость соблюдения этих правил, следования определённой темы игры. Таким образом, можно считать, что, участвуя в играх со специально подобранным содержанием, школьники в определённой мере приобретают навыки культуры общения в жизни, привычку следовать требованиям, нормам поведения в различных ситуациях. Например, при изучении темы «Торговля» учащиеся в игровой форме учатся общаться с работниками магазина, находить нужный отдел, совершать покупку, брать чек, проверять сдачу. А во время учебной экскурсии знания и умения, полученные на уроках, закрепляются в реальных условиях. 
***На уроках с помощью созданных учебно-игровых ситуаций создаются условия, в которых дети учатся диалоговой речи, усваивают обиходные слова, необходимые им на работе и в быту. Благодаря игровой деятельности ученик учится понимать ситуацию и с различных сторон в ней проявляться. Преимущество игры состоит в том, что ситуацию возможно проиграть несколько раз, увидев при этом отрицательные и положительные стороны того или иного разыгранного поступка. Повторение ситуации позволяет отработать ее по возможности в совершенстве. В ходе игры возможна постоянная активизация учеников системой поручений и указаний, требующих речевой коммуникации: «Скажи…», «Спроси…», «Ответь…», «Узнай…». Игра способствует развитию речи, познавательной деятельности, социально-бытовой адаптации и ориентировочной деятельности.
Примерные сюжетно-игровые ситуации:
1.«В магазине игрушек»2. «Посещение кинотеатра»3. «Поездка в автобусе» 4.«Беседа по телефону»5. Ролевая игра: «Отправка бандероли» 6.Диалог « Вызов врача на дом из поликлиники?» 7.Диалог   «Разговор с Димой» 8.Диалог « Разговор с врачом»9. Этюд «Обращение в справочное бюро»10. Этюд «Посадка в вагон» 11.Этюд «Разговор с проводником»12. Этюд «Обмен местами в купе»
 *****Имеется набор плакатов по большинству тем сбо.Почти ежедневно использую компьютерные технологии. Собран презентационный материал по очень многим разделам и конкретно по урокам..Одним из условий успешности обучения детей является их активная деятельность в процессе восприятия и усвоения материала. Это обследование изучаемых предметов, осуществляемое на сенсорной основе; оперирование предметами, картинками. Так же составление схем, планов; выполнение практических работ:уборка помещений,стирка,ремонт одежды,приготовление разных блюд, и т .п; многократное применение новых слов, фраз.. *****Применяю разнообразные  формы,методы и  приёмы,чтобы обеспечить понимание детьми учебного материала, его осмысление – важное условие успешности обучения. Понятое содержание усваивается быстрее, точнее, прочнее.(см.дидактический материал).. Средством повышения уровня развития ребёнка с интеллектуальной недостаточностью служат коррекция и компенсация недостатков его развития. Всячески стараюсь  развить умения- выделять главное в получаемой информации, анализировать, сравнивать, обобщать, связывать новый материал с ранее усвоенным – это коррекция в познавательной деятельности. Уделяю большое внимание формированию  общетрудовых умений: умения ориентироваться в условиях предстоящей деятельности,  анализировать её, планировать необходимые действия, осуществлять самоконтроль – главная коррекционная задача в трудовой и бытовой деятельности.

****От выполняемой деятельности  ребёнок должен получать чувства удовлетворения, т.е. деятельность должна быть положительно мотивирована.  Отношение к деятельности во многом  зависит оттого, достигает ли ребёнок успеха в этой деятельности, находится ли при её выполнении в ситуации успеха, чувствует ли себя « умелым». Поэтому формируемые у ребёнка знания и умения должны быть ему доступны. Заслужить одобрение взрослых – один из основных мотивов деятельности учеников. Положительная оценка педагогом их деятельности  утверждает у детей веру в себя. Поэтому стараюсь поощрять каждую маленькую « победу» отдельного ребёнка, его усилия и старание. Хвалю,ставлю в пример.. Применяемые методы и приёмы  позволяют педагогу осуществить обучение детей в более доступной  и привлекательной для них  в занимательной форме. Дети, охотнее участвуют в какой – либо деятельности, если занятие  имеет интересное название  :  «Поработаем санитарками»( «Уход за больным»,.9кл.), «Сделаем покупку»(5кл. «Торговля»), «Выбери подходящий транспорт»(5кл . «Транспорт») и т.п. навыка бытовой адаптации.

---. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья недостаточно четко воспринимает окружающее, он не выделяет существенного и главного в предметах и явлениях, плохо обобщает. Все эти черты, характеризующие учащихся нашей школы, заставляют соответствующим образом строить и учебно-воспитательную работу с ним.

***

Необходимо максимально конкретизировать предлагаемый учащимся учебный материал.  В той или иной степени каждый метод школьной работы связан с областью эмоциональных переживаний учащихся. Положительные эмоции позитивно влияют на активность ученика, повышают  устойчивость внимания, он чувствует признаёт успешность своей деятельности .       ---- Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушениями интеллекта необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса у детей.

***Реализуя разделы курса СБО,ОСЖ в учебном процессе, решаются следующие задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементы трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, использованию электроэнергии и др., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда, воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; ответственного отношения к домашнему труду.

       Развитие психофизических качеств: обоняния, осязания, ловкости, скорости, внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности, воображения, фантазии, а так же интереса к национальным традициям. Но, в связи с тем, что в нашей  школах-интернатах VIII вида согласно учебному плану на предмет СБО отводится  всего 2 часа в неделю в 7-9 классах и 1час в 5и 6классах ОСЖ, что явно недостаточно, так как за данный промежуток времени можно лишь дать информацию умственно отсталым сиротам о тех или иных реалиях социума, ознакомить со способами решения насущных житейских задач. Поэтому уроки социально-бытовой ориентировки и основ социальной жизни  в нашей школе имеют свое логическое продолжение во всем учебно-воспитательном процессе.

                *** Важным условием успеха является непрерывность учебного процесса.--- Я, как педагог, проводящий работу по формированию социально-бытовых навыков у ребёнка с ОВЗ, должна обеспечить преемственность этой работы со стороны всех взрослых, работающими или контактирующим непосредственно с ним. Это учителя, воспитатели, родители, медицинский персонал, психолог, логопед, социальный педагог, администрация и другие работники школы.

   ***Только комплексная работа всего педагогического коллектива позволяет достичь положительных результатов. Составляется  совместный план действий, в котором  устанавливаются межпредметные связи  сбо,осж как с общеобразовательными предметами, внеклассной воспитательной работой  так и со всеми процессами, происходящими в учреждении. 

    ***Кабинет социально-бытовой ориентировки максимально приближен к модели жилища современного человека. Стараемся увлечь процессом усвоения предмета СБО, ОСЖ так как это его «багаж» для самостоятельной жизни. я. Воспитатель закрепляет полученные на уроках знания и умения в процессе практической деятельности и на их основе формирует прочные навыки.--- Кроме того, дополнительное время позволяет расширить рамки программы. ***Так, при изучении раздела «Жилище» предлагаются темы: «Свой дом я украшу сам», «Цвет в интерьере», «Оборудование различных зон в одной комнате» и др. В рамках изучения этого раздела совместно со учителем сбо, осж с социальными педагогами,(раньше встречи чаще организовывались)теперь реже(последние на моем мероприятии внеклассном были, где выступали А.В.Безбородова и Л.А.Зарубина)  в марте.(СЛАЙД с мероп.март 2023 И апреле О.С.Терёхина и А.В.Безбородова информировали детей выпускного класса о их будущем жилье). представителем муниципалитета, отвечающим за постановку наших учащихся на учёт для получения жилья, воспитателями, администрацией, учителями проводятся встречи, на которых учащихся информируют о правилах получения и сохранении жилья, которое будет предоставлено ученику после окончания обучения.  

***Так  предметы у меня каждый год разные.Перечислить:То скучать не приходится.Отношусь к каждому уроку ответственно,пишу ,составляю планы,ищу в интернете,записываю из книг,газет,телевизионных передач интересное,познавательное затем включаю в работу.(Тетрадочка лежит на столе,где телевизор) Учитываю весь школьный план.Каждый месяц провожу с каким либо классом  в урочное время и во время каникул какое- то мероприятие по той или иной обозначенной теме,Всегда можно связать с темой урока и планом школы. Слайды найти. (Следы зайца.мл.кл,  Вода,Правов.недел,Спортив.игры,состязании,викторины, и т.п  Всего не перечислить только за этот год. Всё это есть на сайте,разработки представлены в оценочных листах) Стараюсь по мере возможности красочно,необычно,приемлемо и понятно детям)Отчёт пишем каждый год.Собрано и разработано много разных видов мероприятий,дидактического материала, ситуаций разных вариациях.Тиражирую свои наработки  в интернете,среди коллег(кто посещает мероприятия  может высказать своё мнение)Провожу мероприятия с коллегами(В те годы:Е.А.Холодовой,Е.Ф.Кирдянкиной, Л.А.Лапшиной,Н.И.Баймаковской,.В этом году с О.А Кузьминой)

        Систематически учащиеся знакомятся с ценами на товары во время раньше реальных  экскурсий, которые проводились  в магазины,Слайд Мал.Фирс,ЗЕМС) где-6кл Покупают продукты в реальных условиях.Это, на мой взгляд, самый лучший успех социализации, По возможности (если у детей есть карманные деньги) воспитатель планирует вместе с учащимися расходы, учит рационально тратить деньги.(Теперь заочные и моделирование ситуаций(СЛАЙД  Мелич,Магазин игрушек нач.классы.   МАГАЗИНЕ Продуктов. 6КЛ найти) Выпускники после окончания обучения получают фиксированную сумму на обзаведение хозяйством. Желательно, чтобы воспитанники составляли смету расходов. Делать это можно задолго до получения денег, так как ученик, становясь старше, сам сможет вносить коррективы в составленный список расходов. Сравнивая первоначальный и последующие списки, учитель сможет наглядно показать ученику, что к трате денег надо подходить разумно, не торопясь. Большое место также занимали экскурсии в жилищные и культурно-просветительские предприятия, лечебные и санитарные учреждения, предприятия службы быта. Экскурсии эти носили не только познавательный характер. Их особенность состояо в том, что ученикам поручалось выполнение разного рода практических заданий, которые требуют контактов с незнакомыми людьми, умений действовать по полученной от них инструкции. Это способствовало бы овладению учениками некоторыми практическими навыками общения в условиях новой для них обстановкой.Слайды с Экскурсий 2-3шт.

       Решая педагогическую задачу — научить детей знанию прав, связанных со статусом социального сиротства (ориентация в системе профобразования, в способах поиска работы, выполнение правильных действий при посещении административных и правоохранительных учреждений и т. п.), учитель формирует у учащихся умение ориентироваться в социальной среде, действовать в рамках условий, закрепленных в обществе. Для этого  привлекаются  воспитанники  к решению их жилищных и социальных проблем. Учащиеся на первом этапе совместно с учителем СБО, ОСЖ(а затем на практике совместно с социльном педагогом,учителями и воспитателем) обыгрывают на уроках жизненные ситуации, специфичные для детей-сирот: «Сбор документов для получения жилья"Заполнение_различных бланков и анкет», «Диалоги с различными работниками жилищных контор» и т. п.В этом году неделя сбо,осж была организована и направлена на профессиональную подготовку(лист с заданиями )Слайды Рисунки.Раскраски.Мини экскурсии с представителями профессий,занятых в нашей школе Слайды. Дети записывали данные .Затем они отчитывались.(ВНЕК,МЕРОП)Слайд Записи пок. Детям было интересно и необычно,познавательно.Стараюсь каждый год разнообразить методы и приёмы с детьми,тщательно продумываю и готовлюсь как внеклассные мероприятия(в том году 2022год культурного наследия был(Слайд   , позапрошлом 2021 память о войне. Провела много интересных увлекательных мероприятий,удачным и запоминающим особенно было конструирование реальных событий Слайд,Листок найти  ,открытые уроки:в том году: «Получение паспорта» где,было продемонстрировано много разных форм,методов и прёмом по теме (Про Фирстова не забыть).Всё это также способствовало успешности социализации детей.

Осуществляются межпредметные связи:

СБО(ОСЖ) – русский язык /закрепление навыков письма при выполнении письменных работ/;

СБО(ОСЖ) – математика /математический расчёт по формулам при подсчете семейного бюджета, продовольственной корзины, пересылки денежных переводов и т.п./;

СБО(ОСЖ) – география /знакомство с географическим расположением мест производства продуктов питания, потребительских товаров, промышленных предприятий/;

СБО(ОСЖ) – биология /знакомство с работой внутренних органов, принимающих участие в переваривании пищи, производство продуктов и товаров массового потребления/;

СБО(ОСЖ) – трудовое обучение /выполнение практических заданий по уходу за одеждой/.  Системный подход к социально-бытовой ориентации учащихся требует начинать работу в этом направлении с первых шагов пребывания детей в школе. Необходима как своего рода подготовительная работа, проводимая в процессе обучения в I-IV классах, так и организация межпредметных связей, когда занятия по социально-бытовой ориентировке связываются с общеобразовательными предметами и профессионально-трудовой подготовкой школьников.

****Обучение общеобразовательным предметам дает школьникам определенный объем знаний и умений, необходимых им в жизни, способствует расширению общего кругозора, формирует культурные потребности, например, желание читать, слушать музыку, смотреть кинофильмы, способствует воспитанию морально-этических норм поведения. Каждый учебный предмет имеет свои связи с курсом по социально-бытовой ориентировке. Например ,на уроках развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности наряду с другими сообщаются сведения о семье, охране здоровья, транспорте, учреждениях, одежде и обуви, некоторых вопросах питания. Тем самым у детей создается база для восприятия программного материала по основам социальной жизни в V классе. 

      В нашей школе  широко используется специально организованное общение с работниками школы при проведении режимных моментов, при посещении различных служб школы (медицинского кабинета, мастерских, школьной кухни, прачечной и т. д.). не надо Также  используются встречи с приглашенными в школу работниками работниками прокуратуры, паспортного стола, полиции и др. Эти мероприятия проводятся так, чтобы у школьников воспитывалось умение оценивать ситуацию, определять нужного собеседника, вступать с ним в беседу, правильно формулировать вопросы и ответы, находить выход из затруднительных положений. ---Эффективность работы по социально-бытовой ориентировке и осж, осуществляемой на уроках и вне их, зависит от согласованности действий учителя и воспитателя, их контакта, информированности о работе друг друга, скоординированности планов работы. Связь с обучением осуществляется по принципу опережающего, параллельного и последующего взаимодействия. В первом случае воспитатели, пользуясь рекомендациями учителя по социально-бытовой ориентировке, проводят экскурсии, беседы, собирают вместе с учащимися различный материал по отдельным темам, готовя таким образом школьников к более полному и осознанному восприятию нового материала на занятиях по социально-бытовой ориентировке. Во втором случае воспитатели параллельно с учителем проводят работу, позволяющую школьникам прочно усвоить полученные знания и умения. Последующее взаимодействие предполагает отсроченное во времени повторение пройденного на занятиях материала, расширение и обогащение опыта учащихся, автоматизацию умений, формирование навыка применения полученных знаний и умений в новой ситуации.

     **Программа служит для воспитателя ориентиром при отборе материала, определении его объема и последовательности его изучения. Воспитатель придерживается того же уровня требований, что и учитель, к самостоятельности учащихся при выполнении хозяйственно-бытовых и других заданий, к выполнению приемов, соблюдению правил поведения, санитарно-гигиенических умений, т. е. он организует повседневную жизнь детей с учетом усвоенного ими, по мере необходимости повышая уровень требований к школьникам. Главное условие успешности решения поставленных задач по социально-бытовой подготовке учащихся  нашей школы – разнообразная ежедневная практическая деятельность учащихся. Материал программы по сбо  и осж дает учителю возможность интересно и разнообразно строить занятия, выбирая те формы и методы работы, которые наиболее эффективны в плане коррекции недостатков развития умственно отсталых детей. На занятиях по социально-бытовой подготовке  и осж учащихся  используются  методы и приемы     успеха социализации:

*демонстрация;

*наблюдение;

*моделирование реальных ситуаций;

*дидактические, сюжетно-ролевые, имитирующие игры, упражнения;

* личностная аналогия;

*игровые ситуации;

* решение логических задач, учебные задания, задания-соревнования:

*оценивание действий людей в реальных ситуациях;

*чтение и обсуждение произведений художественной литературы;

*рисование;  

*просмотр и обсуждение кинофильмов,

*применение ИКТ.

* наиболее эффективным средством формирования установки на восприятие учебного материала является использование реальных жизненных ситуаций; экскурсий, практических работ  

 Регулярно представляла в комиссию по ПМПК диагностические данные. По выпускникам ежегодно составляются аналитические справки по уровням  их подготовленности в самостоятельную жизнь. Разработан богатый практический материал  ,который широко используется в практике педколлективом нашей школы.(См.Портфолио учителя сбо Митрошиной.О.Г.)

Известно, что успех - это горючее развития, своего рода пусковой механизм самосовершенствования, саморазвития школьника.

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.

Использование ситуации успеха должно помочь учащимся осознать себя полноценной личностью. Переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах; появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость от успеха; положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.

На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!

 Презентация

.

ПЛАН:

  1. Введение
  2. История образования г. Саранска
  3. История образования улицы    …..
  4. Вывод
  5. Список используемой литературы



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы организации ситуации успеха как одного из направлений социализации обучающихся в рамках реализации ФГОС.

Многие наши современники высказывают мысль о  том,  что  ученик  тогда  тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении,  когда  им  движут здоровые мо...

Доклад на педсовет "Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений социализации обучающихся"

В настоящее время воспитание детей и молодёжи рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на феде...