"Формы работы по социальной адаптации и успешности обучающихся школы. Методы и приемы организации ситуации успеха, как одно из направлений социализации обучающихся."
материал

Соловьева Надежда Александровна

Выступление на методическом объединении  педагогов (5-10 класс) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_mo_.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

ОГКОУ «Приволжская школа - интернат»

Формы работы по социальной адаптации и успешности обучающихся школы. Методы и приемы организации ситуации успеха, как одно из направлений социализации обучающихся.

(выступление на МО педагогов 5-10 класса)

Подготовила

педагог - психолог

Соловьева

 Надежда Александровна

2020-2021 учебный год

Социальная адаптация - активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека.

Ребенок, ограниченный в умственном развитии, не в состоянии сам выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели, он лишен основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме. Поэтому социальная адаптация является важнейшей задачей обучения и воспитания ребенка с уо (ин).

Задача педагогов школы и психолога- помочь особому ребенку без труда влиться в общество, найти работу, и быть социально полезным гражданином нашей страны. Для этого нужно видеть лучшие качества ребенка, развивать его коммуникативную  сферу, диалогическую речь и научить его взаимодействию в том микроклимате, в котором он сейчас находится

 Главная цель каждого педагога - вывести ребенка в режим саморазвития, на каждом возрастом этапе поддерживать и стимулировать этот режим, формировать веру в себя, а также обеспечивать инструментарием саморазвития.

На предметах общеобразовательного цикла рекомендуется по возможности приближать учебный процесс к реальным, жизненным условиям, моделировать жизненные и производственные ситуации. При обучении рекомендуется включать их в процесс активной практической деятельности. Усвоение предметных действий будет наиболее эффективным при создании условий для эмоционального, ситуативно-делового общения со взрослым.

Существуют ряд факторов, которые влияют на процесс адаптации в школе –интернате. Один из них - отсутствие понимания насущных проблем ребенка педагогическим и обслуживающим персоналом школы. Адаптация ребенка, его здоровье и развитие зависит не только от правильного питания, режима дня и т.п., но и психологического комфорта, индивидуального подхода к ребёнку с учётом его психологических, личностных особенностей.

Психологический дискомфорт возникает в результате неудовлетворённости жизненно важных потребностей ребёнка - в безопасности, любви, общении, познании через взрослых окружающего мира. Педагог чаще всего первый, кто сталкивается с дезадаптированным ребёнком. И от того, какую педагогическую позицию он займёт, во многом зависит процесс адаптации ребёнка к обучению, к жизни в школе.

Для успешной адаптации ребенку необходимы умения:

- умение осознать требования педагогов и соответствовать им;
- умение устанавливать межличностные отношения с одноклассниками и педагогами;
- умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы-интерната;
- умение общения и достойного поведения с одноклассниками.

Многие умения не присущи нашим обучающимся. Нередко личностные и деловые отношения между детьми и педагогами складываются весьма трудно и медленно. Эти дети, как правило, недостаточно коммуникабельны, им присущи неадекватность реакций, неспособность глубоко осознать характер своих отношений с окружающими, соотнести свои конкретные личностные интересы с общими интересами коллектива.

Детям нашей школы часто трудно общаться с незнакомыми и даже знакомыми людьми. Сравнительно легко вступив в контакт, они затрудняются в построении вопроса, просьбы т.к. бедный словарный запас, дефекты произношения затрудняют общение детей, что в свою очередь отрицательно сказывается на процессе адаптации, формируются отрицательные черты характера.

В коррекционной школе в связи с известными особенностями развития личности обучающихся, в частности такими как, снижение инициативы, самостоятельности, нарушение иерархии потребностей и интересов, осознания общественно значимых мотивов деятельности, объективно возрастает необходимость усиления педагогического руководства поведением и деятельностью обучающихся.

Адаптировать ребёнка к условиям жизни в школе-интернате педагогу поможет индивидуальный подход к каждому из них. Оказание доверия, положительная оценка извне, поощрение - сильный воспитательный приём в коррекционной школе. Весьма полезно специально организованное общение с работниками школы, при посещении служб школы. Эти мероприятия следует проводить так, чтобы у обучающихся воспитывалось умение оценивать ситуацию, определять нужного собеседника, вступать с ним в беседу, правильно формулировать вопросы и ответы, находить выход из затруднительных положений.

Часто наблюдаемые у детей коррекционной школы негативизм, упрямство, агрессивность, двигательное психическое беспокойство создают большие трудности их воспитания, эти отрицательные черты – обычно следствие не только органических особенностей ребенка, но и условий: неустройство быта, беспорядок требований, плохой пример, отсутствие четкого режима. Поэтому для детей важна спокойная обстановка, систематичность требований – всё то, что создает и закрепляет у них необходимые привычки.

Необходимо воспитывать навыки культурного поведения в общении с людьми, навыки коммуникабельности. Дети должны уметь выражать просьбу, адекватно реагировать на обращение. Уметь защитить себя или избегать опасности. Необходимо работать над формированием у детей чувства жалости, радости, сострадания. И в то же время большое внимание уделять внешним формам поведения.

Не понимая жизненных ситуаций во всей их сложности, они, тем не менее, благодаря выработанным у них твердым навыкам и привычкам следуют общепринятым в данном обществе нормам поведения, умеют общаться с людьми; не вызывая у них неприязненных чувств. Но такое поведение – результат огромной работы всего педагогического коллектива школы.

Социально-психологическая адаптированность обучающихся 10 класса на конец первой четвери 2020-2021 учебного года

Для изучения социально-психологической адаптированности обучающихся 10 класса использовалась методика К. Роджерса и Р. Даймонд, адаптированная Снегиревой Т.В., которая применялась в связи с изучением эмоционального самочувствия подростков в школе, особенностей представления о себе (чувство собственного достоинства и умение уважать других, понимание своих проблем и стремление справиться с ними, принятие-неприятие себя и других, конфликт с другими, эмоциональный комфорт (оптимизм, уравновешенность) – эмоциональный дискомфорт (тревожность, беспокойство), доминирование – ведомость (зависимость от других), «уход» от проблем.

По итогам диагностики социально-психологической адаптации по показателю «адаптация» обучающиеся 10 класса характеризуются, как адаптируемые к требованиям школы и обучению в 10 классе. Самопринятие, принятие других, эмоциональная комфортность у большинства обучающихся в норме. Средние показатели: адаптация – 100 %; самопринятие – 100%; принятие других – 70 % (не принятие других - Смирнова В, Смирнов Д, Романов А); эмоциональный комфорт – 70 % (дизкомфорт Донской А, Челышева Н, Сизова А); стремление к доминированию – 40 % (Смирнова В, Смирнов Д, Романов А, Голубев А.).

Рекомендации педагогам, классному руководителю и воспитателям

  1. Для создания и поддержания в классе благоприятного эмоционального - психологического климата необходима совместная работа классного руководителя, воспитателей, педагога - психолога и социального педагога, родителей. Для этого в работе с классом рекомендую применять наиболее эффективные способы:

- находить общие интересы, которые объединили бы подростков и на их основе организовывать общие дела;

- формировать традиции класса, участвовать всем классом в общешкольных мероприятиях;

- создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого;

- создавать условия для повышения комфортности и сохранению стабильно положительных отношений между педагогами и обучающимися;

- развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;

- развивать эмпатичные способности, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.

  1.  Воспитывать у обучающихся толерантность в коммуникативных ситуациях, формировать установки на сотрудничество, взаимопомощь, готовность к разумным компромиссам.
  2.  Формировать у обучающихся коммуникативные компетенции: умения и навыки грамотно строить общение (деловое, межличностное), предупреждать эмоциональные конфликты.

Алгоритм создания ситуации успеха

Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для обучающегося ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата (все целиком или какой-то части) самостоятельно выполненной деятельности.

Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.

1. Снятие страха

Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

“Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”.

“Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”.

“Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.

2. Авансирование успешного результата

Помогает педагогу выразить свою твердую убежденность в том, что обучающийся обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в своих силах и возможностях.

“У вас обязательно получится”.

“Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.

3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности.

Помогает ребенку избежать поражения.

Достигается путем намека, пожелания.

“Возможно, лучше всего начать с…..”

“Выполняя работу, не забудьте о…..”

4. Внесение мотива.

Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

“Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”

5. Персональная исключительность.

Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

“Только ты и мог бы….”

“Только тебе я и могу доверить…”

“Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение.

Побуждает к выполнению конкретных действий.

“Нам уже не терпится начать работу…”

“Так хочется поскорее увидеть…”

7. Высокая оценка детали.

Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

“Тебе особенно удалось то объяснение”.

“Больше всего мне в твоей работе понравилось…”

“Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.

Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность.

 Вместе с этим педагог довольно часто сталкивается с другой проблемой   –  когда благополучный школьник считая, что успех ему гарантирован предыдущими заслугами, перестает прилагать усилия в учебе, пускает все на самотек. В подобном случае ситуация успеха, создаваемая педагогом, приобретает форму своеобразного слоеного пирога, где между слоям теста (между двумя ситуациями успеха) располагается начинка (ситуация неуспеха).

Ситуация неуспеха  –  это субъектное эмоциональное переживание неудовлетворения собой в ходе и результате совершения деятельности. Она не может рассматриваться в отрыве от ситуации успеха, а только лишь как этап при переходе от одного успеха к другому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы организации ситуации успеха как одного из направлений социализации обучающихся в рамках реализации ФГОС.

Многие наши современники высказывают мысль о  том,  что  ученик  тогда  тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении,  когда  им  движут здоровые мо...

Доклад на педсовет "Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений социализации обучающихся"

В настоящее время воспитание детей и молодёжи рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на феде...

«Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения уровня социализации учащихся» Доклад на семинаре по дефектологии

Материал поможет раскрыть, что главный смысл деятельности учителя состоит в том,чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию  успеха...

методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации обучающихся

Для ребенка радость, разделенная с другими, становится не одной, а многими радостями. Также и неуспех, разделенный с другими, становится чем-то иным. Оптимальный вариант: радость одного становится рад...