Опыт использования личностно-ориентированной технологии в образовательной среде
статья на тему

Капарова Жулдуз Ораловна

  Аннотация

  В статье изложены основополагающие принципы личностно-ориентированной системы обучения как системы, призванной формировать личность способную активно действовать в социально-экономических условиях модернизации страны. Сформулированы основные требования к разработке дидактического обеспечения учебного процесса. Представлен личный опыт по реализации предъявляемых требований к средствам электронных образовательных ресурсов.

Abstract

This article sets out the fundamental principles of personal-oriented learning system as a system shaping to form the personality having an ability to act actively in the social economic conditions of modernization of the country. There are formed main requirements to the development of didactic teaching process. There is presented a personal experience of realization of requirements to the electronic educational resources.        

Ключевые слова

Личностно-ориентированная технология, цифровые образовательные ресурсы, интерактивная доска, интерактивная среда, информационные технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kaparova_konferenciya_-_kopiya.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

“Учение должно быть радостным, трепетным и победным"

Я.Корчак

Для подрастающего поколения школа – это отправная точка путешествий за открытиями не только в области освоения учебного содержания, но и в области познания себя и других людей, отправная точка в современный, переменчивый мир.

Одна из задач учителя состоит в том, чтобы подвести ученика к "кладовым", где находятся накопленные человечеством знания, предварительно дав "ключик" от них – индивидуальные и коллективные способы овладения этими сокровищами.

Неотъемлемая часть процесса учения – это сознательное согласие школьника измениться в ходе обучения и воспитания, проходя трудный путь становления личности.

Цель этой статьи, помочь увидеть проблему, сформировать свое отношение к ней и на некотором этапе воспользоваться опытом. Центральным является положение о том, что ученик – не столько объект изучения, сколько достойный и равноправный партнер, способный обеспечить в любом деле искомую результативность. Важно признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. Это основополагающий принцип разработки личностно-ориентированной системы обучения. Эта система призвана формировать личность способную активно действовать в социально-экономических условиях модернизации страны.

Индивидуальность рассматривается нами как неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития в течение жизни. Это своеобразие определяется совокупностью черт и свойств психики, формирующейся под воздействием разнообразных факторов, обеспечивающих анатомо-физиологическую, психическую организацию любого человека.

Индивидуальность — обобщенная характеристика особенностей человека, устойчивое проявление которых, их эффективная реализация в игре, учении, труде, спорте определяет индивидуальный стиль деятельности как личностное образование. Индивидуальность человека формируется на основе наследованных природных задатков в процессе воспитания и одновременно — и это главное для человека — в ходе саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности.

В обучении учет индивидуальности означает раскрытие возможности максимального развития каждого ученика, создание социокультурной ситуации развития исходя из признания уникальности и неповторимости психологических особенностей ученика. Но чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить весь образовательный процесс.

Технологизация личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектности образования, можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса.

Исходя из выше сказанного, можно сформулировать основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного процесса:

  • учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;
  • изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика;
  • в ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний;
  • активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
  • учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;
  • необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;
  • при введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии;
  • необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;
  • образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности. Для этого необходимо выделение единиц учения, их описание, использование учителем на уроке, в индивидуальной работе (различные формы коррекции, консультаций).

Эти требования в полной мере реализованы в электронных образовательных ресурсах. Отличительными особенностями по сравнению с традиционными учебно-методическими материалами являются:

1) возможность реализации индивидуального подхода, повышение интереса к изучаемому материалу;

2) разнообразие форм работы с учащимися; творческая организация учебного процесса. Замечу, что при этом значительно усложняется деятельность учителя по разработке уроков. Требуется не только свободное владение материалом, но и специальные знания в области современной техники и навыки работы с техническими средствами. Помимо этого, требуется гораздо более активное и интенсивное взаимодействие между учителем и учеником.

В своей практике я применяю возможности интерактивной доски SMART Board TM и использую с целью:

  • демонстрации работы одного ученика всем остальным ученикам класса;
  • создания рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке;
  • делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений;
  • совместная работа над документами, таблицами или изображениями (заполнение текстом, перенос объектов);
  • изменение текста в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски;
  • применение анимированных объектов

Следует отметить разнообразие цифровых образовательных ресурсов сети Интернет, таких как Единая коллекция ЦОР, методические копилки коллег, содержащие разнообразный материал.

Большие возможности предоставляют интерактивные среды, справочные системы (электронные учебники, энциклопедии и др.), они обеспечивают не только интерес к учению, визуализацию материала, но и способствуют развитию проектной деятельности.

Обосновывая преимущества данного подхода, следует выделить, что:

– меняется роль ученика на уроке: школьник становится не объектом, а субъектом познавательной деятельности;

– существенно упрощается процесс индивидуальной работы ученика;

– происходит экономия времени;

– предоставляется возможность оформить материал с учётом эргономических требований;

– ускоряется развитие эмоциональной, эстетической, интеллектуальной сферы личности учащихся;

– улучшается усвоение знаний.

С помощью электронных образовательных ресурсов появляется также возможность преодоления методических проблем, дидактических трудностей:

– восполняется недостаток материала в учебнике, в результате чего повышается эффективность урока;

– возникает устойчивый интерес к изучаемому материалу;

– повышается качество знаний;

– появляется возможность более эффективной реализации регионального компонента в учебниках;

– система электронного тестирования позволяет в ненавязчивой форме проверить знания учащихся. Автоматическое выставление отметки с подсчитыванием количества ошибок и времени, затраченного на выполнение теста, помогает создавать более доверительную атмосферу в классе: ученик сам отчётливо понимает объективность отметки – учитель только направляет и комментирует. Это позволяет проводить контроль знаний в психологически благоприятной среде и избегать стрессовых ситуаций, нередко возникающих во время традиционной контрольной работы.

Можно сделать вывод, что личностно-ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации, чему и призваны служить информационные технологии в образовании.

Так в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития и становления как личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование личностно-ориентированной технологии в обучении игре на инструменте

данный реферат  раскрывает актуальность  личностно-ориентированной технологии приу обучении игре на музыкальном инструменте в колледже...

ДОКЛАД "Использование личностно -ориентированной современной образовательной технологии на тренировке по волейболу"

Педагогическая технология - этот описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков)...

Доклад на тему: "Использование личностно-ориентированных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы"

В докладе представлены личностно-ориентированные  технологии обучения на уроках русского языка и литературы....

Использование интерактивных информационных технологий в образовательной среде

Повышение качества образования является одной из основных задач нашего государства. Современный рынок информационных технологий каждый год предлагает инновационные решения для достижения поставленной ...

Использование личностно-ориентированных технологий в образовательном процессе в условиях коррекционной школы

Личностно-ориентированное обучение - это обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения. Ключевыми словами личностно-ориентированных техн...

Использование личностно-ориентированных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы.

Модернизация школы предполагает не только качественное изменение содержания обучения, но и обновление методов, средств и форм обучения с учётом новых реалий в обществе и новых закономерностей самой си...