"Новый формат диалога учитель-ученик в условиях реализации системно-деятельностного подхода"
методическая разработка на тему
Данный методический материал представляет собой теоретичесую часть и вопросы для обсуждения в группе учителей английского языка в рамках семинара районного методического объединения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
материал семинара учителей АЯ | 19.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Крюковская средняя общеобразовательная школа
Новый формат диалога учитель-ученик
в условиях реализации
системно-деятельностного подхода
учителя английского языка
Щелакова Светлана Николаевна
Межевова Елена Николаевна
11 апреля 2017
В новых федеральных государственных образовательных стандартах в качестве одного из приоритетных направлений в образовании определён переход от традиционного подхода к системно-деятельностному подходу.
Традиционный подход ориентирует на объём знаний; основная же идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Этот подход призван формировать у учащихся наиболее востребованные в современной жизни компетентности:
Информационная компетентность – это готовность учащихся самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.
Коммуникативная компетентность – это навыки работы в парах, в группах различного состава, умение представлять себя и вести дискуссии; излагать письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста; публичные выступления.
Компетентность разрешения проблемы – это целеполагание и планирование деятельности, действия по решению проблемы; оценка результата/продукта деятельности.
Системно-деятельностный подход реализуется через следующие дидактические принципы:
- Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам.
- Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа.
- Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире, о роли и месте науки в системе наук.
- Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
- Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы.
- Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся понимания возможности различных вариантов решения проблемы.
- Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников.
Современный урок в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:
- мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
- целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
- осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
- коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
- взаимопроверка, взаимоконтроль;
- рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
У каждого предмета есть свои особенности в организации учебного процесса на системно-деятельностной основе. Например, при изучении иностранного языка этот термин дополняется словом коммуникативный системно-деятельностный подход – это процесс изучения языка в процессе общения.
Каковы же особенности построения диалога «учитель-ученик» в условиях реализации системно-деятельностного подхода?
В современных общественно-политических условиях диалог учитель-ученик на уроках иностранного языка строится по принципу коммуникативного системно-деятельностного подхода. Этот подход предполагает учет психологических ньюансов, возникащих в процессе установления межличностных отношений на занятиях. У учителя при этом появляется новая функция- некоего модератора, который должен сгладить возникающи епротиворечия на основе общечеловеческих ценностей. Сегодня мы обсудим особенности диалога между учителем и учеником при реализации ФГОС.
Понятия, которые понадобятся для нашей работы:
Объект – то, на что направлена деятельность субъекта; пассивный характер.
Субъект – индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; активный характер; носитель активности.
Эвристический метод – частично-поисковый метод, организация поисковой, творческой деятельности на основе теории поэлементного усвоения знаний и способов деятельности. Одна из форм ЭМ – эвристическая беседа. ЭБ – серия взаимосвязанных вопросов, каждый из которых служит шагом на пути решения проблемы и которые требуют от обучающихся небольшого поиска.
Вопросы ля обсуждения в группе:
1 Возможно ли перестроить диалог между обучающимся и учителем и придать ему субъект-субъектный характер, как того требует ФГОС?
2 В чём смысл подобных изменений?
3. Что даёт субъект-субъектный характер диалога обеим сторонам?
4. Интересно ли самим обучающимся находиться в субъект-субъектном диалоге с учителем?
5. Какие проблемы поможет решить такой вид взаимоотношений, а какие проблемы может создать?
6. Возможно ли построить субъект-субъектный диалог с обучающимися в начальном звене, если большую часть учебного времени они существуют в объект-субъектных отношениях?
7. Как Вы считаете, какие положительные и отрицательные последствия может повлечь смена имиджа педагога в условиях субъект-субъектных отношениях?
Литература:
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования (5-9 Кл.) http://www.edu.ru
- Межличностные отношения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.neboleem.net/psihologija-otnoshenij/7638-mezhlichnostnye-otnoshenija.php
- Лысенко, Н.Е. Развитие языковой личности при обучении русскому и иностранному языкам в неязыковом вузе: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Н.Е. Лысенко; Орловский гос. ун-т. Орёл, 2006. 253 с.
- Кондаурова, Е.В. Межкультурная компетенция как показатель сформированности вторичной языковой личности. ULR: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/mezhkulturnaya-kompetentsiya-kak-pokazatel-sformirovannosti
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Учитель – ученик: характер взаимодействий в современных социокультурных условиях".
P { margin-bottom: 0.21cm; } Учитель и ученик – это диалог двух культур, дополняющий друг друга. ...
Учитель – ученик: характер взаимодействий в новых социокультурных условиях
Учитель – ученик: характер взаимодействий в новых социокультурных условиях...
Новый формат раздела "говорение" ЕГЭ по английскому языку:подходы к оцениванию. Презентация.
В материале приведены основные критерии оценивания устных ответов в ЕГЭ по английскому языку....
«Библиотечное обслуживание обучающихся: современные подходы и поиск новых форматов»
О региональной семинаре школьных библиотекарей Нижнекамска и Наб. Челнов, состоявшемся 27 апреля 2018г. на базе СОШ №15 г.Нижнекамска....
"Программа индивидуального развития по теме: "Внедрение и освоение новых форматов обучения биологии и химии в условиях дистанционного образования"
Профессиональная компетентность учителя - это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Стиль современного учителя - совместное творчество...
Реализация модели наставничества «Учитель-ученик» в дистанционном формате
В данном материале представлен опыт реализации дистанционной модели наставничества с 1 по 11 классы, может использоваться как учителями, так и заинтересованными родителями....
Реализация модели наставничества «учитель – ученик» при организации урочной и внеурочной деятельности: успех учителя = успех ученика
Реализация модели наставничества «учитель – ученик» при организации урочной и внеурочной деятельности: успех учителя = успех ученика, или Как случаются заветные 100 баллов на ЕГЭ...