Профессиональные объединения педагогов-ресурс развития муниципальной системы образования
статья на тему

Баязитова Рушания Накиповна
Профессиональные объединения педагогов – это традиции и новации, это система повышения уровня компетентности учителя, выстроенная от диагностики затруднений в его деятельности до реального результата, характеризующего качество образования. Это новая структура и обновленное содержание; новые формы активного обучения (перевод педагога из позиции обучающего в позицию обучаемого). Профессиональные педагогические объединения создаются для более эффективной организации деятельности муниципальной методической службы (ММС), для развития навыков педагогического анализа, школой роста профессионально-педагогического и управленческого мастерства и компетентности. Это копилка передового педагогического и управленческого опыта и центр реальной помощи, особенно молодым специалистам. Деятельность учителей в рамках профессионального объединения активизирует процесс сотрудничества, повышает творческий потенциал каждого педагога

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессиональные объединения педагогов-ресурс развития муниципальной системы образования

Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания... считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим. К. С. Станиславский

Последнее время часто слышим термин «Профессиональный стандарт педагога». Зачем же нужен Профессиональный стандарт? Профессиональный стандарт – это: - инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире; - инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень; - объективный измеритель квалификации педагога; - средство отбора педагогических кадров в образовательные организации; - основа для формирования эффективного трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем. В условиях внедрения различных государственных стандартов возрастает уровень предъявляемых требований к личности педагога. Современный педагог- профессионал должен обладать многими качествами, позволяющими ему эффективно работать: быть мобильным, способным к нестандартным трудовым действиям, уметь работать в команде, обладать готовностью к изменениям, проявлять ответственность и самостоятельность в принятии решений. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Поэтому введение нового профессионального стандарта педагога неизбежно приводит к изменениям в системе его подготовки, переподготовки и повышения квалификации, что обязательно влечет за собой расширение пространства педагогического творчества. В прошлом учебном году в средних и основных школах Высокогорского района стартовал  проект PLC. Это инновационная система взаимодействия педагогов через активное участие в работе профессиональных сообществ, представленных интегрированной моделью ПОС (профессиональные образовательные сообщества), имеющей в своей структуре достаточное количество личностно-ориентированных методических формирований. Основная их ценность, как формы взаимодействия педагогов и управленцев, – это наличие возможности «живого» общения с коллегами, обмена опытом и трансляции собственных педагогических методик и технологий, проведения открытых дискуссий и решения различных вопросов по улучшению качества образования. Профессиональные объединения педагогов – ресурс развития муниципальной системы образования.

Профессиональные объединения педагогов – это традиции и новации, это система повышения уровня компетентности учителя, выстроенная от диагностики затруднений в его деятельности до реального результата, характеризующего качество образования. Это новая структура и обновленное содержание; новые формы активного обучения (перевод педагога из позиции обучающего в позицию обучаемого). Для большинства профессиональных педагогических объединений характерна взаимопонимание, взаимозаменяемость, взаимоподдержка.

Профессиональные педагогические объединения создаются для более эффективной организации деятельности муниципальной методической службы (ММС), для развития навыков педагогического анализа, школой роста профессионально-педагогического и управленческого мастерства и компетентности. Это копилка передового педагогического и управленческого опыта и центр реальной помощи, особенно молодым специалистам. На протяжении всей профессиональной деятельности педагога не заканчивается его профессиональная подготовка, начатая еще в стенах педагогического учебного заведения. Непрерывность профессионального образования является необходимой предпосылкой развития творческих способностей каждого педагогического работника и условием постоянного развития его индивидуального педагогического опыта. Большую роль в обеспечении повышения уровня профессиональной компетентности педагогических кадров играют методические формирования, профессиональные педагогические объединения, которые обеспечивают формирование высокого уровня культуры педагога, являющегося необходимым условием эффективности любого труда, а особенно педагогического. Следовательно, повышение уровня компетентности не может ограничиться вопросами теории и методики преподаваемого предмета. Оно должно обеспечивать развитие профессиональной культуры педагога в целом. Профессионально-педагогическая культура работников сферы образования в значительной степени определяется уровнем их педагогической подготовки, стремлением к самосовершенствованию в условиях профессиональной деятельности. В на- стоящее время востребован не просто педагог, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества специалиста могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в образовательной организации. Причем при условии, если педагог активно занимается научно-методической, поисковой, опытно- экспериментальной, инновационной работой, учится искать свое «профессиональное лицо», свой педагогический инструмент, осознает себя как профессионал, имеет установку на творческое восприятие личного инновационного опыта и его необходимое преобразование. Но знания специалистов неизбежно устаревают. По данным социологических исследований компетентность педагога через каждые 4 года понижается на 50 %. Педагогические коллективы состоят, в основном, из учителей, получивших педагогическое образование десятки лет назад. Это люди с богатейшим опытом, преданные своему делу, Но за долгие годы у них выработались определенные стереотипы, им свойственно настороженное отношение ко всему новому, иногда – инертность. Угроза профессионального выгорания – проблема многих методических формирований образовательной организации в настоящее время, проблема качественного состава кадров. Вот почему важно создание интегрированной модели ММС, деятельность которой основана на принципах маркетинга и сетевого взаимодействия. Подобная работа позволяет более оперативно решать обозначенную выше проблему. Цель такой работы – создание условий для раскрытия и совершенствования интеллектуально-творческого потенциала каждого педагога. В последнее время наиболее востребованной новой формой организации профессиональной деятельности становятся сетевые сообщества или объединения педагогов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет педагогам, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень. Быстрое развитие ИКТ меняет со- временный мир, меняются формы общения людей. Электронная почта, факсимильная и сотовая связь позволяют в считанные секунды получить или отправить информацию из любой точки земного шара. Характер взаимоотношений меняется: ускоряется процесс обсуждения и принятия решений по многим вопросам, расширяется круг заинтересованных лиц. Интернет с его возможностями общения по электронной почте, участия в чатах, форумах, тематических видео- конференциях, семинарах способствует виртуальному объединению групп людей по интересам. Профессиональная деятельность педагогов в сети «Интернет» это: - деятельность, направленная на самих педагогов, на их самообразование, деятельность, связанная с повышением их квалификации; - деятельность, направленная на обучающихся, на развитие их интереса к предмету, на развитие их мышления, творчества, коллективизм, кроме этого, организуется их участие в дистанционных олимпиадах, викторинах, конкурсах, в телекоммуникационных проектах. Целями деятельности сетевых сообществ мы считаем: создание единого информационного пространства, доступного для каждого члена сообщества; организацию формального и неформального общения на профессиональные темы; обмен опытом учения обучения; распространение успешных педагогических практик; поддержку новых образовательных инициатив. Итак, сетевые педагогические сообщества в структуре ММС мы рассматриваем как одну из форм профессионального раз- вития педагогических работников. Неслучайно, В. В. Путин отмечал: «Следует поддержать развитие сетевых педагогических сообществ, интерактивных методических кабинетов – словом, всего того, что формирует профессиональную среду». Почему же профессиональные объединения педагогов можно рассматривать как ресурс развития муниципальной системы образования в целом? Ответ может быть не совсем прост, но очевиден: - муниципальная система образования инновационно-ориентированными и, следовательно, способными к саморазвитию; - деятельность педагогических коллективов и отдельно взятого педагога в качестве члена профессионального педагогического объединения обеспечивает продуктивность его индивидуального профессионального развития и способствует инициированию деятельности тех профессиональных объединений педагогов, членом которых они являются; - в муниципальной методической службе, педагогических коллективах и профессиональных объединениях педагогов осуществляется систематическая работа по развитию целеполагания и рефлексивных умений педагогов и управленцев; - в муниципальной системе образования, в том числе в ММС, в образовательных организациях последовательно разрабатываются и внедряются инновационные формы, методы, средства, инструментарий научно-методического и психолого-педагогического сопровождения деятельности профессиональных педагогических объединений. Таким образом, профессиональные объединения педагогов становятся субъектами развития не только муниципальной системы образования в целом, но и каждой образовательной организации. Они представляют собой самопроизвольно возникшую или целенаправленно созданную группу педагогических работников, учителей, воспитателей, классных руководителей, педагогов- психологов, социальных педагогов и членов администрации образовательной организации, призванных решать те или иные насущные образовательные проблемы школы, гимназии, детского сада, т. е. образовательной организации в целом, и профессиональные проблемы каждого педагога в частности. Деятельность учителей в рамках профессионального объединения активизирует процесс сотрудничества, повышает творческий потенциал каждого педагога.

     «Учение – это лишь открытие того, что ты уже давно знаешь. Обучение – это напоминание другим, что они знают все так же хорошо, как и ты. Так лучше всего учить тому, чему тебе больше всего нужно научиться самому».

 Ричард Бах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования» Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса.

«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования»Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса....

Статья "Использование дистанционных технологий для организации работы педагога дополнительного образования" - Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции "Муниципальная система образования"

Сборник материалов VIII Международной  научно-практической конференции «Муниципальная система образования (содержание, технологии, перспективы развития)» [[{"type":"media","view_mode":"media_larg...

Выступление на ХII городских Днях науки «Муниципальная система образования: опыт и перспективы инновационного развития» с обобщением педагогического опыта по теме «Аспектуальность ИКТ в преподавании информатики»

Целесообразность и эффективность обучения с использованием ИКТ не вызывает сомнений, так как основывается на активном и повсеместномиспользовании дополнительного цифрового оборудования, которое и пред...

Проект плана методического сопровождения внедрения и реализации профессионального стандарта педагога в муниципальной системе образования города Салехарда на период 2016-2020 годы

Данный проект плана методического сопровождения внедрения и реализации профессионального стандарта педагога составлен на основе решений коллегии департамента образования Ямало-Ненецкого автономного ок...

Проблемы профессионального развития педагога в муниципальной системе образования

Следуя качествам, присущим его деятельности, каждый человек имеет возможность достичь совершенства.Бхагавад-гита (18 гл.)...