«Особенности организации тьюторского (наставнического) сопровождения в образовательной среде»
статья (5 класс) на тему

Чурилова Светлана Александровна

Инфомационно-методический материал для педагогических работников, отражающий алгоритм действий тьютора (наставника).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

 Доклад

«Особенности организации тьюторского сопровождения в  образовательной среде»

 

Школа — это мастерская, где формируется

мысль подрастающего поколения, надо крепко держать

ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.

Барбюс А.

 В своей педагогической деятельности придерживаюсь кредо «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян».   Главной  задаче  современного обучения: является решение  проблемы личностно-ориентированного образования, т.е. такого образования, в котором личность ученика была бы  в центре внимания педагога, в котором деятельность учения — познавательная деятельность, а не преподавание, была бы ведущей в тандеме учитель—ученик.  

Проблема подростковой девиации, подростковой криминализации, к сожалению, актуальна для России. Все государственные, общественные институты заинтересованы в развитии деятельности, способной стабилизировать ситуацию в данном направлении. Дети группы риска – это та категория детей, подростков, которая в силу определенных обстоятельств более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной их дезадаптации. Им необходима действенная эффективная помощь и поддержка в современном мире.

В последние годы в России возросла численность подростков, для которых цель жизни сводится к достижению материального благополучия любой ценой, к наживе любыми способами. Труд и учеба утратили общественную ценность и значимость, стали носить прагматический характер — больше получать благ, привилегий и меньше работать и учиться. Такая позиция подростков приобретает все более открытые и воинствующие формы, порождая новую волну потребительства, часто провоцирующую поведенческие девиации. Положение с поведенческими девиациями усугубляется еще больше экономической ситуацией в стране. В России значительно возрос уровень подростковой преступности в сфере социально-экономических отношений, где объектом преступления является право собст-венности, имеющее исключительное значение в жизнедеятельности граждан, общества, государства. Для многих подростков характерна ориентация на личное материальное благополучие, на действие по его обеспечению, на жизнь по принципу «как хочется», на самоутверждение любой ценой и любыми средствами. В этих случаях ими руководит не корысть и стремление удовлетворить свои потребности преступным путем, а привлекает сам процесс совершения преступления, участия ради компании, чтобы не прослыть трусом и т. п.

Попадание подростков в «группы риска» неразрывно связано с нарушениями взаимосвязей с социальным окружением. Семья как институт, основанный на природных стремлениях и действиях человека, удовлетворяющий насущные потребности человека теряет свои функции. С экрана телевизора мы слышим о насилии в семье, о семье алкогольной и наркотически зависимой.

Подросток, нуждающийся в «живительной влаге», растущий в таких «пустынных» условиях вряд ли станет прекрасным цветком, цветущим и благоухающим. Подросток, подвергающийся насилию, из жертвы превратится в агрессора, имеющих пьющих родителей, к сожалению, идентифицирует себя с ними, так как они для него значимые взрослые.

Как помочь подростку группы риска социализироваться? Уже давно известно, что традиционные методы воспитательного воздействия на подростка группы риска не дают желаемого результата. Поиск эффективных методов и приемов воздействия на подростка актуальная проблема, перед которой оказывается современное общество. Убеждение и личный пример, моральная поддержка и укрепления веры подростка в свои силы и возможности, вовлечение в интересную деятельность и др. все эти приемы, безусловно, способствуют социально-одобряемым формам поведения. Кто же может помочь подростку оказавшемуся в группе риска? Кто тот значимый взрослый или сверстник, наставник который может понять, принять, помочь направить?

Главная задача школы сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний «на всю жизнь», а сформировать у него умение учиться. То есть речь идет о формировании метапредметных умений. Осуществлять эту деятельность можно на основе использования современных образовательных технологий.

Наставничество - волонтерский вид деятельности социально активных людей готовых понять, принять и помочь. Наставничество можно рассматривать как метод психолого-педагогического сопровождения подростков групп риска. Метод наставничество – способ непосредственного и опосредованного личного влияния на человека (подростка).

Добровольчество существует везде, где есть люди, которые заботятся о других и о проблемах общества. Наставничество сложный процесс добровольческой (волонтерской) деятельности и может рассматриваться, как способ:

  • строить социальные отношения;
  • применять на практике свои моральные и религиозные принципы;
  • получать новые навыки;
  • найти поддержку и друзей;
  • почувствовать себя способным что-то совершить.

Наставничество как вид волонтерской (добровольческой) деятельности заключается в том, что:

-это эффективный способ решать сложные проблемы отдельного человека, общества и окружающей среды. Именно благодаря добровольчеству наставников многие тупиковые ситуации находят выстраданные решения;

-это механизм, с помощью которого люди могут прямо адресовать свои проблемы тем, кто может их решить;

-это движение с целью добиться большего влияния на собственную жизнь. Помогая другим, наставники-волонтеры обретают уверенность в своих способностях, обучаются новым навыкам, закладывают новые социальные связи;

-это возможность найти себя и заложить в свою жизнь те ценности и привычки, которые позволяют человеку вести здоровую, продуктивную, насыщенную жизнь.

 Принципы наставничества

  • Личностный поход к подростку, реализуемый в формуле: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать.
  • Системность - необходимость всестороннего анализа проблемы социальной дезадаптации подростка группы риска и применения системы мероприятий, адекватных выявленной проблематике.
  • Оптимистическая гипотеза - вера в подростка, опора на положительное в нем, формирование деятельностного подхода «сделай себя личностью сам».
  • Объективность подхода к подростку -знание многообразных аспектов жизнедеятельности школьного коллектива и каждой личности, выработка непредвзятых рекомендаций, учет возрастных особенностей личности (индивидуальных черт, склонностей, нравственной позиции).
  • Коммуникативность - способность к быстрому и оперативному общению, налаживанию связей и координации со всеми субъектами социально-психолого-педагогического сопровождения (администрацией школы, педагогами, родителями, врачами, социальными педагогами, психологами, юристами, федеральными и местными властями и другими категориями) для быстрого нахождения средств социально-педагогической и других видов помощи ребенку.
  • Неразглашение информации о ребенке и его семье.
  • Уважение достоинства и культуры всех народов.
  • Оказание взаимной помощи, безвозмездные услуги лично, либо организованно в духе партнерства и братства.
  • Превращение наставничества в элемент личного совершенствования, приобретения новых знаний и навыков, выявления способностей, стимулируя для этого инициативу и творчество людей, давая каждому возможность быть созидателем, а не пользователем.
  • Стимулирование чувства ответственности.

Наставник может научить подростка:

  • -видеть и понимать проблему
  • -принимать ее
  • -разрешать ее
  • -или осознавать неспособность справиться с ней самостоятельно и тогда обращаться за помощью  

Направления работы наставника:

  • Профориентационная работа с подростком группы риска
  • Работа с семьей подростка группы риска
  • Работа с педагогическим коллективом ОУ
  • Работа со сверстниками, одноклассниками
  • Работа со следующими организациями: служба занятости, КДН, спортивные школы, клубы по месту жительства

Методы работы наставника:

  • наблюдение;
  • курирование – способ сохранения и поддерживания контакта наставника и

подростка, контроля ситуации со стороны наставника;

  • интервенция – специфический способ «вхождения» в личностное пространство для минимизации (устранения) негативной адаптации и стимулирования позитивной адаптации личности в изменяющихся ситуациях;
  • коррекция – процесс исправления тех или иных нарушенных функций;
  • психолого-педагогическая поддержка – своевременное позитивное воздей-ствие педагога (наставника) и родителей (взрослых) на подростков с целью выработки у них адекватной самооценки, способности противостоять негативному влиянию окружающих, эмоциональному шантажу, рэкету и оказание психологической помощи в решении этих проблем;
  • психологическая помощь – это особая деятельность наставника, осуществляемая в процессе решения жизненно важной задачи, возникающей у подростка группы риска;
  • реабилитация – это система мероприятий по восстановлению психических функций, организованная определенным образом, оптимизирующая жизнь личности при непосредственном взаимодействии;
  • социально-психологическая профилактика – это предупреждение возможных негативных последствий поведения, нежелательных для обучения и развития подростков;
  • социально-психологическое сопровождение – протекающий во времени процесс создания социально-психологических условий изменения;
  • консультирование – превентивная, упреждающая помощь, предотвращающая развитие нежелательных осложнений.
  • тренинг – многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека.

В функциональные обязанности наставника можно включить: создание и поддержание связей между подростком группы риска, школой, семьей и местом проживания, подготовка его к интеграции в самостоятельную жизнь и поддержка подростка в его жизнеустройстве после выпуска. Наставник может выполнять функции руководителя службы сопровождения подростка группы риска, осуществлять психологическое сопровождение, оказывать помощь в ориентации в хозяйственно-бытовых вопросах, передавать подросткам умение эффективного взаимодействия со всеми службами (социальные службы, школы, специальные учебные заведения и т.п.)

 Есть ещё много проблем, которые предстоит решать, потому что каждый ребенок – это отдельная личность, у которого есть своё «Я». И самая  главная задача учителя создать такую атмосферу, чтобы каждый ребёнок не потерял своего лица, чувствовал себя в школе   и в классе комфортно, и  чтобы он с радостью спешил в школу за новыми знаниями.

Используемая литература:

  1. Тьюторство как новая профессия в образовании: сборник методических материалов. – Томск,2001.
  2. Тьюторство: концепции, технологии, опыт. – Томск, 2005.
  3. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. – М., 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое информационное образовательное пространство в решении задачи организации тьюторского сопровождения

В статье рассматриваются возможности  информационного пространства школы, в частности ее  сайта, в решение задачи  организации тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных т...

Особенности организации психолого-педагогического сопровождения деятельности педагога дополнительного образования

Особенности организации психолого-педагогического сопровождения деятельности педагога дополнительного образования...

Особенности организации тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ и РАС

Статья на тему "Особенности организации тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушенияи) и РАС (расстройствами аутистического спектра)....

Организация тьюторского сопровождения .

›Тьютор- это специалист который, организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов, организует их персональное сопровождение в о...

Особенности организации социально-педагогического сопровождения семей из категории неблагополучных

В данном материале представлена информация об особенностях работы (реализуемой непосредственно через школу) социального педагога с неблагополучной семьёй и алгоритму ведения последней....

Презентация на тему: "Особенности организации работы по сопровождению обучающихся, попавших в "группу риска" по результатам социально-психологического тестирования в общеобразовательной организации".

В презентации дан сравнительный анализ социально-психологического тестироания обучающихся за 2022-2023 , 2023-2024 учебный год. Представлен алгоритм работы педагога-психолога с детьми, имеющими фактор...