Открытое информационное образовательное пространство в решении задачи организации тьюторского сопровождения
статья по теме

савинова наталья алексеевна

В статье рассматриваются возможности  информационного пространства школы, в частности ее  сайта, в решение задачи  организации тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных траекторий учащихся.                

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_no3.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Название секции: Открытая школа

Автор: Савинова Н.А. , заместитель директора по УВР;

ГОУ СОШ № 191 с углубленным изучением немецкого языка, school191r@mail.ru 

Открытое информационное образовательное пространство в решении задачи  организации тьюторского сопровождения

Информатизация школьного образования становится сегодня одним из важнейших приоритетов государственной политики во многих странах мира. Политики самого высокого уровня, эксперты системы образования, представители ИТ-сообщества понимают, что роль образования в современном мире возрастает, и на этот вызов времени нужно отвечать. Для многих становится ясно, что образование в XXI веке должно быть непрерывным, что информатизация – одно из основных направлений его модернизации.

Главная задача информатизации образования – создание  открытого информационного образовательного пространства. Образовательное пространство – термин, который не имеет  прямого отношения к современным информационным технологиям. И до их появления люди получали образование, то есть, находились в образовательном пространстве. Однако, в процессе обучения люди использовали материальные ресурсы и информационные технологии. Информационно-коммуникационная среда школы – это ее компьютерные ресурсы, объединенные в локальную сеть; это программное обеспечение и информационные ресурсы, предназначенные для решения огромного множества практических содержательных задач; это средства информационного взаимодействия и информационная инфраструктура. Следовательно, под информационным образовательным пространством можно понимать образовательное пространство, которое использует современную информационно-коммуникационную среду,  обеспечивает информационное взаимодействие школы с другими  ОУ, с участниками образовательного процесса, а так же осуществляет удовлетворение их информационных потребностей. 

Главная цель построения информационного образовательного пространства – повышение качества образования, а основная задача – создание устойчивой модели организации образовательного процесса на основе его индивидуализации. Учет индивидуального образовательного профиля каждого  ученика, или, что, то же самое, построение индивидуальной образовательной траектории является залогом стабильного качества предоставляемых образовательных услуг.  Результат повышения качества образования должен проявиться не только в том, что ученики будут больше знать и уметь, но  и в том, что появятся  ученики новой формации, обладающие необходимым запасом информационной культуры и креативного мышления, наделенные качествами образовательной мобильности, способные адаптироваться во взрослой жизни уверенно и целеустремленно.

Открытое образовательное пространство предоставляет учащемуся выбор пути, оно не формирует определенный образ, а имеет целью дать опыт самоопределения. Открытость информационного пространства характеризуется  несколькими свойствами, среди которых защита личной информации, простота поиска информации, возможность свободного высказывания собственного мнения, возможность свободного  выбора информации, наличие обратной связи.

Организация открытого информационного образовательного пространства в нашей школе  предполагает определение  источников информации, ее структурирование  и предъявление с целью построения открытого диалога. Объектами информации при этом выступают  процессы учебной и внеучебной деятельности, а также нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность  ОУ. Решая традиционные для любого ОУ задачи, такие как:

  • расширение взаимодействия школы  с органами власти, общественными организациями, гражданскими институтами и другими  ОУ;
  • предоставление достоверной информации о состоянии процесса образования в ОУ;
  • организация  проведения мониторингов эффективности деятельности ОУ, позволяющих сделать эту деятельность более открытой, прозрачной для потребителя образовательных услуг: учащихся, родителей, общественности;
  • распространение передового педагогического опыта, тиражирование инновационных  практик;
  •  создание условий для повышения квалификации и базовых компетентностей педагогов ОУ и  управленческой команды в целях повышения качества образования,

мы пытаемся решить и новую задачу - организация тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

 Сегодня  наша школа пытается принципиально изменить свое внутреннее образовательное пространство: увеличить число направлений обучения; освоить новые образовательные технологии; выстроить межпредметные связи и т.п. В этом случае образовательное пространство для обучающегося начинает задаваться не единой для всех учебной программой, а различными образовательными предложениями и их определенной взаимосвязью.

Тьюторское сопровождение – особая педагогическая технология, основанная на взаимодействии ученика и тьютора, в ходе которого ученик осознает и реализует собственные образовательные цели и задачи. Задача тьютора – построение образовательного пространства как пространства проявления познавательных инициатив и интересов учащихся. Предметом тьюторского сопровождения может являться любая деятельность или процесс, направленные на решение образовательных задач, поэтому информационные технологии сопровождения индивидуальных траекторий учащихся   должны обладать, тремя важными характеристиками, они:

  •  должны быть «открытыми» возрасту, т.е. работать с любыми возрастными категориями,
  • должны быть «открытыми» учебному предмету, т.е. работать с любым предметным содержанием,
  • должны быть организационно «открытыми», т.е. работать в любых организационных условиях, как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

   Учитывая эти характеристики, можно рассмотреть следующие возможности  информационного пространства школы, в частности ее  сайта, в решение задачи  организации тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных траекторий учащихся.                

Таблица 1.

Направления тьюторского сопровождения

Цель

 Задачи

Информационные технологии

Помощь  в выстраивании траектории обучения.

Сформировать умение жить в информационном обществе и использовать все его возможности

 Организация элементов дистанционного образования

- ОН-лайн тесты по различным предметам ;

 -путеводитель по конкурсам и олимпиадам;

-ссылки на образовательные порталы и сайты;

 -каталог школьной медиатеки;

Сопровождение всего процесса построения  образовательной программы, начиная от работы с первичным познавательным интересом, углублением этого интереса за счет образовательных исследований или проектов, специальной работы по формированию этого проекта как образовательного.

Сформировать умение максимально использовать различные собственные ресурсы для построения своей образовательной траектории

Организация индивидуально ориентированного обучения через саморазвитие

 и самообразование

-личный сайт;

 -электронное портфолио;

-презентации исследований и  проектов;

-публикации;

Помощь в становлении коммуникативных навыков:

 - умение слушать собеседника,

 - формулировать свою точку зрения,

- понимать и строить диалог.

Сформировать умение жить в мире, где сосуществуют на паритетных началах разные культуры, присутствуют разные логики и разные типы мышления

Воспитание основ толерантности

-интернет-кабинет директора школы,

-гостевая книга,

-выходы на  форумы обсуждения  различных вопросов системы

образования;

Подготовка учащегося к осознанному выбору профессии,  формирование значения профессиональной деятельности для человека и общества, его устойчивого развития.

Профессиональная ориентация

Разработка системы адекватной ориентации на рынке труда, проф. ориентационные мероприятия

-ссылки на сайты учреждений НПО, СПО, ВУЗов;

- презентации-отчеты проф. ориентационных мероприятий;

-новостная строка;

Помощь в оценивании и регулировании познавательной деятельности ученика,  создание условий сотрудничества учащихся с одноклассниками и преподавателями, формирование у них адекватной самооценки.

Учет индивидуальных достижений учащихся

Разработка системы отслеживания продвижения  учащихся по образовательным траекториям

-портфолио;

-личный сайт;

- электронная анкета (ресурс Google.com);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Реализация принципов педагогической техники в информационном образовательном пространстве "Основ безопасности жизнедеятельности""

Принципы педагогической техники в ОБЖРеализация принципов педагогической техники в урочной деятельности в ОБЖДиагностика и самодиагностика достижений учащегося...

Создание единого информационно-образовательного пространства по духовно-нравственному воспитанию среди подрастающего поколения

Эффективность работы в области духовно – нравственного воспитания не ограничивается рамками урока – это комплекс мероприятий, включающий урочную, внеурочную и внеклассную деятельность, охватываю...

Информационное образовательное пространство образовательного учреждения (из опыта работы заместителя директора по учебно - воспитательной работе)

Данная статья является обобщением опыта работы педагогического коллектива МБОУ - СОШ  №1 р.п. Степное Советского района Саратовской области по формированию информационного образовательного простр...

Информационно-образовательное пространство современного учителя истории и обществознания

В наш информационный век всем необходимо владеть информационно-коммуникативными технологиями. Повсеместно осуществляется автоматизация определённых стандартных действий. Современному учителю истории н...

Инновации в информационно-образовательном пространстве Ульяновского гвардейского суворовского военного училища

Выступление на II региональном семинаре учителей информатики и ИКТ общеобразовательных учреждений Ульяновской области "Инновационные педагогические технологии в IT-образовании"...

«Духовно – нравственное воспитание школьников на уроках литературы в информационно – образовательном пространстве в рамках перехода на федеральные образовательные стандарты нового поколения».

Российское образование на современном этапе претерпевает  значительные перемены.  Процесс обучения повсеместно  сопровождается  внедрением новейших педагогических  технологий....

Формирование социальной активности обучающихся с использованием воспитательного потенциала информационного-образовательного пространства сети Интернет в образовательной практике объединения юных журналистов «Школяр» МБУДО ДДТ г.Донецка"

Творческий педагогический проект для зачета курсовой подготовки ГБУ ДПО РО "Ростовсrий институт повышения квалификации и переподготовки работников образования" по специальност...