Информационное образовательное пространство образовательного учреждения (из опыта работы заместителя директора по учебно - воспитательной работе)
материал на тему

Данная статья является обобщением опыта работы педагогического коллектива МБОУ - СОШ  №1 р.п. Степное Советского района Саратовской области по формированию информационного образовательного пространства в рамках реализации Программы методической работы. Информационно - образовательное пространство образовательного учреждения - это система, в которой взаимосвязаны и задействованы все участники образовательного процесса: администрация - учитель - ученик - родитель. Информационно - образовательное пространство школы №1 определяется как пространство личностных изменений посредством трансформации внутришкольной системы контроля и формирования новых, отвечающих современным требованиям,  методических подразделений, позволяющих  повышать и раскрывать уровень профессиональной компетентности педагогов школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационное образовательное пространство                             образовательного учреждения

Из опыта работы заместителя директора

по учебно - воспитательной работе

 МБОУ - СОШ №1 р.п. Степное

Советского района Саратовской области

Думчевой Натальи Антоновны

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) занимают особое место в современном мире. Работа на компьютере, умение использовать ИКТ в работе, умение создавать, а главное использовать информационные ресурсы являются основополагающими приоритетами нового стиля работы. Уже стало совершенно понятным, что администрация образовательного учреждения и педагогические работники могут и должны владеть основами информационных технологий и методикой их использования в своей профессиональной деятельности

Успех информатизации школы во многом зависит от наличия технологических, информационных и организационных ресурсов, от продуманной политики руководства школы по формированию информационного образовательного пространства, от степени участия учащихся и их родителей в наполнении информационного образовательного пространства.

Единое информационное пространство образовательного учреждения  – это система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса: администрация - учитель- ученик – родитель. Информационно-образовательное пространство нашей школы мы определяем как пространство осуществления личностных изменений людей (педагогов и учащихся) в образовательных целях на основе использования современных информационных технологий. Информационные технологии в образовании относятся к важнейшим компонентам современных образовательных систем всех ступеней и уровней.

Образовательное пространство МБОУ-СОШ № 1 р.п. Степное строится  на базе эффективного использования компьютерных технологий,  формирования общих стандартов образования. Школа, являясь социальным институтом, готовит учащихся к будущей жизни в современном обществе, которое становится все более информационным. Внедряя информационные технологии (использование специальных, технических, информационных средств: компьютер, аудио, видео, кино, мультимедиа), педагогический коллектив нашей школы решает следующие задачи:

  1. формирование умения работать с информацией, развитие коммуникативных способностей;
  2. подготовка личности информационного общества;
  3. формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

В нашей школе имеется  компьютерный класс (13 компьютеров) для организации курса основ информатики и вычислительной техники в 5 -11 классах,  организации изучения основ  информатики (безмашинный вариант) для учащихся 2-4 классов,    с целью изучения компьютерных технологий.  

По итогам проведения областного конкурса социальных проектов  в 2006 году открыт класс БОС-здоровье, позволяющий  оздоравливать  учащихся, корректировать их психоэмоциональное состояние, также в кабинете имеется связь «Электронная почта»,  Интернет   (выход в  Интернет предоставлен  школе  компанией «Вымпелком» (торговая марка Билайн).

Администрация школы, педагогический и родительские коллективы приложили немало усилий для создания современной  материально-технической базы.  В школе  за счет средств Попечительского совета  оборудован кабинет информационных технологий, оснащенный мультимедиапроектором, видео- и аудио аппаратурой.

В 9-х классах в рамках реализации программы  «Предпрофильная подготовка учащихся» организованы элективные курсы по  русскому языку, математике, экономике, информатике, иностранному языку, которые проводились с использованием информационных технологий, что позволяет  изменить содержание обучения, разработать метод самостоятельной поисковой и исследовательской работы учащихся, наполнить новым содержанием подготовку учителей к работе в условиях модернизации процесса образования.

В течение всего учебного года заместитель  директора, курирующий предпрофильную подготовку учащихся, Андреева Т.А. провела 25 учебных занятий информационного характера, также ею  проведено 12  собраний для родителей учащихся 8-9 классов,  был проведен педагогический совет по  введению предпрофильной подготовки и  2  семинара для учителей-предметников и классных руководителей, занимающихся предпрофильной подготовкой учащихся с использованием составленных ею мультимедийных презентаций.

Внедрение информационных технологий непосредственно в  образовательный процесс коренным образом изменил процесс обучения в школе.

Информационные технологии в полной мере используются при изучении любого предмета, делая урок более содержательным; особенно важно, что отдельные элементы  схемы, таблицы, появляются перед учащимися не сразу, а в нужной последовательности,  следует отметить высокий уровень иллюстрируемого материала.

В настоящее время особенно актуальным является тестирование. Использование компьютера позволяет предложить учащимся широкий набор заданий автоматизировать  контроль знаний, охватывая большой объем теоретического материала,  формируя у учащихся уверенность в своих знаниях, умения анализировать поставленные задачи, избегая повторения ошибок, формируя у учащихся культуру работы с деловыми бумагами. Учителями русского языка и литературы  широко применяются КИМы в форме тестов для подготовки учащихся к ЕГЭ.  

С помощью информационных технологий  учителями иностранного языка проводятся интеллектуальные состязания  для учащихся классов  дополнительного образования, что позволяет спроектировать  языковую  среду, создать атмосферу творческого поиска и повысить мотивацию к обучению.              

Администрация школы,  обобщая опыт учебно-методической работы коллектива, провела  6  районных методических  объединений для директоров школ, заместителей директора, учителей начальных классов с использованием мультимедийного оборудования.

Компьютерные образовательные программы используются на всех этапах обучения: объяснение, закрепление и контроль, что  отвечает основным дидактическим принципам: посильности,  системности, преемственности.  В школе имеется  предметная мультимедиатека, широко используемая учителями-предметниками на уроках, учителя литературы практикуют просмотр программных художественных фильмов, что позволяет добиться  качественного обучения учащихся. Использование информационных технологий позволяет реализовать личностно-ориентированный  подход  в обучении. Учителя-предметники, занимающиеся исследовательской деятельностью с одаренными детьми в рамках работы Ученического научного общества  создают презентации  исследовательских работ  и проектов учащихся.

Успешность применения информационных технологий подтверждается изменением уровня проведения педагогических советов.

Информационные технологии позволяют найти нетрадиционный подход при реализации воспитательных задач. Учащиеся  школы ежегодно подготавливают презентацию  под названием «До свидания, школа» к празднику Последнего звонка. Выступление творческого коллектива учащихся в районных конкурсах «Виват, победа», «Наследие предков сохраним и преумножим» традиционно сопровождается видеорядом, основанным на фактах школьной жизни, материалах, собранных  учащимися школы.

Традиционно  с использованием информационных технологий  проводятся школьные  конкурсы профессионального мастерства:  «Учитель года», «Современный урок»,  «Фестиваль достижений молодых педагогов», «Школьный конкурс методических объединений», «Презентации главных итогов учебного года».   Работа школьных методических объединений МБОУ - СОШ №1 р.п. Степное с 2009   года  строится  на основе школьного конкурса методических объединений согласно Положению, утвержденному педагогическим советом в августе 2009 года. Этот конкурс позволил активизировать деятельность ШМО и стимулировать педагогов к участию в различных конкурсах и фестивалях профессионального мастерства.  За период проведения конкурса педагоги школы приняли участие в 22 Всероссийских, региональных и муниципальных конкурсах,

 в 12  конкурсах, проводимых сетевыми педагогическими сообществами, активно размещали свои методические находки на страницах журналов и сайтах сети ИНТЕРНЕТ.

Использование информационных технологий улучшило  качество обучения по предметам за счет наглядности программных средств, позволяющих моделировать, экспериментировать, исследовать; отработать новые формы взаимодействия между учителем и учеником; вызвать активную положительную реакцию работы с компьютером у большинства педагогического коллектива; начать формирование информационной культуры уже с первых дней детей в школе.          

 Благодаря внедрению ИТ в образовательный процесс мы создаем новые возможности для всех участников  процесса: от сокращения времени на поиск и доступ к необходимой информации, ускорения обновления содержания образования до повышения уровня индивидуализации образования, его личностной ориентации.                                                                                                                          

В нашей школе накоплен большой опыт использования информационных технологий  в учебной и методической работе, ведётся поиск наиболее интересных и эффективных видов работы. В настоящее время информационные технологии в нашей школе используются в образовательном процессе в следующих направлениях:

  1. при подготовке и проведении уроков,
  2. для создания авторских мультимедийных разработок уроков,
  3. в рамках индивидуальной и групповой проектной деятельности,
  4. в управлении образовательным процессом.

Новые возможности сети Интернет для образования требуют их учета при построении школьного информационного образовательного пространства, которое сегодня не может ограничиваться стенами школы. Необходима поддержка дополнительного обучения школьников дома, подготовки учителей к занятиям.

При этом возникает проблема получения безопасной информации. Проблема информационной безопасности для школьников в Интернет приобретает все большую актуальность для здоровья и интеллектуального, нравственного развития молодежи. Одним из путей преодоления такой угрозы является использование в обучении качественных, проверенных информационных сайтов. Создание безопасного информационного образовательного пространства и формирование высокого уровня ИКТ-компетентности педагогов позволят решить задачи подготовки учащихся к жизни в условиях информационного общества, повышения качества образования.

Одним из необходимых условий использования ИТ в школе является наличие современного уровня информационной культуры педагогов. Решение проблемы учителей–предметников в освоении компьютера и информационных технологий не менее важная проблема, чем изучение информатики учениками. В нашей школе все учителя прошли курсовую подготовку и являются активными пользователями ПК.  

Уже третий  год в школе работает временная творческая группа  “Современный учитель (развитие и повышение ИКТ – компетентности учителя)”, в рамках работы которой  проводятся индивидуальные консультации, мастер – классы по обучению работе с интерактивной доской и работе с интернет – источниками. С сентября 2011 года начала свою деятельность временная творческая группа  по направлению «Публичная презентация педагогической деятельности», данное направление работы стало необходимым, т.к. педагоги нашей школы активно сотрудничают с образовательными порталами и сетевыми педагогическими сообществами. 80% педагогических работников принимают активное участие в дистанционных олимпиадах, конференциях, конкурсах.

Педагогами школы разработан и активно обновляется школьный сайт, который наполнен образовательной и развивающей информацией: электронные портфолио педагогов, персональные блоги педагогических работников и информация о работе школьных методических подразделений.  

Информационное образовательное пространство и ИКТ- компетентность педагогов оказывают взаимовлияние друг на друга. Учитель является ключевой фигурой информационного образовательного пространства. Именно учитель решает, в каком качестве, в каком объеме и для каких целей могут быть использованы средства ИКТ в учебном процессе. Т.е. учитель является одним из наиболее активных участников создания информационного образовательного пространства школы.

Администрацией школы созданы условия, как традиционного повышения квалификации каждого педагога, так и возможности использовать дистанционное обучение, получать постоянную методическую помощь, консультации, использовать ресурсы сетевых педагогических сообществ и т.п.   

Самым простым вариантом информатизации урока является использование электронных учебников и мультимедийных энциклопедий на компакт-дисках для демонстрации при объяснении нового материала, закрепления пройденного, обобщении и систематизации знаний. Использование мультимедийных компакт -  дисков в виде текстовой, графической, аудио- и видеоинформации обеспечивает эффективность обучения детей с разными типами восприятия.  

Более опытные педагоги наряду с готовыми материалами CD используют авторские мультимедийные разработки.  В нашей школе – это 60% педагогических работников.

Наши учащиеся, особенно старшеклассники, имеют возможность работать с электронными учебными пособиями из медиатеки школы индивидуально или в малых группах (работая в кабинете ИВТ или библиотеке). Такая работа особенно актуальна для тех учащихся, которые желают наверстать пропущенные темы (часто болеющие дети) или потренироваться перед зачётом, повторить материал для

подготовки в вуз. Умение самостоятельно работать в мультимедийной образовательной среде способствует реализации принципа непрерывного самообразования, который диктуется динамикой развития современного общества.

   Следующим направлением использования ИТ в образовательном процессе является проведение интегрированных уроков в методике презентаций и проектная деятельность, которая предусматривает видео и компьютерные презентации. Ежегодно в школе проводится школьная учебно – научная конференция «Шаг в будущее», на которой  учащиеся 3 - 11 классов защищают свои проекты и научно – исследовательские рефераты.  

Одним из практических результатов проектной деятельности старшеклассников явилось создание школьного сайта в Интернете. Веб-страницы сайта рассказывают о жизни школы, её истории, кадрах, традициях и т.п.  

Существующие ресурсы Интернет, хотя и ориентированы на конечного пользователя ПК, а не на систему образования, тем не менее используются нами в преподавании различных дисциплин. Возможны 3 варианта использования в зависимости от целей, которые ставит учитель при подготовке занятия.

Вариант первый: использование  ресурсов  Интернет только как вспомогательного материала  для подготовки конспекта занятий и дидактических материалов для учащихся. В этом случае занятие может проводиться в обычном классе без доступа в Интернет.

Вариант второй: проведение занятий с опосредованным доступом учащихся к информационным ресурсам. В этом случае учитель при подготовке к занятию заранее готовит необходимую подборку материалов из Интернет (на дискетах). Занятие проводится в компьютерном классе.

Вариант третий: непосредственный доступ к информационным ресурсам в режиме on-lain по заранее подготовленным адресам. Такую технологию можно использовать и для обычных уроков, и для элективных  занятий, и для самостоятельной работы учащихся при выполнении ими творческих заданий.

Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет учителю не дать. Самое главное – желание учителя и способность учителя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

курсовая работа заместителя директора по учебной работе

курсовая работа заместителя директора по учебной работе...

Особенности управления в условиях закрытой вечерней школы в современных социально-экономических условиях. творческий отчет заместителя директора по учебно-воспитательной работе

В данной работе описан процесс  воспитания и обучения школьников в вечерней школе при исправительной колонии с учётом особенностей контингента обучаемых, поставлены цели и задачи работы образоват...

Папка заместителя директора по учебно-воспитательной работе

Документы, связанные с деятельностью заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе....

Внеклассное мероприятие по программе гражданско-нравственного воспитания детей, подростков и молодежи на семинаре заместителей директоров по учебно-воспитательной работе. Тема: «Богач за неделю - грязные деньги"

Главная идея- все, что мы делаем в этой жизни, оказывает влияние  на нашу личность, формирует наши привычки, складывает характер. Нередко нам кажется, что для достижения хороших целей можно...

План заместителя директора по учебно - воспитательной работе

План заместителя директора по учебно - воспитательной работе в сфере дополнительного образования...

Мастер-класс для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе. "Рисование в стиле тингатинга".

Использование нетрадиционных методов в рисовании - это удивительное и увлекательное занятие для тех, кто не умеет держать в руках кисть и карандаш. Рисование в стиле тингатинга научит не только детей,...