Технология тьюторского сопровождения на уроках истории и обществознания в рамках системно-деятельностного подхода.
учебно-методический материал

Семутина Ирина Валерьевна

Предварительный просмотр:

Технология тьюторского сопровождения

на уроках истории и обществознания

в рамках системно-деятельностного подхода.

Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, -
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.

Н. Рыленков

(Слайд 2)

Слайд 3.

Школа сегодня стремительно меняется, пытаясь попасть в ногу со временем. Главное изменение в обществе – это ускорение темпов развития. 

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

- анализировать свои действия;

- самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

- отличаться мобильностью;

- быть способны к сотрудничеству;

- обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.  

Неслучайно на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришел лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Сегодня важно не столько дать ребенку большой багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться. 

Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.     

Слайд 4.

Таким образом, в настоящее время в образовании происходит смещение акцента  с усвоения фактов (Результат – Знания) на овладение способами взаимодействия с миром (Результат – Умения). 

В связи с этим мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. 

Слайд 5.

            Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где методологической основой является системно-деятельностный подход (СДП), который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического, гражданского общества.  СДП обеспечивает:

  •  формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с  учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

 Слайд 6.

Задача учителя – организовать урок таким образом, чтобы включить детей в деятельность. Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. И в такой ситуации учитель должен выступить как организатор и координатор в процессе обучения, поддерживать индивидуальное развитие учащихся – то есть стать тьютором.

Задача тьютора – построение образовательного пространства как пространства проявления познавательных инициатив и интересов учащихся, что возможно на любой ступени образования. Тьютор проектирует события, направленные на выявление и поддержку образовательных интересов учащихся, организует включение ребенка в проектную, игровую, авторскую деятельность.

Слайд 7.

Чем же учитель отличается от тьютора?

Учитель в первую очередь ориентируется в своей деятельности на:

• содержание учебного предмета и те способы действия, которые необходимы для его освоения;

• концентрацию ученика на учительском действии и слове;

• соотношение действий ученика с образцом, исходящим от учителя;

• ограничение содержания общения c ребенком тем, что необходимо в передаче образцов от учителя к ученику;

• послушание и прилежание ребенка.

Позиция тьютора имеет принципиально другие основания к действию, и перечень ориентиров совсем иной:

• образовательный опыт ученика – возможность проб и исправления ошибок,  признание их ценности;

• его инициатива в привлечении своих знаний и умений в дополнительных, не являющихся школьно-предметными областях знаний;

• любое, по своему содержанию активное действие ребенка как источник новых направлений в его образовательном движении;

• ситуация общения и установление личного контакта с учеником;

• воля и выбор ребенка, его осмысленность по отношению к собственным действиям;

• коммуникация и позиционное самоопределение участников реальной ситуации деятельности.

Учитель

Тьютор

Образовательный аспект

Содержание учебного предмета и те способы действия, которые необходимы для его освоения

Образовательный опыт ученика – возможность проб и исправления ошибок, признание их ценности

Организация деятельности

Соотношение действий ученика с образцом, исходящим от учителя

Любое, по своему содержанию активное действие ребенка как источник новых направлений в его образовательном движении

Коммуникативный аспект

Ограничение содержания общения с ребенком тем, что необходимо в передаче образцов от учителя к ученику

Ситуации общения и установления личного контакта с учеником.

Рефлексивная деятельность

Соотношение действий ученика с образцом, исходящим от учителя, послушание и прилежание ребенка.

Воля и выбор ребенка, его осмысленность по отношению к собственным действиям, позиционное самоопределение участников.

Слайд 8.

Тьюторское сопровождение на уроках в общем образовании наиболее применимо в старшей школе. Так, например, в МБОУ СОШ № 4 им. П.И. Климука переходя на старшую ступень образования, ученики самостоятельно выбирают для себя образовательную линию в вариативной части обучения: гуманитарное направление, химико-биологическое, физико-математическое, где каждый ученик вместе с тьютором имеет возможность выстроить собственное образовательно пространство.

Я являюсь учителем гуманитарного направления, в котором основными предметами выступают: история и обществознание, представленные элективными курсами. Ребята активно разрабатывают дискуссионные и проблемные вопросы, а также способы их решения. Я как тьютор стараюсь только вместе с ними выбрать возможный путь решения, обсудить пути решения вопроса, проанализировать действия, которые уже ученики совершили. Примером такой тьюторской деятельности может служить проведение с учениками 10 класса занятия по теме «Субкультуры». После урока «Культура и духовная жизнь общества» ребята заинтересовались вопросом: а что такое субкультуры и какое влияние они оказывают на общую культур? Они решили по группам представить отдельные субкультуры: эмо, хиппи, готы, панки и др. Как тьютор, я помогла для всех субкультур определить основные вопросы для сравнения. Форму выступления и представления своей субкультуры ребята выбирали самостоятельно. Увидев разнообразие с одной стороны, и большое сходство с другой у многих субкультур, они решили провести анкетирование среди ученического и педагогического коллективов на предмет влияния субкультур на общество. И снова тьюторское сопровождение включало в себя помощь в разработке вопросов для анкетирования, и совместный анализ полученных результатов.

Слайд 9-10.    

В среднем звене тьюторское сопровождение уместно использовать прямо на уроках, ставя перед учащимися задачи-вызовы. Попробую рассказать, как это можно сделать на различных этапах урока.

При формулировании темы урока, его целей и задач я стараюсь подвести учеников к некой образовательной или педагогической задаче, решить которую они могут самостоятельно в течение  урока с помощью отдельных средств и методов. Например, на уроке обществознания по теме «Государство» в 9 и 11классах можно использовать высказывания известных людей о нем, не называя это понятие.  Учащиеся определяют, что понятием, о котором пойдет речь на уроке является «государство», а также выделяют неоднозначность этого понятия и ставят задачу выделить характерные признаки и формы государства. Я как тьютор помогаю им определить основные направления их будущей деятельности.

Слайд 11-12.

В 6 классе по теме «Феодальная раздробленность» поставив перед учащимися проблему «Почему время с 9 века называют периодом раздробленности, если в 10 веке была восстановлена империя?», направляю их на то, что необходимо вспомнить для решения данного противоречия, а также предлагаю выбрать способ нахождения ответа.

Слайд 13.

На различных уроках ученики выбирают разные способы своей деятельности: индивидуальная, парная, групповая работа, работа с историческим документом, работа с картой, составление схемы или кластера. Так, например, на уроке в 10 классе по теме «Крещение Руси как европейский феномен» ребята пытались самостоятельно попробовать выбрать государственную религию для Киевской Руси. Они объединились в группы и с помощью технологии объединенных коммуникаций искали положительные последствия принятия Русью той или иной религии. А один из учащихся в роли князя Владимира Святославовича делал свой выбор на основе выступления каждой группы. В результате все пришли к общему выводу, что единая религия для древнерусского государства была необходима, но большинство ребят и сам князь Владимир склонили свой выбор на мусульманской религии.

Слайд 14-15.

На уроке всеобщей истории в 6 классе, определяя основные события Столетней войны, каждый мог выбрать из представленных мной как тьютором задания. Кто-то, лучше представляя географическое положение стран Англии и Франции, работал с исторической картой. Кто-то, лучше понимая язык документов, выделял причины и следствия событий. А кто-то искал характеристики исторических личностей и определял их роль в событиях данной войны и истории в целом. Однако общая работа всех учащихся должна была определить основной итог: создание централизованных государств в этих странах. А также поставить новую задачу: а какое государство принято называть централизованным?

Слайд 16.

На этапе рефлексии учащиеся самостоятельно, применяя новые знания, пытаются найти ответ на выдвинутые мной задачи-вызовы.

«Попробуйте объяснить разницу в понятиях государственная и феодальная раздробленность».

Государственная  раздробленность

Феодальная  раздробленность

__________________

__________________

Или по теме «Социальная стратификация» в 10 классе даю прослушать фрагменты песен  и ответить на вопросы к ним.

А также прошу ученика оценить уровень полученных им знаний, уровень работы самостоятельно или в группе.

Слайд 17.

Таким образом, тьюторская деятельность может осуществляться в различных масштабах: как отдельные элементы в процессе обучения и как целенаправленный процесс самого ученика в сопровождении педагога.  И здесь следует понимать, что тьютор не только оказывает помощь ученику в осознанном выборе, но и обсуждает проблемы и трудности процесса самообразования, возникающие у школьников, создает условия для их решения.

Идея человека, его предназначение становится стержнем конструирования, главным смыслом содержания образования в соответствии с ФГО  ООО. И тьюторское сопровождение,  реализуя эту идею в рамках СДП, положительно влияет на качество образования каждого ученика.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология тьюторского сопровождения на уроках истории и обществознания в рамках системно-деятельностного подхода.

Слайд 2

Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей, - Пока идешь за кем-то вслед, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется. Н. Рыленков

Слайд 3

«ОБРАЗОВАНИЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ЖИЗНИ»

Слайд 4

XX век XXI век

Слайд 5

такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными "приемниками" информации, а сами активно участвуют в учебном процессе. Системно-деятельностный подход как концептуальная основа ФГОС общего образования -

Слайд 6

Учитель Тьютор Образователь-ный аспект Содержание учебного предмета и те способы действия, которые необходимы для его освоения Образовательный опыт ученика – возможность проб и исправления ошибок, признание их ценности Организация деятельности Соотношение действий ученика с образцом, исходящим от учителя Любое, по своему содержанию активное действие ребенка как источник новых направлений в его образовательном движении Коммуникатив-ный аспект Ограничение содержания общения с ребенком тем, что необходимо в передаче образцов от учителя к ученику Ситуации общения и установления личного контакта с учеником Рефлексивная деятельность Соотношение действий ученика с образцом, исходящим от учителя, послушание и прилежание ребенка. Воля и выбор ребенка, его осмысленность по отношению к собственным действиям, позиционное самоопределение участников.

Слайд 7

1. Древнегреческий философ Демокрит писал: «…Хорошо управляемое ЭТО – есть величайший оплот: в нем все зак-лючается и, когда оно сохраняется, все цело, а погибает оно, с ним вместе и все гибнет». 2. Б. Спиноза справедливо заметил: « ЭТО могущественно тог-да, когда оно гарантирует каждому не только сохранение жиз-ни, но и его собственность, безопасность, честь и свободу». 3. В. И. Ленин утверждал: « ЭТО есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы». 4.Французский король Людовик XIV , обращаясь к депутатам парламента, заявил: «Вы думаете, господа, что ЭТО – это вы? Ошибаетесь, ЭТО – это я!» Формулирование темы и проблемы урока

Слайд 8

1. Древнегреческий философ Демокрит писал: «…Хорошо управляемое государство – есть величайший оплот: в нем все заключается и, когда оно сохраняется, все цело, а погибает оно, с ним вместе и все гибнет». 2. Б. Спиноза справедливо заметил: « Государство могущест-венно тогда, когда оно гарантирует каждому не только сох-ранение жизни, но и его собственность, безопасность, честь и свободу». 3. В. И. Ленин утверждал: « Государство есть машина для угне-тения одного класса другим, машина, чтобы держать в пови-новении одному классу прочие подчиненные классы». 4.Французский король Людовик XIV , обращаясь к депутатам парламента, заявил: «Вы думаете, господа, что Государство – это вы? Ошибаетесь, Государство – это я!» Формулирование темы и проблемы урока

Слайд 9

Определяем проблему Период с IX по XIV век называют периодом феодальной раздробленности в Западной Европе. Справочные сведения: В 962 году была создана Священная Римская империя. Сравни исторические факты. Какой у тебя возникает вопрос?

Слайд 10

Актуализация знаний и планирование ФЕОДАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЗАВИСИМЫЕ КРЕСТЬЯНЕ РАВЕНСТВО СВОБОДНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ ВАССАЛ СЕНЬОР БАРЩИНА ФЕОД ОБРОК РЫНОК НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ Выбери признаки данного понятия и соедини их стрелками. Укажи границы империи Карла Великого (придумай условный знак). Когда и как она была создана?

Слайд 11

Практическая деятельность учащихся РИМ ВИЗАНТИЯ ХАЛИФАТ

Слайд 12

Практическая деятельность учащихся По данным карты докажи, что война складывалась в пользу англичан . Какие обстоятельства помогли Франции одержать ряд побед над англичанами? Из книги Жана Жуэнви’ля, маршала Шампа’ни. «О святых речах и добрых делах Людовика Святого» о событиях 1248–1254 годов «…Мир, который он (король Франции) заключил с королём Англии, заключил он против желания своего Совета, который заявлял ему: "Сир, нам кажется, что вы теряете землю, которую даёте королю Англии, ибо он не имеет на неё прав: ведь его отец потерял её по суду". На это король ответил, что… есть основательная причина дать ему землю. Ведь мы женаты на сёстрах, и наши дети – двоюродные братья; поэтому подобает быть миру между нами. Для меня же в мире с королём Англии – великая честь, ибо он становится моим человеком, кем бы он ни был раньше…» Судя по фактам, изложенным в этом отрывке, какие были отношения между королями Англии и Франции в середине XIII века?

Слайд 13

Некоторые исследователи считают, что Жанна д'Арк была благородного происхождения, а не «девушка из простого народа». Можно ли тогда её считать народной героиней? Почему? Практическая деятельность учащихся

Слайд 14

Осуществление контроля и проверки (рефлексия) Попробуй объяснить разницу в понятиях государственная и феодальная раздробленность. Проверь себя по словарю. Государственная раздробленность Феодальная раздробленность __________________ __________________

Слайд 15

Тьюторское сопровождение в рамках системно-деятельностного подхода в образовании – это главный смысл содержания образования в соответствии с ФГОС ООО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательной самостоятельности учащихсяна уроках истории и обществознания на основе деятельностного подхода.

В работе рассматриваются формы работы на уроке, позволяющие реализовать деятельностный подход в обучении....

Технология критического мышления на уроках истории и обществознания (опыт учителя истории Козловой Т.А.)

Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках истории и обществознания - это совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика, п...

урок русского языка в рамках системно-деятельностного подхода "Типы речи"

Урок русского языка в рамках системно- деятельностного подхода....

Урок по физике в рамках системно-деятельностного подхода в 8 классе по теме "Объяснение электрических явлений".

Тип урока: Урок « открытия» нового знания.Образовательная цель: объяснить, зная строения атома, электрические явления.Деятельностная цель: приобретение опыта самостоятельного поиска и отбора информаци...

Проектирование уроков физической подготовки в рамках системно – деятельностного подхода

Презентация на тему " Проектирование уроков физической подготовки в рамках системно – деятельностного  подхода"...

Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода, как основа реализации ФГОС

Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода,   как основа реализации ФГОС...

Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода, как основа реализации ФГОС ghtptynfwbz

Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода,   как основа реализации ФГОС...